Важно, чтобы трудовое поручение стало привлекательным для детей: девочки сгребают снег в кучу, а мальчики складывают его в ведерко и относят в установленное место. В повседневной жизни мальчиков приучали оказывать знаки внимания, в частности дарить «сувениры» говорить девочкам и женщинам комплименты. Представителей сильного пола приучали замечать проблемы девочек, женщин, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь. Девочкам объясняли, что помощь и внимание нужно воспринимать с благодарностью. На музыкальных занятиях мальчики и девочки обучались танцевальному этикету.
В результате мальчики стали внимательнее относиться к проблемам девочек, помогать им, приглашать их в свои «мужские игры», научились видеть хорошие поступки и ценить их.
Проведенная в МДОУ «Василек - 1» опытно-экспериментальная работа позволяет сделать выводы о том, что эффективность процесса формирования основ мужественности у дошкольников определяется созданием следующих психолого-педагогических условий:
|
|
- обогащение представлений об истинно мужских качествах в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся исторических личностей;
- формирование у мальчиков эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли (сын, муж, отец, гражданин, профессионал);
- расширение представлений о роли мужчины в обществе, основанных на религиозных, в частности, на православных традициях (будущий воин, российский интеллигент, будущий отец);
- организация военно-патриотических игр и игр героического содержания;
- гармоничное сочетание в организации педагогического процесса принципов полотипизации и взаимодополняемости мальчиков и девочек.
Я полагаем, что заложенные на первых ступенях взросления основы мужественности позволят мальчикам в дальнейшем безболезненно включиться в кадетское движение, в деятельность кружков и клубов, имеющих патриотическую направленность, в школьное самоуправление.
Литература
1. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. – М.: Школа-Пресс, 1994.
2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 1999.
3. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.