Лабораторная работа №11

«Генератор переменного тока»

 

Цель лабораторной работы: изучение конструкции генератора переменного тока тепловоза (рис.25).

Принципиально конструкция статора синхронного генератора мало отличается от статора асинхронной машины. Основным отличием является количество фаз. Обмотка статора выполнена в виде двух трехфазных ветвей, соединённых по типу «звезда» сдвинутых в пространстве на 30 электрических градусов. Т.е. можно сказать, что синхронный генератор тепловоза является 6 фазной электрической машиной.

Такой вариант исполнения выбран из-за особенности нагрузки генератора, а именно выпрямительной установки. Что позволяет снизить пульсации тока после его выпрямления.

Рисунок 25. Внешний вид синхронного генератора тепловоза 2ТЭ116

 

Обмотка возбуждения помещена на ротор явнополюсной конструкции (рис. 26). Её выполняют в виде цилиндрических катушек прямоугольного сечения, которые размещают на сердечниках полюсов и укрепляют при помощи полюсных наконечников. Ротор, сердечники полюсов и полюсные наконечники изготавливают из электротехнической стали.

 

Рисунок 26. Ротор синхронного генератора: 1 – вал; 2 – полюс обмотки возбуждения; 3 – демпферная обмотка

 

На полюсах ротора устанавливают короткозамкнутую обмотку типа «беличья клетка», состоящую из медных стержней. Она называется успокоительной или демпферной (рис. 27), так как она обеспечивает быстрое затухание колебаний ротора, возникающих при переходных режимах работы синхронной машины.

 

Рисунок 27. Полюса ротора синхронной машины: 1 – полюс ротора; 2 – стержни беличьей клетки; 3 – короткозамыкающие кольца

 

В полюсах синхронного генератора при пуске и переходных режимах возникают вихревые токи, действие которых эквивалентно действию тока в короткозамкнутых обмотках асинхронных машин. Затухание колебаний ротора при переходных процессах обеспечивается в этом случае вихревыми токами, замыкающимися в массивном роторе.

Основным недостатком синхронной машины является сложность её перевода из генераторного в двигательный режим. Этот режим в тепловозах с генераторами постоянного тока применяется для запуска дизеля от аккумуляторной батареи. Поэтому на тепловозах с синхронным генератором для указанной цели приходится устанавливать дополнительную электрическую машину постоянного тока (стартер-генератор).

В лабораторной работе необходимо проиллюстрировать конструкцию генератора переменного тока. По результатам лабораторной работы необходимо сделать соответствующие выводы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: