Урок 12. Конкуренция, ее формы. Антимонопольная политика государства

Задание: составить конспект лекции.

 

Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно дороже продать, наемные работники — получить большую зарплату, потребители — купить товары качественнее и дешевле.

Для возникновения конкуренции необходимы следующие условия:
-  наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;
-  отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);
- доступность информации (за исключением той, которая составляет коммерческую тайну) о предложении, спросе, ценах.
 Конкуренция — живительная сила рыночной экономики — служит мощным стимулятором роста производства и повышения его эффективности. Благодаря ей существует множество товаров и возможностей выбора для потребителей. Однако конкуренция зависит от возможной договоренности бизнесменов о рынках сбыта
и ценообразовании, в результате которой возникает своего рода враг конкуренции — монополия.

Конкуренция бывает двух видов: ценовая и неценовая.

Ценоваяконкуренция предполагает продажу товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы для того, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка.
  Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, использовании рекламы и других способов стимулирования сбыта.

Монополия — это рыночное господство одного продавца, любое господствующее положение одного лица (или группы лиц) в какой-либо сфере деятельности.

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:
- высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам — обычно свыше 35%);
- доминирующее (господствующее) положение этих фирм на рынке определенных товаров;
- установление монопольных цен — завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) — и получение благодаря этому сверхприбылей.
    Суть монополистической деятельности фирмы сводится к тому, что она намеренно сокращает количество своих продаж и тем самым создает искусственный дефицит на рынке, что приводит к повышению цен.

Конкуренция имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства:
• способствует более эффективному использованию ресурсов
при производстве необходимых для общества товаров;
• заставляет гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
• создаёт условия для оптимального использования научно-технических достижений, разработки более совершенных методов организации и управления производством;

обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей;
• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей общества и повышение качества товаров
и услуг.
Недостатки:
• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (природные ресурсы, животный мир, рыбные запасы морей и океанов и др.);
• отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
• не создаёт условия для развития фундаментальной науки, системы общественного образования, медицинского обслуживания, многих элементов городского хозяйства;
• не гарантирует право на труд, доход;
• не имеет механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества по уровню жизнеобеспечения.

         Несовершенной конкуренцией является любая форма конкуренции, где не выполняются условия чистой конкуренции.
    В развитых странах практически в каждой отрасли производства господствуют несколько крупных корпораций — монополий, а вотрасли в целом присутствует олигополия. В то же время на этих рынках подавляющую экономическую власть имеет ограниченное число фирм. Поэтому, во-первых, появляется больше возможностей у фирм влиять на цену, а во-вторых, меняются сами формы и методы конкуренции. При чистой конкуренции на рынке выигрывает тот предприниматель или та группа предприятий, которые добиваются более низких издержек производства и выпускают более качественную продукцию. При несовершенной конкуренции всё отмеченное необязательно. Более того, конкуренция претерпевает большую трансформацию: она становится более жёсткой и дорогой. Важно и то, что общим результатом господства монополий является потеря ими желания и инициативы использовать передовые технологии. Их доминирование на рынке и так обеспечивает им большие прибыли. Таким образом, монополия сдерживает не только возможности выбора покупателя, но и технологический прогресс, внедрение инноваций.
    Пример объединения монополистов в одной отрасли (картель) — ОПЕК. Это Организация стран — экспортёров нефти, основанная в 1960 г. с целью координации действий по объёму продаж и установлению цен на сырую нефть. ОПЕК контролирует около половины мирового объёма торговли нефтью. На долю
нефтяного картеля, который в 1962 г. зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти. ОПЕК может косвенно влиять на цену сырой нефти в мире, увеличивая или уменьшая объём её добычи.

    Для ограничения влияния монополий в странах с развитой рыночной экономикой действуют антитрестовские (антимонопольные) законодательства. Первый антимонопольный закон —закон Шермана — был принят в США в 1880 г. Он запрещал любые слияния предприятий, объединения или сговоры, направленные на сокращение и ограничение производства и торговли. Антимонопольное законодательство непрерывно совершенствуется, и его главной задачей является защита мелких и средних
производителей товаров и услуг, формирующих общую конкурентную среду.
Российское антимонопольное законодательство пока ещё слабо развито, практика его применения незначительна. В Российской Федерации в 2004 г. была создана специальная структура,
осуществляющая антимонопольную политику государства, —Федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке
финансовых услуг, естественных монополиях, рекламе, а также
изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
• надзор и контроль за соблюдением законодательства о
конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
• надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
• надзор и контроль за соблюдением законодательства об
иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие
стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;'
• надзор и контроль за соблюдением законодательства в
сфере госзакупок;
• надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».
ФАС имеет право наложить крупный штраф на недобросовестных предпринимателей или через суд закрыть их бизнес.
Примером работы ФАС может служить проверка ценообразования на бензоколонках, в результате чего был выявлен сговор владельцев с целью завышения розничных цен на бензин.
 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую роль в экономике играет конкуренция?

2. Перечислите условия, необходимые для возникновения конкуренции.

3. Какие негативные стороны конкуренции вам известны?

4. Можно ли их минимизировать?

 













































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: