Ребенок и окружающая среда

По мнению Марии Монтессори, «малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем». Поэтому Мария Монтессори в своей педагогической концепции акцентировала идею о том, что для ребенка необходимо специально создавать особую, удобную для ребенка и способствующую его развитию среду: «необходимо так подготовить среду, чтобы ребенок нашел в ней средства самообучения».

Специально подготовленная для активного развития ребенка окружающая среда является важнейшим и первостепенным элементом педагогической системы Марии Монтессори. «Специально подготовленная среда – это такая окружающая обстановка, в которой малышу доступны возможности заниматься тем, что ему интересно, и тем, что соответствует его текущему сензитивному периоду».

Подготовленная среда содержит все необходимое для развития ребенка. Взаимодействуя с такой средой, ребенок получает богатые сенсорные впечатления и осваивает способы обращения с различными предметами. В подготовленной среде нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент подготовленной среды выполняет определенную функцию и соответствует потребностям и возрастным особенностям ребенка.

Мебель. «Едва ли не первое, что делает Монтессори в своей новой школе, это раз и навсегда выдворяет из класса Ее Величество Парту, которая, как она полагает, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка. Отныне в Монтессори-классах парты заменяются легкими столиками и ковриками, которые ребенок может самостоятельно перенести по своему желанию в любой уголок комнаты». Мебель в Монтессори-классах соответствует росту и пропорциям ребенка, столики и стульчики имеют оптимальную форму. Вес столиков и стульчиков таков, что дети имеют возможность самостоятельно переставлять их, выбирая себе место для занятий. Высота шкафчиков позволяет ребенку достать все необходимое ему даже с самых верхних полок. Таким образом, особенности мебели в Монтессори-классах не только обеспечивают удобство ребенка в процессе занятий, но и способствуют развитию у ребенка навыков самостоятельности.

Дидактический материал Монтессори. На полках шкафчиков, в свободном доступе и на уровне глаз ребенка находятся так называемые Монтессори-материалы, которые представляют собой одновременно и привлекательные для ребенка игрушки, и учебные пособия. «Это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы, и т. д.), таблички, дощечки, рамки, подвижный алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некоторые из них имеют характерный цвет (например, розовая башня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные модели – например, глобус «континенты», на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания континентов».

По степени ясности, структуре и логической последовательности дидактические материалы Монтессори соответствуют уровню и сенситивным периодам развития ребенка. «Все Монтессори-материалы удивительно конкретны и наглядны и позволяют ребенку не просто принимать на веру слова учителя, а на основании собственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, а дважды два – и в самом деле четыре, а Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот».

Монтессори-материалы настолько многообразны, что, по мнению К.Сумнительного, в совокупности представляют собой полную модель мира. «Одной из задач методики Марии Монтессори было создать такую среду, где у ребенка был бы полный диапазон выбора деятельности. Поэтому Монтессори-среда имеет четкую логику построения, в основе которой – познавательные и другие психологические потребности ребенка. Шаг за шагом, методом проб и ошибок, Монтессори и ее последователи разработали наиболее совершенные Материалы, которые полностью удовлетворяют у маленьких детей жажду познания окружающего мира».

Благодаря таким материалам ребенок одновременно приобретает навыки взаимодействия с предметами и развивается интеллектуально: «для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. В созданной согласно Монтессори «подготовительной среде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность … Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт».

Особенностью Монтессори-материалов является еще и то, что в них заложена возможность самоконтроля: ребенок сам видит свои ошибки и исправляет их, приучаясь к точности и деловитости.

Кроме того, в процессе взаимодействия с Монтессори-материалами ребенок учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения, и таким образом развивается его воля. Испытывая интерес к специально созданным привлекательными материалам, ребенок приобретает интерес, и таким образом развивается его мотивационная сфера. Следовательно, Монтессори-материалы обеспечивают всестороннее развитие ребенка.

Все дидактические материалы Монтессори изготовлены очень качественно, из натуральных материалов. Многие из них достаточно сложны в изготовлении. Поэтому Монтессори-материалы являются достаточно дорогостоящими и применяются преимущественно не в домашних условиях, а в Монтессори-классах. «Есть сведения, что более семидесяти процентов материалов она (Мария Монтессори) в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют Золотой материал Монтессори». Золотой материал Монтессори не менялся со дня создания и выдержал проверку временем длительностью более 100 лет.

В целом около 90% учебного времени в детских садах по системе Монтессори занимает свободная самостоятельная работа с учебным материалом. «В классе есть и обычные игрушки, и просто удивительно наблюдать, что дети почти всегда предпочитают им монтессори-материалы. Секрет в том, что материалы для детей – такие же игрушки, как куклы или машинки. При этом они вызывают у детей естественный интерес, который не становится слабее в каждом новом поколении вот уже более ста лет. Ребенок играет, играет сам, без вмешательства взрослых. И при этом он выполняет обучающую задачу, которая была вложена в материалы на стадии разработки – развивает координацию, совершенствует моторику, учится аккуратности и вниманию, осваивает основы чтения и счета». Таким образом, в процессе взаимодействия с Монтессори-материалами ребенок обучается легко и непринужденно в процессе игры и испытывает от этого удовольствие.

Зоны. Помещение, в котором расположен Монтессори-класс, условно разделено на несколько участков (зон), внутри которых сгруппирован соответствующий тематический материал. Обычно в Монтессори-классе существуют следующие основные зоны:

1. Зона практической жизни, где ребенок учится навыкам самообслуживания. Данная зона приспосабливает ребенка к практической жизни, обучая его завязывать шнурки, застегивать пуговицы, мыть руки и т.п. «Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата, почистить ботинки настоящим гуталином». В Монтессори-педагогике развитию навыков самообслуживания придается особое значение: такие навыки необходимы ребенку не только сами по себе, но и способствуют развитию мелкой моторики рук, что облегчает последующее обучение письму. «На одном из родительских собраний, – пишет К.Сумнительный, – кто-то испугано вскрикнул: «Вы им и ножницы даете? Даже взрослый человек порою может себя поранить». Это так, но разве нас кто-нибудь учил обращаться с острыми предметами? Разве мы, перед тем как взять в руки ножницы могли потренироваться на разных пинцетах и зажимах? Эти дети могут. Так же как могут перейти к математике и русскому языку, когда сами захотят. В своем индивидуальном темпе, когда созреют, а не когда учитель построит их и поведет на занятие».

2. Зона сенсорного развития, где собраны материалы для развития органов чувств, развития умения различать и познавать свойства предметов (вес, цвет, длину, высоту, форму и т.д.).

3. Зона двигательных упражнений – способствует физическому развитию ребенка.

4. Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и получения конкретных знаний о связи количества и символа и об операциях с ними.

5. Языковая зона, предназначенная для обучения детей чтению и письму и развития словарного запаса детей.

6. «Космическая» зона, где ребенок получает информацию об окружающем мире в целом и о взаимоотношениях и взаимодействии между отдельными его частями.

Кроме того, в понятие «подготовленная среда» Монтессори включает взаимоотношения ребенка с окружающими и Монтессори-учителя – педагога, выполняющего определенные функции, отличающиеся от тех, которые приняты в традиционной системе образования (см. п.3.2).

Взаимодействие ребенка с подготовленной окружающей средой осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. Свобода выбора. Каждый ребенок самостоятельно выбирает, чем он будет заниматься в данный момент времени. «Например, сегодня Катя хочет поливать цветы, в другой день – подметать пол, в третий – рассматривать книги. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими».

2. Структура и порядок. Одно из основных правил в Монтессори-классах –«взял, поработал, положи на место» [9]. Однако данное правило дети выполняют так же не по принуждению со стороны взрослых, а в соответствии с внутренним стремлением к порядку: в Монтессори-классах «мы можем ежеминутно наблюдать непривычное для нас явление: ребенок взял дидактический материал с полки, поработал с ним на своем коврике или столике, и поставил обратно, точно на то же место на полке, где он стоял. … Спонтанное действие малыша, желающего навести порядок, вызывает у традиционных педагогов, по меньшей мере, удивление. Ребенок, в самом деле, свободен. Почему же он не носится по классу и не кричит, а берет с полки один за другим материалы, спокойно работает с ними, а затем ставит на место. Дело в том, что эти материалы имеют удивительно притягательную силу. От притяжения к интересу и любопытству, от радости живого действия с конкретным культурным предметом к постижению мира пролегает линия внутренней мотивации ребенка, которая является основой его деятельности».

Благодаря подготовленной среде, в которой происходит воспитание и обучение детей по принципам педагогической системы Монтессори, у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, т.к. всеми знаниями, умениями и навыками они овладевают совершенно самостоятельно. Кроме того, дети, обучающиеся в Монтессори-классах, обладают хорошим душевным здоровьем и внутренней свободой, поскольку процесс обучения осуществляется без какого-либо давления и принуждения извне, а только благодаря внутренним стимулам – потребностям и интересам самого ребенка.

Ребенок и взрослый

Как и в отношении окружающей среды, Мария Монтессори критически относилась к роли взрослого в воспитании и обучении ребенка в той форме, в какой это принято в традиционных педагогических системах. «Ребенок, – писала она, – подавлен взрослым, который подрывает его волю и вынуждает приспосабливаться к враждебной окружающей среде, наивно полагая, что таким образом развивает ребенка социально. Почти вся так называемая воспитательная работа пропитана идеей о прямой, а, следовательно, насильственной адаптации ребенка к миру взрослого. Такая адаптация основана на полном повиновении, ведущем к отрицанию личности ребенка. При этом ребенок становится объектом справедливости, которая не является справедливостью, объектом оскорбления и грубого обращения, которого сам взрослый никогда не вынес бы».

По мнению Монтессори, роль взрослого в процессе обучения ребенка должна состоять не в том, чтобы учить его, а в том, чтобы дать ему возможность и помочь учиться самому. Другими словами, главная цель работы педагога в системе Монтессори заключается не в том, чтобы передавать ребенку свои знания, а в том, чтобы помочь ему собрать и накопить собственные знания. Девиз Монтессори-педагогики – «помоги мне сделать это самому».

Исходя из данной главной цели, можно выделить следующие задачи, которые стоят перед педагогом в воспитательной системе Монтессори:

1. Создание подготовленной среды. Взрослый «создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки положи их в беспорядке могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям».

2. Внимательное наблюдение за ребенком для того, чтобы вовремя заметить наступление сенситивных периодов, оценить уровень готовности ребенка к следующему этапу обучения, определить его склонности.

3. Пробуждение интереса ребенка к занятиям. Исходя из результатов своих наблюдений, педагог предоставляет ребенку для выбора соответствующие материалы – с одной стороны, не слишком простые и не слишком сложные для него на данном этапе его развития, с другой стороны – именно те материалы, которые соответствуют склонностям ребенка и сенситивным периодам, уже наступившим и еще не завершившимся в процессе развития данного ребенка.

4. «Презентация» Монтессори-материалов: педагог объясняет и показывает детям, обратившимся к данному материалу впервые, что с ним можно делать, как с ним играть. Взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес. Кроме того, Монтессори-педагог помогает разобраться с различными трудностями, возникающими у детей в процессе их деятельности, но только тогда, когда ребенок сам обращается к взрослому за помощью. В остальных случаях педагог не вмешивается в деятельность ребенка, предоставляя ему возможность справиться со всеми трудностями самому.

Общение Монтессори-педагогов с детьми характеризуется рядом особенностей, отличающих его от общения между педагогом и детьми в традиционной системе образования.

Во-первых, Монтессори-педагоги всегда разговаривают с детьми сидя на корточках. «Зачем взрослый «ползает по полу»? Все очень просто – чтобы быть на одном уровне с ребенком, выступать в качестве коллеги и помощника. Детям проще общаться, находясь на одном уровне с собеседником. Согласитесь, ведь вам тоже приятней видеть лицо, а не ноги собеседника!».

Во-вторых, Монтессори-педагог ни в какой форме не применяет ни наказаний, ни поощрений детей: «Система Монтессори — это система без наказаний и поощрений. Наказание ведет к агрессии и неуверенности, а похвала – к зависимости».

В-третьих, в тех случаях, когда необходимо вмешательство педагога в процесс деятельности ребенка или детей (например, когда ребенок нарушает правила), Монтессори-педагог не применяет категоричных высказываний и запретов: «Например, вместо «нельзя бросать материал» педагог скажет малышу «материалы после работы мы убираем на место». … Если ребенка привлекает игрушка в чужих руках, педагог напоминает ему, что надо подождать, пока она освободится»

В процессе общения и взаимодействия с детьми Монтессори-педагоги придерживаются следующих заповедей Марии Монтессори:

1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится.

2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.

8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.

9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Таким образом, поведение и общение взрослого с детьми в педагогической системе Монтессори существенно отличается от роли педагога в традиционной системе образования. Поэтому то, как осуществляется занятия в Монтессори-школах, представляет собой нетипичную, непривычную картину в обществе, где преобладает традиционная система образования: «Мне пришлось наблюдать, – пишет К.Сумнительный, – как в одной из групп Монтессори несколько маленьких энтузиастов вызвались вымыть окно. Воспитатель невозмутимо помог им подготовить все необходимое и с олимпийским спокойствием наблюдал, как дети отчаянно боролись с мокрыми тряпками. Уборка их рабочего места заняла у воспитателя не меньше времени, чем само мытье. Но разве это не стоит той старательной сосредоточенности, которая была написана на лицах малышей? И есть ли что-нибудь, что стоит дороже полученного ими удовлетворения от сделанной работы? Пусть первый раз все получилось не идеально, но ребенок учится и гораздо быстрее, и лучше чем взрослый, который рискует, не получив таких навыков в детстве так и остаться неумехой, у которого все из рук валится … Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, то со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству».

 

Ребенок и сверстники

По мнению Марии Монтессори, оптимальные взаимоотношения между людьми и, в частности, детьми, естественны для человека при нормальном, неискаженном ходе его развития. «Гармония движений, вкус к прекрасному, чувствительность к музыке, вежливость во взаимоотношениях – питались из внутреннего источника, – писала она о детях, обучающихся по ее системе. – … Мы не читаем проповеди о вежливости, об уважении к труду, к другим людям, о терпении. … Моральное чувство, о котором говорят позитивисты, – это, в значительной степени симпатия к себе подобным, понимание их боли, справедливость, без нее нет нормальной жизни. Нельзя стать нравственным, заучивая правила и обычаи, потому что память – это еще не все, самая крошечная страсть окажется сильнее. Преступники, если они хитры и прилежны, всегда обойдут закон и совершат свое преступление. Нормальные люди, не зная законов, никогда не нарушат их, благодаря внутреннему чувству, которым руководствуются». Поэтому, согласно Монтессори, единственно возможный способ развития у ребенка способности общаться с окружающими – не мешать и помогать естественному течению процесса развития ребенка.

Общение ребенка со сверстниками в Монтессори-классах осуществляется в рамках двух основных особенностей, отличающих педагогическую систему Монтессори от традиционной с точки зрения взаимодействия детей между собой.

Первая особенность заключается в том, что дети занимаются в разновозрастных группах. При этом старшие дети помогают младшим играть и обучаться. И те, и другие получают от этого пользу: «старшие, помогая маленьким, становятся более ответственными, заботливыми и внимательными к окружающим их людям», а младшие при помощи старших обучаются результативнее.

Вторая особенность связана с тем, что каждый вид материала в Монтессори-классах имеется только в одном экземпляре. Поэтому в тех случаях, когда с данным материалом хотят поработать сразу двое или несколько детей, им приходится договариваться между собой, чтобы делать это вместе или по очереди. Таким образом, ребенок обучается учитывать интересы и потребности других детей и быстро усваивает правила социального взаимодействия.

В итоге «даже двух-трехлетние малыши в Монтессори-садике отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься». При этом усвоение правил взаимодействия с другими обусловлено не принуждением со стороны взрослого, а пониманием их внутренней сущности. Ребенок, обучающийся по педагогической системе Монтессори, правильно общается и учитывает интересы других не потому, что так сказал ему взрослый, а потому, что он сам пришел к пониманию необходимости применения правил социального взаимодействия.

 

Таким образом, главный принцип педагогической системы Марии Монтессори – это предоставление ребенку свободы. И, прежде всего, свободы от традиционного в воспитании принуждения и подавления личности ребенка со стороны взрослого. «Монтессори определила свободу как естественно развивающуюся внутреннюю способность выбирать наилучшее для себя и для других. … речь не идет о вседозволенности, анархии, нарушении социальных норм. Скорее разговор о свободе от собственной беспомощности как в действиях, так и в мыслях. Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других». Свобода, предоставляемая ребенку в системе Монтессори, позволяет ему:

1. Раскрыть в процессе развития свою индивидуальность и строить свое поведение в соответствии с ней, в противовес тому, чтобы перечеркнуть их многочисленными ограничениями и строить поведение в соответствии с правилами, навязанными извне. Ребенок, развивающийся свободно, становится счастливым, и это главное, что отличает его от ребенка, воспитанного традиционными способами.

2. Осуществлять добровольный выбор в процессе деятельности и общения. И свободный ребенок всегда выбирает:

· в процессе деятельности – трудолюбие и стремление к совершенствованию, поскольку ребенку всегда интересно то, что он делает, когда он выбирает это сам;

· в процессе общения и взаимодействия с окружающими – следование разумным правилам и законам, характерным для цивилизованного человека, поскольку ребенок в своем естественном развитии приходит к тем же выводам о взаимодействии людей, к которым пришло общество.

Таким образом, педагогическая система Монтессори является высокоэффективной в достижении целей воспитания личности человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: