Человек, общаясь с представителями других культур, в большинстве случаев не может предсказывать их поведение, основываясь только на собственных культурных нормах и правилах. Зачастую необходимо понять смысл каждого конкретного поступка собеседника, ибо этот смысл не всегда лежит на поверхности, он скрыт в традиционных представлениях о нормальном и ненормальном поведении, которые в различных культурах и социокультурных группах существенно различаются.
Истории известно огромное число фактов, когда попытки тех или иных культур установить взаимные контакты и отношения заканчивались безуспешно. Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния. На основе этих исследований можно сделать вывод, что в современных исторических условиях практическое поведение людей детерминировано рядом причин.
Во-первых, особенностями механизма инкультурации, в соответствии с которым освоение индивидом своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном уровне посредством социализации через образование и воспитание, так и на бессознательном, когда процесс освоения человеком своей культуры происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств. Как показали исследования, усвоенная бессознательно часть культуры не менее значима и важна в поведении и жизни, чем усвоенная сознательно.
|
|
Исходя из этого, культуру можно образно сравнить с дрейфующим айсбергом, лишь меньшая часть которого находится на поверхности воды, в то время как большая скрыта под водой. Видимая (эксплицитная) часть, находящаяся над водой, выражается в многообразной деятельности людей и произведенных ими продуктах. На этом уровне культуры можно обучить необходимым моделям поведения. При этом редко возникают межкультурные проблемы общения, а следовательно, и негативные чувства, даже если был неумышленно совершен какой-либо поведенческий просчет. Невидимая (имплицитная) часть культуры представляет собой ее неформальный уровень, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Она включает в себя ценности, нормы, мировоззрение представителей данной культуры, т.е. ее ментальную часть. Осознание этого уровня культуры проявляется, лишь когда возникают неординарные, экстремальные или непривычные ситуации при контактах с представителями других культур.
Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что большинство людей рассматривает собственную культуру как центр и меру для других культур. В повседневной жизни индивид обычно не осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой, при этом представители других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.
|
|
В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации определяется также окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Поступки людей не одинаковы в разных отношениях. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) навязывает ему определенную линию поведения. Сознательно или бессознательно, он придерживается соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре, но, например, формы поведения в религиозных храмах в разных культурах различаются весьма существенно.
В-четвертых, поведение людей определяется также количеством отведенного на коммуникацию времени и частью суток, когда она происходит. При нехватке времени люди, как правило, стремятся закончить разговор, чтобы сделать что-то еще важное и необходимое. На характере общения сказывается и то, в какое время суток оно происходит — чтобы убедиться в справедливости этого тезиса, представьте собственную реакцию на телефонный звонок в два часа дня и в два часа ночи.
При этом каждый человек может вспомнить много примеров из собственной жизни, когда общение с другими — любимыми людьми, близкими друзьями — было ясным, понятным и легким, когда все происходило само собой, без психологических напряжений и глубоких раздумий. Такой тип общения и понимания человека партнера по общению называется эмпатией.
В этнологии эмпатия подразумевает «...систему выработанных человечеством ценностей, норм, институтов, ориентированных на этико-эстетическую рационализацию мира и бытия человека в мире — на производство и воспроизводство сочувственного, понимающего, эстетически выдержанного сознания и поведения».
Как считают исследователи, формирование эмпатических качеств человека происходит под влиянием когнитивных, аффективных и коннотативных факторов, поэтому эмпатия может проявляться в трех основных формах:
1) когнитивной — способность соотносить свое и чужое, осознавать, что объединяет и разделяет людей;
2) экспрессивной — способность понимать сходство и различие эмоций и намерений;
3) социальной — способность понимать сходство и различие в нормах социального поведения.
М. Беннет предлагает альтернативу «золотому правилу нравственности» — «платиновое правило общения», которое концентрированно выражает сущность эмпатического подхода: «Поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой». Эмпатический тип коммуникации с его стремлением понять проблему культурных различий изнутри и найти необходимые пути и способы для взаимопонимания, значительно увеличивает вероятность успешного общения.
Необходимо помнить и придерживаться основных характеристик эмпатии:
■ внимательно слушать, что говорят;
■ стремиться понять, как чувствуют себя другие;
■ быть искренне заинтересованным в том, что говорят и делают другие;
■ проявлять сочувствие к нуждам и интересам других;
■ обладать способностью понимать точку зрения другого.