Мария Монтессори и история ее метода

Дисциплина: «Современные технологии дошкольного образования»

Тема: «Технология свободного саморазвития ребенка в специально подготовленной среде (Монтессори-педагогика)»

Количество часов: 4 часа.

План:

1. Мария Монтессори и история ее метода.

2. Теоретические основы технологии саморазвития М. Монтессори.

3. Практические особенности педагогики Монтессори.

Основная литература:

1. Князев, Е. А. Отечественное дошкольное образование и педагогика. Исторический обзор: учебник / Е. А. Князев. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 305 с. — ISBN 978-5-9765-3782-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/110561 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2.  Мильситова, С. В. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста:: учебное пособие / С. В. Мильситова. — Кемерово: КемГУ, 2016. — 132 с. — ISBN 978-5-8353-2103-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99425 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности: монография / составитель О. А. Граничина. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 331 с. — ISBN 978–5–8064–2698–2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136750 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Дополнительная литература:

4. Ильин, Г. Л. Системы дошкольного образования в европейских, азиатских и американских странах. Сравнительный анализ: учебное пособие / Г. Л. Ильин. — Москва: МПГУ, 2017. — 64 с. — ISBN 978-5-4263-0532-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107329 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Мария Монтессори и история ее метода

Педагогическая система Марии Монтессори построена, в первую очередь, на критике традиционной системы воспитания и обучения.

Недостатки традиционной системы, о которых писала Мария Монтессори более 100 лет назад, характерны и для современности: «мы вмешиваемся в их (детей) жизнь, ведущую к спасению, мы стараемся подчинить себе малышей, несмотря на яростное сопротивление. Мы вмешиваемся мягко, коварно. Ребенок переживает, нечаянно разбив что-то, он хочет исправиться, научиться, а мы растравляем его боль, предлагая небьющиеся тарелки и чашки, мягкие игрушки, чудесных плюшевых мишек, резиновых кукол. Ошибка скрыта. Какое-то неправильное движение мышц осталось незамеченным. Сожаление, раскаяние, стремление к совершенству – ничего этого нет. Ребенок остался в заблуждении. И вот он неловкий, тяжелый, равнодушный с плюшевым мишкой в руках. Он скован пустотой и ошибками, он потерялся. Взрослый еще больше притесняет ребенка: он все делает за него, одевает, даже кормит. Но цель ребенка не в том, чтобы быть одетым и накормленным. Его цель глубже: он двигается, упражняет интеллект, стремится стать лучше. Какими тонкими намеками взрослые стараются его запутать: «Зачем так напрягаться? Чтобы умыться, чтобы завязать шнурки? Но ты можешь получить все это без всяких усилий, все будет сделано превосходно. Не шевельнув пальцем, ты получишь в сто раз больше, чем мог бы сделать сам, стараясь изо всех сил». Тебе даже не придется положить в рот кусок хлеба, тебя сберегут и от этой работы, пища сама попадет в рот». Последствия такого взаимодействия неблагоприятно сказываются на развитии каждого человека, воспитывавшегося таким способом, что регулярно можно наблюдать и в нашем обществе. Выбор темы обусловлен актуальностью данной проблемы.

Технология саморазвития Марии Монтессори предполагает совершенно иной подход к воспитанию, подход, не содержащий перечисленных ошибок. Подробному анализу и рассмотрению методики Монтессори и посвящена данная работа.

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) и была единственным ребенком в семье. Ее отцом был высокопоставленный государственный чиновник Алессандро Монтессори, а матерью – Ренильде Стопани, происходившая из старейшего итальянского рода, в котором было немало ученых.

В то время в строгой католической Италии было не принято, чтобы женщины получали серьезное образование. Однако Мария Монтессори с детства проявляла незаурядные способности и в возрасте 12 лет была принята в техническую школу для юношей, а затем поступила на медицинский факультет Римского университета. Благополучно окончив университет, в 1896 году Монтессори стала первой в Италии женщиной-врачом.

Работая во время учебы ассистенткой врача в университетской клинике, Мария наблюдала за умственно отсталыми детьми, которых в то время не лечили, а просто запирали, изолируя от общества. Придерживаясь либеральных взглядов и будучи борцом за права человека, Мария Монтессори не могла смириться с такой участью детей с ограниченными возможностями и стала переводить на итальянский язык работы французских психологов Гаспара Итарда и Эдуарда Сегена, изучавших проблемы слабоумных детей.

Кроме того, Мария Монтессори изучала труды педагогов и философов Жан-Жака Руссо, Йохана Хенрика Песталоцци, Фридриха Фребеля, которые высказывали и подчеркивали идеи о том, что потенциал ребенка может полностью раскрываться только в условиях свободы ребенка и любви к нему.

Изучение детской психологии и педагогики привело Монтессори к выводу о том, что проблемы детей с ограниченными возможностями – это проблемы скорее педагогического плана, чем медицинского. «Мария Монтессори задается вопросом, что было бы, если бы дети с ограниченными возможностями, дети, которых отвергло общество, оказались в иной среде? Быть может, если бы они не были заперты в стенах больницы, имели игрушки и книжки, если бы им уделяли внимание взрослые, родители и педагоги, они смогли бы догнать в развитии своих здоровых сверстников?».

В институте экспериментальной психологии при Римском университете Монтессори начала вести свои научные исследования, сконцентрировав внимание на влиянии биологических факторов и, главным образом, факторов окружающей среды на развитие умственных способностей детей.

В 1898 году у Марии родился собственный сын – Марио Монтессори, однако «ее отношения с возлюбленным не привели к замужеству, и она отдала своего сына на воспитание в интеpнат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле – посвятить себя чужим детям. Мария и ее сын впервые встретились, только когда Марио был уже молодым человеком».

В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу – первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. Эту школу возглавила Мария Монтессори. Всего за три месяца Монтессори создала для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. «Через три месяца комиссия из представителей министерства образования, членов Лиги и городского совета пожаловала с подведением итогов ее работы. Сначала было короткое выступление самой Монтессори, затем учителя школы отвечали на вопросы, и, наконец, дети показали то, чему они научились за столь короткое время. Результаты были ошеломляющие. Школа и труд ее педагогов во главе с директором были справедливо оценены очень высоко». Впоследствии с помощью материалов, разработанных Монтессори, умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

В 1904 году Мария Монтессори возглавила кафедру антропологии в Римском университете и начала проводить различные антропологические исследования в педагогической области.

Высокая эффективность метода, разработанного и применяемого Монтессори для обучения умственно отсталых детей, привела ее к мысли о том, что этот метод развития можно перенести и на здоровых детей. В 1907 году Монтессори открыла в Сан-Лоренцо школу под названием «Дом ребенка» (Casa dei bambini). «Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними». В «Доме ребенка» дети из низших слоев общества в течение короткого времени овладевали чтением, письмом и счетом.

Школа была одновременно и исследовательской лабораторией: «Мария Монтессори постоянно экспериментировала с различными пособиями, вникала в каждую деталь, даже в такую пустяковую, казалось бы, как форма мебели. В работе оставалось только то, что приносило наилучшие результаты».

В 1908 году Монтессори открыла еще одну школу, а в 1909 году провела свой первый курс по подготовке Монтессори-учителей. С этого момента метод Монтессори приобрел известность не только в Италии, но и во всем мире: на курсы Монтессори приезжали педагоги из разных стран, а ее книги («Антропологическая педагогика», «Метод Монтессори») были переведены на 20 языков. В результате во многих странах (Италии, Англии, Германии, Голландии, Швейцарии) возникли «Монтессори-общества», а в 1929 году была основана Международная Ассоциация Монтессори (AMI – Association Montessori-International), организованная Марией Монтессори и ее сыном и существующая до настоящего времени.

Мария Монтессори дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже (и некоторое время он лично возглавлял Монтессори общество Женевы), переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняла выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития.

Однако в дальнейшем на развитие и распространение метода Монтессори стала оказывать большое влияние политика. В 1926 году в России Наркомпрос запретил использование метода Монтессори как идеологически противоречащего политике коллективизма. В Германии и в Италии школы Монтессори были разгромлены воинствующими национал-социалистами, а самой Марии Монтессори пришлось, спасаясь от преследований, покинуть родную страну и жить в других странах (Испании, Голландии, Индии), где она продолжала активную деятельность по обучению педагогов и развитию своего метода.

В 1950 году в Голландии Марии Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Ее труды дважды были выдвинуты на международную Нобелевскую премию.

В начале 50-х годов ХХ века Мария Монтессори написала свои главные труды, и в 1952 году скончалась в Голландии в возрасте более 80 лет.

Заслуги Марии Монтессори признаны во всем мире. «Ее портрет украшает одну из итальянских купюр. … сегодня в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии – 40%, а в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет». Монтессори-школа, находящаяся в Индии, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая многочисленная – в ней обучаются более 22 тысяч детей.

В России метод Марии Монтессори получил распространение лишь с 1991 года с открытия Еленой Хилтунен в Москве первой российской экспериментальной Монтессори-школы для маленьких детей.

В настоящее время существует Ассоциации Монтессори-педагогов России, объединяющая более 5 тысяч российских педагогов-энтузиастов, под руководством Ларисы Климановой. По данным Ассоциации, сейчас в России существует 530 учебных заведений, действующих по методу Марии Монтессори.

Свою педагогическую систему Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Рассмотрим сущность метода более подробно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: