Ганиевой М.О.
ИПЯм1
Тема 1. Культурно-антропологические основы
Межкультурной коммуникации
Понятие и специфические черты культуры.
Межкультурная коммуникация, как и любое другое научное направление, осуществляет свои исследования с помощью ряда понятий и категорий, которые раскрывают ее содержание, а также специфические особенности изучаемых процессов и проблем своей предметной области. Естественно, что центральное место среди них занимает понятие «культура», которое сегодня широко употребляется как в научном, так и в повседневном обиходе. В обыденном понимании этот термин ассоциируется с развитыми творческими способностями, со свободным владением иностранными языками, с хорошим художественным вкусом, образованностью и воспитанностью. В русском языке термин «культура» также служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека.
Многообразие определений порождает стремление упорядочить их, подводя под различные классификации, среди которых можно выделить следующие:
|
|
· социологические, когда культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную жизнедеятельность людей;
· исторические, когда акцент делается на то, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению, например;
· нормативные, согласно которым содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей;
· психологические, которые основываются на взаимосвязи культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики;
· дидактические, рассматривающие культуру как совокупность качеств, которые человек получает в процессе научения и которые не наследуются им генетически;
· антропологические, которые основной смысл культуры видят в деятельности и понимают ее как «совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени».
Признавая за каждыми исследователем право выделить для себя наиболее значимые характеристики и аспекты культуры, которые можно использовать как исходные предпосылки для ее глубокого исследования, для себя определим наиболее общие характеристики, которые свойственным всем этим подходам и определениям:
■ культура — это универсальное явление человеческой жизни, поэтому не существует ни одного человеческого сообщества или социальной группы без присущей им культуры;
|
|
■ культура — это продукт совместной жизнедеятельности людей;
■ культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;
■ культура не наследуется генетически, а усваивается с помощью изучения;
■ человечество не является единым социальным коллективом, разные популяции людей создали разные этнические, региональные, социальные культуры;
■ культура динамична, она способна к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям своего бытия;
■ культура является результатом коллективной жизнедеятельности людей, но ее носителями выступают отдельные личности;
■ культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания ее носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.
Перечисленные характеристики убеждают, что культура — это способ жизни человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания.
Нормы и ценности как элементы культуры.
Каждый предмет, явление или идея получают свою оценку и представляют определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления имеют для него смысл и значимость. Таким образом, ценность не есть вещь сама по себе — она представляет собой отношение к вещи, событию, процессу и т.д.
Исходя из такого понимания ценностей, американские культурологи К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленноость разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем».
Исследователи выделяют различные группы ценностей: личные, возрастные, ценности каких-либо больших и малых социальных групп, исторические ценности различных эпох и государств, общечеловеческие и т.д.
Из всей системы ценностей человека и общества выделяется группа культурных ценностей, которая в свою очередь подразделяется на две основные группы.
· Совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Сюда включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.
· Оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые ведут к интеграции общества, росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарное, солидарности, взаимопомощи и т.д.
Среди огромного числа разнообразных восприятий можно выделить небольшую группу таких ценностей, которые совпадают как по характеру оценок, так и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих.
Их универсальный характер обусловлен тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия людей независимо от культурной специфики.
В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей:
u быт;
u идеологию;
u религию;
u художественную культуру.
В аспекте МКК из всех этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей.
|
|
Каждый человек, прежде чем вступить во взаимодействие с другими, обычно соотносит свои предполагаемые действия с принятыми в его среде стандартами поведения, ожидая и от потенциальных партнеров соблюдения определенных норм и правил общения.
При отсутствии подобных представлений невозможно жить в современном обществе.
Такие общие представления, регулирующие поведение людей, вырабатываются в обществе и называются социальными нормами.
Нормативность является одним из существенных свойств культуры любого общества и народа, поскольку культурные нормы и ценности определяют границы, правила добровольного и сознательного взаимоотношения людей.
В зависимости от способа, характера, цели и сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм разделилось на следующие виды:
u нравы (регулируют повседневное поведение людей и способы реализации продуктов культурной деятельности, а также дают оценку различным формам взаимоотношений людей);
u обычаи (исторически сложившиеся формы социальной регуляции поведения и отношений людей, воспроизводящие образцы действий и предписывающие определенные правила для представителей одной культуры);
u традиции (регулируют межличностные и межгрупповые отношения, а также к передают от поколения к поколению продукты социального и культурного наследия);
u обряды (совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы);
u законы (совместный договор людей о правилах поведения, которые обязательны для всех и исполнение которых контролируется государством).
Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк — от простых запретов до сложной системы социальных институтов. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании воспринимается сегодня не только как повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека.
|
|