Теоретические основы технологии саморазвития М.Монтессори

В процессе развития человеческой личности Монтессори выделила следующие периоды [13]:

1. Первая стадия детства (0-6 лет);

2. Вторая стадия детства (6-12 лет);

3. Юность (12-18 лет).

На первой стадии детства, согласно Монтессори, формируется личность и способности ребенка. В процессе формирования психики ребенка, с точки зрения Монтессори, действует механизм, который она назвала «впитывающим умом» или «впитывающим сознанием». «Наши дети имеют впитывающее сознание – это особый, присущий только детям до 6 лет, механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все окружающее как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы».

Действие механизма «впитывающего сознания», по мнению Монтессори, заключается в том, что ребенок бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. «Невозможно было бы представить свободного ребенка, – пишет Мария Монтессори, – если бы он сам по своей природе не был способен к спонтанному, естественному движению к свободной жизни, если в нем не было бы жажды усилия (желания проявить внутренние силы) и стремления обрести средства, необходимые для гармоничного роста. Чтобы развиваться в нужном направлении, ребенок, которому предоставлена свобода действий, стремится найти в окружающей среде нечто, соответствующее его внутреннему порядку. Так насекомое находит нужный ему цветок. Пчела совершенно свободна, но в поисках нектара, бесценного для нее питания, она опыляет цветы. И нет ничего прекраснее в природе, чем эта связь двух существ, предназначенных самим провидением для взаимной поддержки. Секрет свободного развития ребенка в том, что он сам находит свою духовную пищу, повинуясь глубинному импульсу, сравнимому с тем могучим инстинктом, который заставляет новорожденного припадать к материнской груди. Это неодолимое стремление наилучшим образом обеспечивает внутренние потребности малыша. Стремясь удовлетворить свой инстинкт, свой внутренний голод, ребенок строит, познает себя. Так младенец, питаясь молоком матери, созидает собственное тело, осваивает естественные движения. Ребенку необходимо, чтобы мы дали свободу его спонтанному развитию, чтобы наше несвоевременное вмешательство не остановило его мирное, спокойное движение. Так мы даем свободу младенцу, чтобы он лучше усваивал молоко и нормально рос. Взрослые должны терпеливо дожидаться проявлений внутренней жизни малыша, всплесков неожиданных и захватывающих. Умная мать, дающая младенцу пищу и отдых, следит за его развитием и ждет, пока природа заявит о себе: первый зуб, первое слово и, наконец, день, когда ребенок встанет на ножки и пойдет». Поэтому, с точки зрения Монтессори, на первой стадии детства в высшей степени важны особенности среды, окружающей ребенка.

Кроме того, Мария Монтессори обратила внимание на то, что у ребенка на первой стадии детства существуют определенные периоды, во время которых он особенно легко и естественно воспринимает ту или иную информацию – сенситивные периоды развития. Экспериментальные научные исследования, проведенные позднее, доказали правомерность позиции Монтессори. В развитии ребенка выделяются следующие сенситивные периоды:

· Сенситивный период развития речи – от 0 до 6 лет;

· Сенситивный период сенсорного развития (развития ощущений и восприятия окружающего мира) – от 0 до 5,5 лет;

· Сенситивный период освоения движений и действий – от 1 до 4,5 лет;

· Сенситивный период восприятия порядка (постоянства в окружающей среде) – от 1,5 до 3 лет;

· Сенситивный период интереса к мелким предметам – от 1,8 до 3,5 лет;

· Сенситивный период социальной адаптации (развития сферы общения и взаимоотношений с людьми) – от 2 до 6 лет.

Развитие соответствующих навыков у ребенка может осуществляться не только в сенситивные периоды, однако на других возрастных этапах развитие этих навыков требует значительно больших усилий.

Исходя из перечисленных наблюдений, Мария Монтессори разработала следующие концепции, которые легли в основу ее метода воспитания и обучения детей на первой стадии детства (дошкольников).

Во-первых, каждый ребенок уникален и обладает своими собственными, свойственными только ему индивидуальными особенностями, потребностями и способностями. В том числе и в процессе развития ребенок идет по собственному пути. Поэтому в педагогике Монтессори «не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации. … Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы». Таким образом, педагогика Монтессори позволяет детям обучаться и развиваться свободно, без какого-либо давления и принуждения извне.

Эта особенность педагогики Монтессори резко отличает ее от традиционных педагогических систем, включая принятую в нашем обществе систему воспитания и обучения. «Традиционная советская педагогика, в том числе и дошкольная, что бы ни декларировалось, реально исходила из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребенка. Предполагалось, что поведение ребенка тождественно его сущности. Для того, чтобы ребенок был здоров (а признаками здоровья считалась его упитанность и розовощекость) его надо вовремя кормить и выгуливать. Чтобы он правильно физически развивался, с малышом надо делать гимнастику и так далее. Ребенку все время навязывается чужой и чуждый ему опыт. Монтессори же предлагает дать ребенку реализовать его индивидуальную внутреннюю программу. Дать ему возможность развить собственную психику и интеллект». В педагогической системе Марии Монтессори не учитель, а сам ребенок руководит процессом своего обучения. Роль учителя в процессе развития ребенка только вспомогательная: «для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить» [9]. Взрослые лишь создают ребенку окружающую среду, соответствующую сенситивным периодам его развития.

Во-вторых, педагогика Монтессори исходит из положения о том, что у ребенка существует врожденная потребность познавать окружающий мир, и в связи с этим ребенок испытывает интерес к окружающему миру и естественную радость от процесса обучения. «Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом». Таким образом, в педагогической системе Монтессори ребенок развивается самостоятельно, а процесс развития ребенка регулируется его интересом к окружающей среде и отдельным ее аспектам.

«В моих школах дети могут спокойно работать, – пишет Мария Монтессори, – прежде подавленный дух их раскрывается и проявляет себя свободно. Ничего этого не происходит в традиционных школах. Наши дети открыли нам уровень еще не исследованного сознания, а их деятельность ясно показала тенденции, никогда ранее не исследуемые педагогами и психологами. Например, детей вовсе не привлекали игрушки, которыми взрослые предполагали радовать их, не интересовали сказки. Они стремились быть свободными от взрослых и делать все самостоятельно. Своим видом они просили не помогать им в работе до тех пор, пока такая помощь становится им абсолютно необходимой. Дети были спокойны, заинтересованы в своей работе, впитывали окружающий мир с поразительной ясностью. Очевидно, естественное стремление к познанию длительное время подавлялось прежде энергичным и непосредственным вмешательством взрослых, которые считали, что они могут делать все лучше, чем дети, и подменяли детскую активность своей собственной, а потому подчиняли волю и инициативу детей себе».

Рассмотрим более подробно, каким образом реализуются теоретические концепции, разработанные Марией Монтессори, в практической работе с детьми дошкольного возраста (первой стадии детства).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: