Резкое неравенство в доходах и бедность значительных слоёв населения можно считать нежелательным социальным явлением в любом обществе. Во-первых, бедные и голодные могут выйти на улицы бастовать или отдать на выборах свои голоса весьма сомнительным личностям и партиям. Подобные события могут нанести серьёзный урон ходу экономических реформ в любой стране, в том числе и в России.
Однако смыкание социального и экономического происходит и при гораздо более “мирном” развитии событий. Существует прямая связь между неравенством доходов и бедностью, с одной стороны, и такими экономическими категориями, как эффективность использовании ресурсов, стимулы, конкуренция, с другой.
В теории рисуется следующая благостная картина. Наличие действенной системы стимулов к труду приводит в действие механизм конкуренции, который, в свою очередь, обеспечивает наиболее приемлемое с точки зрения общества, т.е. эффективное, размещение ресурсов – в первую очередь трудовых.
Говоря о стимулах к труду – хотя уровень дохода вообще и заработной платы в частности вряд ли может быть объявлен единственным таким стимулом, в то же время мало кто возьмётся оспаривать огромную важность этого стимула. При этом зададимся вопросом: а одинаковым ли образом проявляет себя этот стимул при разных уровнях доходов? В том-то и дело, что нет.
Так, вполне понятно, что низкие доходы и зарплаты, как правило, не являются действенными стимулами к труду. Особенно это проявляется в странах с развитой системой трансфертных выплат социального характера – в частности, программами помощи безработным. Уже во многих странах описан феномен, когда возможность в течение долгого времени получать довольно приличное пособие по безработице отбивает у человека охоту к поиску работы. Действительно, найти высокооплачиваемую работу безработному трудно, а низкооплачиваемую – зачем, если есть возможность получать почти такие же деньги в виде пособия, практически не имея при этом хлопот? Многие исследователи полагают, что данная проблема начинает проявлять себя и в России. Существуют отработанные на практике способы, как с ней бороться, и есть смысл эти способы хотя бы изучить. Но это уже тема для отдельного разговора.
Возможно, для кого-то парадоксальным покажется утверждение, что, как и при низких, при очень высоких уровнях доходов значимость зарплаты как стимула к труду тоже снижается. Во-первых, при высоких уровнях доходов доля зарплаты в общих доходах, как правило, снижается, и появляются дополнительные возможности получения высоких доходов, связанных больше не с личными затратами труда, а с получением процентов на финансовый капитал. Кроме того, по мере роста доходов (и, соответственно, увеличения количества и качества доступных для потребления товаров и услуг) происходит увеличение ценности досуга, который многие экономисты рассматривают как нормальный товар. Простой пример: если вы уже заработали себе на месячный отдых в комфортабельном отеле где-нибудь на Гавайях, ваше экономическое поведение будет скорее направлено на то, как бы выкроить этот месяц для отдыха, чем на то, как бы проработать этот месяц и заработать за это время больше денег.
Таким образом, зарплата как стимул к труду проявляет себя наиболее действенным образом при средних (относительно) уровнях доходов. Неспроста социологи и экономисты многих стран отмечают, что экономический успех любого общества базируется на наличии мощного среднего класса. Он выступает не только как носитель социальных ценностей, но и как гарант действенности стимулов к труду, развития конкуренции, эффективного использования ресурсов. Что же происходит с этой точки зрения в России? Приводимая выше статистика распределения доходов однозначно показывает, что пока средний класс в России не только не формируется, но и, наоборот, размывается. Возможно, это основное неутешительное следствие увеличения степени неравенства и снижения реальных доходов в нашей стране.
Причины снижения реальных доходов в России
Снижение реальных доходов в России связано, в первую очередь, с отрицательными темпами экономического роста. При этом общие отрицательные темпы роста не обязательно ведут к снижению доходов во всех отраслях. В Росси, по данным Мирового Банка, работники ряда топливно-энергетических отраслей и банковской сферы в целом увеличили свои доходы. Основными же проигравшими были работники сельского хозяйства; непосредственно за ними следовали занятые в сферах культуры, образования и здравоохранения. Эти категории работников финансируются, главным образом, за счёт госбюджета (т.е. за счёт налогов) и при отрицательных темпах роста страдают первыми.
Ещё одной важной причиной снижения реальных доходов в России является низкая мобильность ресурсов – в первую очередь, трудовых. Успешное осуществление реформ требует быстрого перемещения рабочей силы между фирмами, секторами и регионами. В России же по разным причинам (отсутствие рынков жилья, недостаточное развитие социальной сферы, традиции и многое другое) это перемещение крайне затруднено.
Наконец, по мнению экспертов Мирового Банка, среди причин падения реальных доходов следует назвать и так называемое “старение” - т.е. повышение доли населения пожилых возрастов. Это – общемировая тенденция, однако в развитых странах, в отличие от России, достижение людьми пожилого возраста не влечёт за собой резкого падения доходов.
Кто за чертой?
Какие слои населения рискуют оказаться за чертой бедности? Можно выделить следующие “группы риска”.
- Большие семьи и семьи с одним родителем. В России в 1993 г. за чертой бедности находилось 60% семей с тремя и более детьми.
- Отсутствие работы. В России в 1993 г. за чертой бедности находилось 63% семей, главы которых не имели работы.
- Отсутствие образования. Отчёт Мирового Банка не приводит статистики по России, однако по другим странам контрасты ошеломляющие. Так, в Польше вероятность оказаться за чертой бедности у человека без образования или с начальным образованием была в 9 раз выше, чем у человека с высшим образованием. В Румынии же эта разница доходила до 50 раз!
- Пожилой возраст. Даже если государство и пытается сгладить для пенсионеров последствия падения производства, инфляции и других негативных явлений, связанных с переходным периодом (путём увеличения размеров пенсий, их индексации и т.п.), практически ни в одной стране не удалось предотвратить снижения жизненного уровня пожилых людей.
- Отсутствие реального доступа к активам. В частности, наличие участка земли на начальных этапах переходного периода помогало “продержаться” многим семьям в России, Украине, Армении и ряде других стран.
Что делать?
Весь ход реформ в странах Восточной Европы показал, что сами по себе рыночные силы не обеспечат решения проблем бедности и чрезмерного неравенства в доходах. Соответственно, необходимы взвешенные меры государственной политики, в первую очередь, в следующих направлениях.
- Помощь социально незащищённым слоям населения – но осуществляемая таким образом, чтобы не создавать отрицательных стимулов к труду.
- Повышение мобильности ресурсов (прежде всего трудовых) между секторами экономики и регионами.
- Защита работников через меры государственного регулирования.
- Разнообразные меры по повышению занятости – профессиональное переобучение, создание рабочих мест, субсидии частным предпринимателям, создающим (или сохраняющим) рабочие места и т.д.
Все эти мероприятия следует осуществлять осторожно, поскольку они связаны не
только с выгодами, но и с разного рода затратами. Если мы говорим о случаях несостоятельности рынка – например, с точки зрения его неспособности обеспечить полное и успешное решение названных выше проблем – то точно также мы можем говорить о несостоятельности государства. Поэтому каждая из перечисленных мер заслуживает отдельного анализа с позиций соотношения выгод с затратами.
Рынок труда.
Рынок труда – совокупность учреждений, обслуживающих трудоустройство, подготовку, переподготовку кадров и поддержку неработающих. Эти биржа труда, центры по подготовке кадров, фонд занятости и т.д. Официальной организационной формой рынка труда является биржа труда. Она осуществляет посредничество между фирмами, предпринимателями (работодателями) и работниками по вопросам найма. Следовательно, рынок труда является сферой рыночных отношений по поводу купли-продажи рабочей силы под воздействием спроса и предложения рабочей силы.
Спрос на труд – это платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства. Масштабы спроса нанимаемой рабочей силы зависят от множества факторов: от состояния экономики, оснащённости производства техникой и технологией, производительности труда, НТП и т.д.
Предложение труда – это совокупность экономически активного населения страны, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. Оно зависит: от уровня заработной платы, уровня квалификации, численности трудоспособного населения, социальной и налоговой политики государства, от демографического состояния, влияния профсоюзов и т.д.
В результате взаимодействия спроса на труд и предложения труда на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Состояние равновесия достигается в точке Е при пересечении кривой спроса на труд DL и кривой предложения труда SL. Равновесие на рынке труда означает, что все желающие работать полностью реализуют свои планы по продаже труда, а работодатели – планы по найму рабочей силы.
Рынок труда имеет несколько структур:
конкурентную
монополистическую и
профсоюзную.
Конкурентный рынок труда характеризуется большим количеством фирм, нанимающих рабочую силу. При этом ни продавцы, ни покупатели не способны влиять на условия купли-продажи труда. Уровень заработной платы может быть различным.
Монополистический рынок труда отличается тем, что на рынке труда имеется один покупатель. Обычно такая ситуация возникает в небольших городах, где занятость зависит от одного предприятия. Здесь спрос на труд, т.е. цены и уровень заработка, диктует покупатель.
Профсоюзный рынок труда предполагает коллективную продажу рабочей силы через профсоюзы. При этом используется трудовое законодательство об ограничении рабочей недели, повышении минимального уровня заработной платы и т.д. Взаимодействие профсоюзов и государства осуществляется в значительной степени через заключение коллективных договоров и тарифных соглашений. В них отражаются вопросы организации и оплаты труда, обеспечения безопасности, условий труда, продолжительности рабочего времени и т.д.
Выделяют два основных вида рынка труда: внешний (профессиональный) и внутренний.
Внешний (профессиональный) рынок труда предполагает профессиональную подготовку и переподготовку кадров.
Внутренний рынок труда - это движение кадров внутри фирмы по горизонтали, когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное с прежним, либо по вертикали, на более высокие должности и разряды. Классическим примером внутреннего рынка труда является Япония. Она основывается на системе “пожизненного найма”, что гарантирует работникам занятость вплоть до пенсионного возраста.






