Вопрос о роли государства в экономике является одним из старейших в экономической науке. Существует две концепции о роли государства в рыночной экономике: классическая и кейнсианская. Уже в XVIII веке обозначились два полюса этой проблемы. Меркантилисты доказывали необходимость государственного вмешательства в экономику. Представители классической теории (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Сей) утверждали, что рыночная система является саморегулирующимся механизмом и способна эффективно развиваться без вмешательства государства. Рынок автоматически регулирует равновесие спроса и предложения, доходы и расходы. Равенство инвестиций и сбережений устанавливается через денежный рынок. Рынок сам исправляет дисбалансы в масштабе национальной экономики, и никакого вмешательства в экономику со стороны государства не потребуется.
Английский учёный Ф. Хайек (неоклассическое направление) отмечал, что государство должно выполнять лишь роль “ночного сторожа” (laussez – faire (фр.) – оставьте нас в покое), не вмешиваясь в экономику. Роль государства должна состоять во взимании налогов, установлении законов, охране общественного порядка, помощи бедным.
|
|
Исторический опыт доказал, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует наименьших издержек при решении основных проблем экономики: что производить, как производить, для кого производить.
Но рынку присущи и негативные черты, так называемые “провалы рынка”. Они проявляются в следующем:
- рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям, т.к. конкуренция ведёт к возникновению монополий, чтобы поддержать высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство;
- рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды или, как говорят экономисты, рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов;
- не учитывает общественных потребностей: рынок не заинтересован в производстве “общественных благ” (образование, здравоохранение, культура, общественная безопасность и т.д.);
- распределяя доходы в соответствии с вложенными факторами производства, рынок не обеспечивает социальной справедливости;
- порождает неполную и недостаточно современную информацию о ценах и перспективах развития производства.
Рынку присущи такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность производства. Все эти отрицательные черты рыночной экономики подрывают её эффективность. В начале XX века рыночный механизм стал демонстрировать серьёзные сбои, которые особенно явно проявились во время “великой депрессии” 1929-1933 г.г., когда в ряде стран объём производства сократился вдвое, уровень безработицы достигал 25%. Негативные последствия функционирования рыночной экономики привели к осознанию того, что надежды только на самонастройку рынка, его саморегулирующие свойства могут подорвать рыночное хозяйство и потому необходимо государственное участие в регулировании рыночных процессов.
|
|
После второй мировой войны во всех странах Запада сформировались многогранные системы государственного регулирования. В их основе лежала концепция, разработанная английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883 – 1946 гг.) и опубликованная в книге “Общая теория занятости, процента и денег”. Он предлагал методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создание условий для роста производства и преодоления массовой безработицы.
Концепцию Д. Кейнса именуют теорией эффективного спроса, т.е. через стимулирование совокупного спроса можно воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг. Эта теория придаёт решающее значение инвестициям (чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства). Государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень ссудного процента. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Государство должно вкладывать средства в экономику для её стимулирования и его задачей является корректировка тех недостатков, которые присущи рыночному механизму.
Идеи Кейнса получили широкое распространение и активно применялись на практике (президентами Рузвельтом и Кеннеди). Они помогли многим развитым странам во второй половине ХХ века регулировать национальную экономику в целях предотвращения экономических кризисов.