Г.И. Угрюмов. «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», (1793)

«Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года», (1800) «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года», (1800)

Приверженность русским сюжетам составляет отличительную особенность творчества Угрюмова, хотя он и не был здесь первооткрывателем. Другое качество исторической живописи Угрюмова, также оказывавшее большое воздействие на современников – стремление к правдивости исторической обстановки, костюма и вообще к некоей естественности изображаемого, разу­меется, в рамках академической системы XVIII века. В кар­тине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцаря­ми» (1793) сами неточности и даже странности в изобра­жении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Более того, он помещает слева группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. В традиционной и целом академической картине, где все строго выверено и каждый жест значим, эта группа вно­сит диссонанс, поскольку смысл ее неясен. Но смысла, по- видимому, и не следует искать: появление этих персона­жей — результат несколько наивной попытки сделать изо­бражение более «жизненным».

Г.И. Угрюмов. «Испытание силы Яна Усмаря», 1796 (1797) Холст, масло. 283 × 404 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История. 5 октября 1795 года Григорий Угрюмов получил от Совета Императорской Академии художеств программу на звание академика. Сюжет исторической картины был задана на тему из истории древнего Киева, описывающий испытание Яна Усмаря перед битвой с печенегами. Точно неизвестно, когда художник завершил работу над полотном – в 1796 или 1797 году. В июле 1797 года картина «Испытание силы Яна Усмаря» была одобрена чрезвычайным собранием Академии, и за неё Григорию Угрюмову было присвоено звание академика Императорской Академии художеств. После этого долгое время картина находилась в Академии художеств под названием «Испытание силы Переяславля», но чаще её называли «Испытание силы Яна Усмаря». В 1923 году произведение было передано в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга. Употребляется также более длинное название картины — «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырём».

Сюжет и описание. В основу сюжета положено летописное сказание о сражении 992 года, в котором древнерусское войско под руководством князя Владимира Святославича победило печенегов. Перед битвой печенеги предложили сразиться с их богатырём кому-нибудь из древнерусского войска. Князь Владимир разослал глашатаев объявлять: Нет ли такого богатыря, который бы поборолся с печенегом»? И пришёл к нему киевский кожемяка, и рассказал про своего младшего сына – Яна Усмаря, который большим ростом не отличался, но был столь силён, что мог разодрать кожу быка руками. В древние времена при выделке шкуры её вымачивали в растворах с дубильными веществами. А чтобы шкура не засохла в камень, её очень долго мяли (как правило, руками), как тесто, придавая ей эластичность. Эта работа требовала недюжинной силы и выносливости. Когда Яна Усмаря привели к князю Владимиру, ему устроили испытание с быком, которое тот с честью выдержал. Богатырь схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила рука. После этого Ян Усмарь вышел на бой против печенежского богатыря, «и схватились, и удавил муж печенежича руками до смерти». Это привело к победе древнерусского войска: «и кликнули русские, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали». В честь этой победы князь Владимир заложил на месте битвы город Переяславль.

В центре полотна крупным планом изображена фигура Яна Усмаря, останавливающего бело-рыжего быка, который раздразнён уколами трезубцев и лаем собак. Разъярённый бык движется слева направо, в направлении князя Владимира, который изображён сидящим на возвышении у правого края холста. Показан тот полный динамизма момент, когда Ян Усмарь, выдвинув для равновесия левую ногу вперёд, крепко ухватился обеими руками за шкуру быка. Движение в картине выхвачено в тот естественный, но почти неуловимый глазом момент, когда перед решительным рывком замирают на миг наливающиеся каменным напряжением мускулы человека, натягивается готовая лопнуть кожа быка. Останавливая быка, Ян Усмарь откинулся назад, и напряжение мускулов его спины подчёркивает то противодействие движению животного, которое он создаёт. Фигура воина, упавшего навзничь, находится примерно в том же положении, в котором оказался бы сам Усмарь, если бы он не справился с быком, — этот приём соответствует неоднократно применявшемуся в живописи «методу одновременного показа стадий движения». Два человека, изображённые у частокола в левой части картины, — это прообразы отца и брата кожемяки Яна Усмаря.

В качестве натурщика для написания Яна Усмаря художнику позировал татарин Юзей (Юсуф). Угрюмов сам нашёл этого человека, который выделялся своей атлетической фигурой и «удивительной мускулатурой». После этого Юзей стал постоянным натурщиком Академии художеств.

Исследователи творчества художника считают, что «Ян Усмарь» — одна из наиболее экспрессивных картин Угрюмова», что высокий пафос и драматизм, свойственный этому полотну, усиливается общей насыщенностью цветом, горячей живописностью, игрой светотени и мастерской лепкой фигур. «Для художника имело значение то, что сюжет позволял ему показать мощь простого ратника, заслужившего право на почётный поединок, — в этом сказался отголосок демократических веяний, связанных с русским просветительством». «Победа над быком является своего рода символом победы над всеми врагами Руси» и, кроме этого, представляет собой «торжество цивилизации над дикостью и в конечном итоге — разума над тёмными страстями».

Угрюмов был выдающимся педагогом. Многие русские художники занимались преподаванием, в том числе и в Ака­демии, но Угрюмов — из числа тех, в отношении которых этот факт не может быть не принят во внимание. Угрюмов — это «учитель учителей» тех, кто станут круп­нейшими педагогами начала XIX века, — Егорова, Шебуева, Андрея Иванова, Кипренского, которым, при­годились угрюмовские уроки (в традициях Лосенко) драматического света, цвета, выразительного живописного рассказа, не отягощенного сухостью подробностей. Угрюмов не пошел по пути холодноватой классики, той скульптурности формы, той статики, к которым при­вел поздний классицизм. Дух XVIII века всегда сохраня­ется в его работах, он проявился в диагональных акцентах композиции, идущих от барокко. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника», и это, по-видимому, верно. Как педагог и как рисовальщик он обращает внимание на вырази­тельную, живописную роль светотени. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Именно в угрюмовском, вольном и творческом, духе будут рисовать в Академии Кипренский и Брюллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: