Делятся на возвратно-поступательные (пневмоцилиндры), поворотные и вращательные (пневмомоторы). Принцип действия пневматических и гидравлических двигателей одинаков.
Пневматические цилиндры
Поршневые пневмоцилиндры одностороннего и двухстороннего действия наиболее распространены в пневмосистемах высокого давления.
В пневмосистемах, где требуется плавная (безударная) остановка исполнительного механизма,
применяют пневмоцилиндры с торможением в конце хода. Основной способ торможения —
увеличение сопротивления течению воздуха в конце хода поршня (рис. а).
При рабочем ходе поршня 1 диаметром D, пока часть поршня диаметром d не вошла в полость корпуса 2 диаметром d1 воздух беспрепятственно поступает в выхлопную пневмолинию. Когда часть поршня диаметром d входит в полость корпуса диаметром d1, воздух из штоковой полости начинает проходить в выхлопную пневмолинию через кольцевой зазор δ=(d1-d)/2, который явля-ется пневматическим
сопротивлением. В штоковой полости
78
повышается давление и, следовательно, возникает тормозное усилие, которое растет по мере движения поршня, так как увеличивается сопротивление потоку воздуха. На рис.б - условное гра-фическое обозначение пневмоцилиндра с торможением.
Если в пневмосистеме используют обычный то торможение обеспечивают за счет специального местного сопротивления (дросселя).
В технологических операциях требующих ударного воздействия, используют ударные пневмоцилиндры (рис.в).
Полость А выполняет роль ресивера, во время работы через канал 3 всегда соединена с напорной пневмолинией (рвх). В исходном положении полость В через канал 4 соединена с атмосферой, а полость С через канал 5 — с напорной пневмолинией. За счет разности эффективных площадей поршень прижимается к седлу корпуса, перекрывая отверстие т. Для осуществления рабочего хода полость С соединяют с атмосферой, а канал 4 полости В перекрывают. Давление в полости спадает, и поршень начинает двигаться вправо. Как только поршень открывает отверстие т,резко возрастает движущая сила,поскольку сжатый воздух с давлением рвхдействует теперь навсю площадь поршня. Поршень получает значительное ускорение. Чтобы избежать удара поршня о корпус цилиндра, в конструкции предусматривают возможность перекрытия канала 5 в конце хода поршня. Поршень останавливается без удара о корпус за счет сжатия воздуха в полости С. При первоначальном соединении полостей В и С поршень цилиндра приходит в исходное положение.
Наряду с мембранными пневмоцилиндрами, которые, применяются при небольших перемещениях выходного звена, в пневмосистемах низкого давления при малых перемещениях используют сильфонные пневмоцилиндры - рабочей камерой является полость гофрированной металлической трубки (сильфона), способной увеличивать свою длину под действием давления сжатого воздуха (рис.г). Сильфонные пневмоцилиндры — одностороннего действия, возврат в исходное положение происходит под действием внешних сил или упругих сил самого сильфона.
Поворотные пневмодвигатели и пневмомоторы
Поворотные пневмодвигатели используют
принцип механического преобразования поступательного движения поршня в поворотное движение выходного звена.
На рис.а - схема поворотного пневмодвигателя с механическим преобразованием движения, в котором канал 1 и полость А всегда подключены к напорной пневмолинии с давлением рвх. Если канал 2 соединить
с напорной пневмолинией, а канал 3 с атмосферой, то под действием перепада давлений поршень 4 начнет
перемещаться влево. При этом он будет поворачивать через цепную передачу звездочку 5 по часовой стрелке. Вращение звездочки и выходного вала в обратную сторону будет происходить при соединении канала 2 с атмосферой, а канала 3 с напорной пневмолинией.
В механизмах для зажима деталей используют камерный поворотный пневмодвигатель (рис.б). Сжатый воздух через канал 6 подается в камеру 7, стенки которой выполнены из эластичного материала. Под давлением воздуха камера расширяется, поворачивая рычаги 8 и 9 и обеспечивая зажим детали В.
Пневмомоторы используют принцип работы роторных машин. Шестеренные и пластинчатые
пневмомоторы рис.а-схема работы шестеренногопневмомотора с внешним зацеплением. Сжатый воздух с давлением рвх через входной канал А подается к зубчатым колесам. Зубья, касаясь друг друга в точке зацепления b, отделяют полость высокого давления от полости выхлопа В. Давление рвх воздействует на зубья колес создаёт моменты, вращающие колеса в направлениях, показанных стрелками. По такому же принципу работает пневмомотор типа РУТС (рис.б).
Рис. в - схема пластинчатого пневмомотора. Подача сжатого воздуха с давлением рвх происходит на участке DD' статора 1, а
79
выхлоп — на участке СС'. Рабочая камера образована поверхностями ротора 2, статора 1 и двух соседних пластин 3 на участке D'C. Из-за эксцентриситета в расположении осей ротора и статора объем рабочей камеры на участке D' С увеличивается, а давление возруха при расширении падает и всегда будет меньше рвх. Разность давлений по обе стороны пластин - создает результирующее усилие на пластину и вращающий момент, направленный по часовой стрелке. Пластины прижимаются к статору под действием центробежной силы и силы давления сжатого воздуха, который по специальным каналам подводится в пазы под торцы пластин.