Справились с заданием и имеем право подняться на 2-ой этаж. Здесь нас поджидает одно-единственное слово-местоимение. Этот сотрудник фирмы, который сам себе начальник, сам себе исполнитель. Как вы думаете, в каком отделе фирмы мы очутились?
(Это отдел возвратного местоимения себя.)
–Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)
А какие морфологические признаки отсутствуют у этого местоимения?
Упражнение 3 Вставьте местоимение себя в нужной форме. комментированное письмо.
1. Тебе нужно взять с учебник.
2. Петя пригласил нас к в гости.
3. Мы часто говорим между о наших друзьях.
По лестнице поднялись на 3-ий этаж.
И оказались в “Отделе?, а в каком отделе вы узнаете из Морфемной игры «Собери слово»
· пригород
· тяжесть
· сделать
· удивительный
· отрицательных
Взяв из 1-го слова приставку, из 2-го – корень, из 3-го – суффикс, из 4-го – суффиксы, из 5-го – окончание, вы получите название 5-го разряда – притяжательных.
притяжательных местоимений”. Само название отдела говорит о том, что они указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или лицам.
–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
–Назовите указательные местоимения. (Тот, этот, такой, таков, этот)
- А какова роль относительных местоимений?
Домашнее задание. 1.Подготовиться к контрольной работе по теме «Местоимение».
2.На выбор: подобрать пословицы с местоимениями разных разрядов или
составить кроссворд по теме «Местоимение»
7 класс.
30 марта
" Разряды частиц. Формообразующие частицы"
Цель: дать понятие о частице как служебной части речи, её роли в предложении, разрядах.
Задачи:
1. актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению;
2. развитие аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда;
3. воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: информационно-развивающие; словесно-практические
Ход урока
I. Психологическая установка
Добрый день, ребята! Запишите,пожалуйста, в своих тетрадях сегодняшнюю дату (30 марта, Классная работа, тема урока " Разряды частиц. Формообразующие частицы"
II. Лексическая разминка.(записываем в тетрадь)
Посмотрите на слова и подберите к ним антонимы.
Родной - …
неряшливый - …
горький - …
светлый - …
ложный - …
разбитый - …
пассивный - …
Друзья мои, должна сказать, что тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать? Что вы знаете о частице?
(Схему переписать в тетрадь-помощницу!!!)
1. Анализ предложений. (Образование повелительного и условного наклонений. Формообразующие частицы) (записываем в тетрадь)
Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!
Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».
Задания к тексту:
- Найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении собственно прямую речь.
- В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?
- С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?