Расцвет русского живописного портрета во второй половине XVIII в

Улыбкой судьбы для Боровиковского стало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Художник был близко знаком с губернским предводителем дворянства Василием Капнистом и по его поручению расписал два панно для путевого дворца, в которых императрица останавливалась в Миргороде. Одно из них изображало Екатерину II, разъясняющую свой Наказ греческим мудрецам. На втором аллегорично был изображен Петр I в роли пахаря, а Екатерина II выступала сеятельницей. Картины приглянулись высочайшей особе, императрица изъявила желание увидеть их автора. Поговорив с Владимиром Лукичом Боровиковским, она настоятельно рекомендовала ему ехать в Петербург и поступать в Академию художеств. А императрицу ослушаться – не дело…

В 1788 году Владимир Лукич Боровиковский навсегда покинул Украину и уехал в Петербург.

 

Рокотов. Портрет Екатерины II Левицкий. Портрет Екатерины II

 

В отличие от парадных изображений императрицы Рокотова и Левицкого, портрет Боровиковского, не был ею заказан. Его задумали для Боровиковского его друзья из кружка Николая Александровича Львова, желая продемонстрировать талант художника, показав потом портрет при дворе. Кружок Львова был одним из центров интеллектуальной жизни Петербурга, там Боровиковский подружился с деятелями литературы и искусства, в чьей среде культивировался стиль «частной жизни». В начале 1790-х под их влиянием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета, чаще всего изображая женщин в домашней обстановке — в такой манере написан и портрет Екатерины.

Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. Она не выкупила портрет, он оставался, в мастерской художника, затем сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей.

Боровиковский написал портрет, который был для того времени необычным и был проникнут духом свежего течения сентиментализма — в отличие от господствовавших в то время в императорских портретах классицизма. Характерные черты этого направления — идеализация жизни на лоне природы, культ чувствительности, интерес к внутренней, частной жизни человека. Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя.

В.Л. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (с Чесменской колонной на фоне), 1794

«Лизонька и Дашенька» (1794)

Портрет А.Е. Лабзиной с воспитанницей С.А. Мудровой (1803)

     

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. Писал левой рукой. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека.

На идиллическом портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) художник с любовью и трепетом запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Сентиментальный (от фр. sentiment – «чувство») портрет подчеркивает чистую и нежную дружбу персонажей.

Портрет императора Павла I в костюме гроссмейстера мальтийского ордена (1800) Портрет императрицы Марии Федоровны (1791) (жены Павла I)

Замечательный художник Владимир Лукич Боровиковский, последняя звезда плеяды портретистов XVIII века. Главным вкладом маэстро в отечественную культуру по всеобщему признанию являются портреты. Боровиковский много работал в жанре камерного портрета, его картины – трогательное и поучительное зрелище семейных добродетелей. Эмоциональное наполнение образов, глядящих с холстов, являет только добрые и светлые качества. Начиная, конечно, с изображения самой Императрицы Екатерины и заканчивая многими парадными ликами членов Царской семьи, других вельможных особ. Как портретист мастер превзошел современников, делая свои холсты не только живыми, но и просветлёнными, обладающими человеческими чертами — индивидуальными и подчёркнуто выделенными.

В.Л. Боровиковский. Серия «Царственные особы»

Портрет вл. кн. Елены Павловны (1796) Портрет вл. кн. Александры Павловны (1798) Портрет вл. кн. Николая Павловича и вл. кн. Анны Павловны, детей Павла I (1797)

 

Мир, создаваемый Боровиковским, составляют только носители добра и вечных ценностей. Даже непреложные атрибуты парадного жанра – драгоценности, другие символы власти и богатства – всего лишь второстепенные детали. Они оттеняют выражения лиц, добавляя лёгкий контраст к живому душевному свету. Также и переливы атласа не вопиют достатком, а лишь подчёркивают светлые стороны характера его носителя. Несмотря на известный пафос парадных портретов членов царской семьи, все они окутаны чувственными переживаниями. Это настроение подчеркивают и светлые тона, и гармоничный, музыкальный ритм линий, и тонкая моделировка лиц, и мягкая живописная манера. Художник тонко передает несоответствие между торжественностью обстановки и некоторой будничностью выражения лица и изображенного.

 

 

В.Л. Боровиковский. Серия «Царственные особы»

Портрет вл. кн. Константина Павловича на фоне сражения при Нови (1799) Портрет вл. кн. Анны Федоровны (1800) Портрет вл. кн. Марии Павловны», 1804

«Портрет Александра I», 1810

В русском искусстве жанр портрета стал главенствующим во второй половине XVIII века. В этот период происходит бурное развитие национальной культуры, позволившее России занять одно из ведущих мест в европейской культуре. Русская культура приобретает новые черты, отличающие ее от древнерусской и средневековой культуры, определяющим становится светское направление. В портретной живописи 2-ой половины 18 века наглядно проявилось горячее стремление русских мастеров к жизненной правде. Наряду с парадными портретами создавались портреты прогрессивных общественных деятелей, в которых все внимание было обращено на передачу внутреннего мира человека, силу его ума и благородство стремлений. Портрет этого периода сочетает в себе большую глубину и значительность в изображении человека, личности. Художники воссоздали образ человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системы многослойного наложения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использования фактуры красочной поверхности.

Находясь в самом центре кипящих страстей элиты петербургского общества, живописец периодически состоял в различных сообществах. Боровиковский получил серьёзную поддержку от самых значительных деятелей того периода. Можно сказать, что ему везло в карьерном становлении. Но он никогда не был женат и не имел детей. Творчество одного из самых значительных портретистов Отечества отличает не только высокое мастерство, но и особый стержень положительности, доброты и светлой душевности. Наследие Боровиковского в жанре парадного портрета явилось учебником классического искусства для многих последователей. Вскрылась возможность изображения царственных особ и их приближенных в образе людей, отмеченных не столько формальным статусом превосходства и власти, сколько эмоциональным содержанием характера и присущих ему личных черт. Даже в лицах властителей нет надменности и жестокой силы, но есть чувственность и душевная глубина – позднее это стало одной из традиций эпохи русского Просвещения.

«Портрет кн. А.Б. Куракина», 1801

В. Л. Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной», 1797 г. Холст, масло. 72 × 53,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва  
         

«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского. Он является самым поэтическим и женственным из всех, созданных художником. Одновременно он обнаруживает сложившийся нравственный и эстетический идеал художника. На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина (1779-1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера и действительного камергера Степана Авраамовича Лопухина (1769-1814), невестка орловского наместника А.С. Лопухина. Она прожила очень короткую жизнь и умерла в возрасте 23 лет, едва успев выйти замуж. Ее портрет написан в самом конце XVIII столетия, когда художников все больше занимает мир чувств, переживаний и настроений человеческой души, тонкие созвучия внутреннего мира.

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета – окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения.

Фактура портрета гладкая: Боровиковский, следуя манере 1780-90-х годов, пишет жидкими красками, сливающимися в плотный слой, в котором открытые мазки редко бывают видны. Такая фактура прекрасно содействует выявлению объема, его линейных контуров.

Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа – стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль – с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненное всех частей портрета. Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир.

Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы; белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и наконец – мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство – все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается образ. Всю композицию пронизывают медленные, текучие ритмы. Плавному изгибу фигуры, мягко опущенной кисти руки вторят клонящиеся ветви деревьев, белые стволы берез, колосья ржи. Неясные размытые контуры создают ощущение легкой воздушной среды, прозрачной дымки, в которую "погружены" фигура модели и окружающая ее природа.

Портрет написан на фоне пейзажа. Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Пейзаж, среди которой уединилась героиня, напоминает уголок парка дворянской усадьбы. Она олицетворяет прекрасный мир, полный естественной прелести и чистоты. Вянущие розы и лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте. Они перекликаются с тем настроением печали, трепетности, меланхолии, в которые погружена героиня. В эпоху сентиментализма художника особенно привлекают сложные, переходные состояния внутреннего мира человека. Элегическая мечтательность, томная нежность пронизывают всю художественную ткань произведения. Задумчивость и легкая улыбка Лопухиной выдают ее погруженность в мир собственных чувств. Обтекающий ее фигуру контур – то теряющийся, то возникающий в виде тонкой, гибкой линии – вызывает в памяти зрителя контуры античных статуй. Ниспадающие, сходящиеся или образующие плавные изломы складки, тончайшие и одухотворенные черты лица – все это составляет уже как бы и не живопись, а музыку.

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, Прасковьи, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: