I блок: СЛАВНЫЕ СЫНЫ РОССИИ
Цель:
- формирование гендерной идентичности на основе представлений об идеальных моделях поведения.
Задачи:
- уточнить и сформировать у детей представления о роли мужчин в истории России;
- обогатить представления о мужских качествах (силе, воле, настойчивости, героизме, выдержке и т.д.);
- развить чувства уважения и гордости к своему полу.
Содержание форм и методов работы:
Для реализации задач этого блока были проведены следующие занятия в детском саду:
- Наши имена,
- Жизнь замечательных детей,
- История России — царь Петр I,
- Дети — герои,
- Покорители космоса,
- Герои современной России,
Наряду со знакомством с яркими образами произведений художественной литературы, мы полагаем, что особое место следует отводить рассказам о том, как проходило детство знаменитых личностей.
При раскрытии образа мужчины мы опирались на закрепленные в православной традиции основные ипостаси мужчины, которые и определяют направления воспитания мальчика: будущий воин-защитник, российский интеллигент, будущий отец. Внимание также обращалось на осознание ребенком связи между его именем и его социальной ролью мальчика, будущего мужчины.
|
|
Был проведен цикл бесед с детьми:
- История твоего имени,
- Жизнь святого, в честь которого ты назван,
- Значение имен.
Варианты имен или прозвищ содержат сообщение о статусе и ролях (Саша, Шурик, Александр, Саныч) и несут информацию ребенку о том, какой он, каким должен быть, сопровождаются определенными эмоциональными ощущениями, содействуя его гендерному становлению. Полоориентированное обращение к ребенку способствует идентификации с определенной социальной ролью. Для мальчика – это мужчина, сударь, рыцарь, джентльмен. Для девочки – это дама, сударыня, юная принцесса, леди. В ходе реализации программы воспитатели подчеркивали особенности образа поведения, характерного для данной социальной роли («ты же мужчина», «папы всегда так поступают»), помогали в приобретении практического опыта полоролевого поведения («мальчики, пожалуйста, останьтесь, а девочки могут идти, так как тяжелую работу обычно выполняют мужчины»).
Занятия по программе проходили в форме бесед с использованием иллюстративного материала, отрывков литературных и музыкальных произведений. На занятиях для активизации мыслительной деятельности детям предлагали ситуации поискового, проблемного характера. Для того чтобы вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить некоторые малопонятные ему вещи, мы использовали архитипические символы мальчиков, фундаментальные образы, общие для самых разных народов. Например,
|
|
- символику свободы и путешествий – ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли;
- врага – драконы, роботы, монстры, змеи;
- силы и борьбы – меч, копье, лук, стрелы, крепость;
- победы – флаг, горн, крики «ура!».
В результате работы в рамках первого блока у дошкольников обогатились представления об истории России, исторических личностях. Дети стали проявлять большую активность в организации и проведении игр военного и патриотического содержания. В поведении и характере детей стали прослеживаться такие качества исторических личностей, как смелость, отвага, благородство, умение прийти на помощь, решительность, последовательность, целеустремленность.
II блок: Я МАЛЬЧИК — БУДУЩИЙ МУЖЧИНА
Цель:
- сформировать эмоционально-положительное отношение дошкольников к выполнению своей будущей социальной роли.
Задачи:
- познакомить мальчиков с правилами поведения мужчин в обществе и семье;
- воспитать уважительное, внимательное отношение к женщинам, девочкам, стремление оказывать им посильную помощь;
- развить чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.
Содержание форм и методов работы:
В содержание этого блока входили занятия по физической культуре, дидактические игры, тренинги, упражнения, чтение художественной литературы. Темы игр и занятий:
- Король ринга,
- Русские богатыри,
- Гладиатор,
- Робин Гуд,
- Правила настоящих мужчин,
- Мальчики — будущие мужчины,
- Мальчики — маленькие рыцари,
- Секретное совещание настоящих мужчин.
Занятия в детском саду проходили в игровой форме с использованием иллюстративного материала, отрывков литературных и музыкальных произведений. Активно использовались репродукции произведений русской живописи: «Три богатыря» М.В. Нестерова, «Взятие снежного городка» В.И. Сурикова, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репина, отражающие образы русских мужчин.
Помимо формирования у детей представлений, приобретения ими навыков и умений необходимо воздействовать на их мотивационную сферу, чтобы присвоенные эталоны мужского поведения постепенно становились внутренними регуляторами, влияли на эмоциональные проявления ребенка.
Так, например, после рассказа о наградах, принятых в современной России, детям было предложено определить, за какие поступки стоит награждать мальчиков и девочек.
Ребята испытывали большую радость, чувство удовлетворения, если их награждали самодельным значком или орденом «За честность», «За ум», «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок».
Проведение бесед с мальчиками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам» помогали обобщить полученные детьми представления, осознать свою социальную роль. С помощью сказок, стихов и рассказов формировались представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.