Становление бытового жанра в живописи и графике второй половины XVIII века

 

В стенах Академии художеств не было класса бытовой живописи. В этом жанре писали в основном «вольные живописцы», не принадлежащие к каким-либо организациям или течениям. Их привлекала тема крестьянской жизни, но она в то время не была востребована. Скорее всего, поэтому и творчество их не пользовалось особой популярностью. Однако картины художников в этом жанре отличаются мастерством и сложной многофигурной композицией. Среди зачинателей в русском искусстве бытового жанра были и выпускники Академии художеств, в то время это был нонсенс. Эту же правду нам показали и передвижники, но уже в XIX в. А это ещё век XVIII.

Очень мало информации сохранилось об этом художнике, даже даты жизни приблизительны. Из его произведений известны только несколько работ: ученическое декоративное панно «Цветы и фрукты», один десюдепорт (декоративное обрамление над дверью), портрет художника Ивана Локтева (1760-1762) и картина «Юный живописец», авторство которой долгие годы приписывалось другому художнику (Лосенко). О происхождении самого художника существует две версии: он из семьи художников или из купеческого сословия. Художественный талант его проявился ещё в детстве и был замечен, в возрасте 14 лет его приставили для обучения к художникам-декораторам, он был определен в Канцелярию от строений, ведавшую архитектурными и декоративными работами. По личному распоряжению Екатерины II был отправлен (1765-1767) в Париж, в Королевскую академию живописи и скульптуры для обучения. Такой чести удостаивались лишь самые талантливые. Картину «Юный живописец» Фирсов написал в Париже, вероятнее всего, под воздействием творчества Жан-Батиста Шардена. Судя по костюмам персонажей, на ней изображена простая французская семья. Возможно, это хозяева дома, в котором он проживал. Впервые в русском искусстве художник изобразил не сцену из евангельского сюжета или героическую битву, а обычных людей в их бытовой жизни.

И.И. Фирсов. «Юный живописец» (1760-е гг.). Холст, масло. 67×56 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва   Картины «Юный живописец» – одного из первых произведений русской жанровой живописи. Картина очень реалистична и по сюжету, и по исполнению. Перед нами открываются двери мастерской юного художника, на вид которому от силы около 15-16 лет. Юный художник в форме ИАХ полностью погружён в работу. Он, видимо, устал, зритель заметит его неудобную позу и напряжённое внимание. Тем не менее, мальчик увлеченно водит по холсту кистью и очень смело вырисовывает детали портрета маленькой хорошенькой девочки в милом розовом платье. При первом взгляде на картину, кажется, что позируют обе: мать и девочка. Но на картине юного художника только один образ – девочки. Образ очень схож с оригиналом. Она слегка улыбается: кажется, ее забавляет процесс. Рядом с ней стоит, скорее всего, ее мать, которая обнимает свою дочь одной рукой, грозя другой, видимо, напоминая девочке о том, что писать портреты не так уж и легко, особенно, если «модель» постоянно вертится. К слову, женщина, кажется, беременна: об этом говорит ее просторное платье и округлый живот. Или все же дело в ее красно-белой одежде и моде той поры? Неясно. Передний план картины довольно темный, мрачный. На высоком деревянном мольберте перед художником помещено полотно, значительная часть портрета уже нарисована. Рядом с юным художником стоит деревянный чемодан с его принадлежностями, а на мольберте висит испачканная красками разных цветов белая тряпка. Зато средний план – светлый и жизнерадостный благодаря светлой одежде женщины и девочки, яркому солнечному свету из окна и милой озорной девчушке, которая позирует художнику. На ней красивое розовое платье, светлые кудрявые волосы уложены в аккуратную прическу. Под ногами стоит стульчик, чтобы ей удобнее было сидеть. Глаза девочки широко распахнуты, она робко улыбается. Задний план также интересен. На стене – две картину, у стены – стол, на котором стоят белоснежный бюст, деревянная кукла-модель и лежат еще какие-то вещи. Дальний план картины чуть осветляет белый гипсовый бюст. Также примечательна темно-зеленая занавеска, чьи темные складки прорисованы с тщательностью и любовью, как и вся картина. В то время бытовая живопись считалась самым низким жанром, поэтому бытовых картин в русском искусстве XVIII в. очень мало. Однако по уровню художественного мастерства картина Фирсова «Юный живописец» принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII в. Естественность и непринуждённость образов картины, гармоничная цветовая гамма делают эту работу настоящим произведением искусства. Неизвестно, сколько владельцев было у полотна, но кто-то из владельцев затушевал имя автора и поставил на картине фамилию более известного художника Лосенко. При реставрации в 1913 г. подпись Лосенко была удалена, под ней обнаружилась другая, по-французски: «I. Firsove». Так картине было возвращено имя ее автора Ивана Фирсова.

Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово — умер после 1789) — русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян. С 1783 года — «вольный живописец». Портретист, иконописец, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Биография его почти неизвестна. Первыми его работами были портреты, в том числе портрет Екатерины II в дорожном костюме.

Про картину «Крестьянский обед» в 1774 году Михаил Шибанов писал: «Сия картина представляет суздальской провинции крестьян». Картина не лишена психологизма: она представляет две группы персонажей (за столом – семейные пары старшего и младшего поколения). Молодая женщина с нежностью смотрит на своего ребёнка, лежащего у неё на коленях, молодой отец разделяет её чувства, но он более сдержан. Дедушка тоже во власти очарования младенца. Одна только свекровь не выражает каких-либо чувств, а занимается своим делом – накрывает на стол.

В России свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV в. Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («помолвка», «рукобитие», «заручины», «запоруки» и т.д.). Именно с этого дня начиналась собственно свадьба, а девушка с парнем становились «женихом и невестой». После помолвки родители жениха и невесты договаривались о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т.д. Жених делал невесте свой первый подарок – часто кольцо, как символ крепкой любви. Невеста, принимая его, давала своё согласие стать его супругой. Именно это празднество свадебного договора изображает М. Шибанов в своей красочной картине, вполне реалистичной, торжественной и праздничной.

Ерменёв, будучи сыном придворного конюха, в возрасте 4-5 лет был отдан в услужение ко двору и стал товарищем по играм юного великого князя (будущего императора Павла 1). Учил­ся в пе­тербургской АХ (1761-1767) жи­во­пи­си у С. То­рел­ли и Г.И. Коз­ло­ва, ар­хи­тек­ту­ре у Ж.Б.М. Вал­лен-Де­ла­мо­та. В 1767 г. окончил Академию художеств, но, как и все выпускники этого года, получил не диплом, а низший аттестат четвертой степени. В 1774 г. был послан в качестве личного пенсионера Павла 1 (Петровича) в Париж, где занимался в Королевской Академии живописи и скульптуры у Жозе́ф-Сиффре́да Дюплесси. В 1788 г. вернулся в Россию. Известен своей серией из 8-ми акварелей «Нищие» (ГРМ), а также картина акварелью «Обед (Крестьянский обед)» (ГРМ).

Се­рия из 8 ра­бот, изо­бра­жаю­щая слеп­цов-ни­щих и кре­сть­ян (се­пия, ка­ран­даш, ак­ва­рель), вклю­ча­ет в себя од­но- и двух­фи­гур­ные изо­бра­же­ния нищих в рост и две мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции, близ­кие жан­ро­вым по­лот­нам М. Ши­ба­но­ва. Свой­ст­вен­ные клас­си­циз­му обоб­щён­ность си­лу­эта и све­то­те­ни, яс­ность ком­по­зи­ции, упо­доб­лен­ной ба­рель­е­фу, при­да­ют об­ра­зам про­сто­лю­ди­нов мо­ну­мен­таль­ность и зна­чи­тель­ность. Дыры на одежде в эмблематике того времени обозначали душевные раны. Огромные, тщательно выписанные латки словно содержат призыв к лечению этих язв. Посохи в их руках не только указывают на свойственный обездоленным и бездомным образ жизни, но намекают на то, что человек – вообще странник в этом мире и пришел в него ненадолго». Изображённые слепцы-нищие на картине не вызывают бытовой жалости, потому что они изображены не сломленными и несчастными, а просто согбенными под тяжестью своей судьбы людьми. Они смирились, но ждут не жалости, а понимания и сочувствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: