1. Понятие уголовного права и его принципы. Уголовный кодекс РФ как источник уголовного права.
2.Понятие преступления, его состав и стадии. Категории преступлений.
3.Уголовное наказание и его виды. Освобождение от уголовной ответственности и от уголовного наказания.
4.Субъекты и стадии уголовного процесса.
Вопросы для дискуссии:
1. Каковы отличия уголовной ответственности от других видов юридической ответственности?
2. Что такое состав преступления и какую роль в назначении наказания играют факультативные признаки состава преступления?
3. Какие цели преследует уголовное наказание? Почему большинство граждан России выступает за отмену моратория на применение смертной казни?
Темы докладов:
1.Уголовный закон и его действие в пространстве, во времени и по кругу лиц.
2..Вменяемость и невменяемость.
3.Соучастие в преступлении.
4.. Необходимая оборона и крайняя необходимость.
5. Понятие уголовного наказания и его виды.
6. Дискуссия о смертной казни как исключительной мере наказания: за и против.
|
|
7. Назначение наказания и условное осуждение.
8. Динамика преступлений в Российской Федерации за последние годы.
9.Уголовный закон в борьбе с коррупцией.
10. Преступления в сфере компьютерной информации.
11.Суд присяжных в дореволюционной и современной России.
12.Стадии уголовного процесса.
Контрольные вопросы:
1. Как действует уголовный закон в пространстве и во времени?
2. Что такое состав преступления? Чем квалифицированный состав преступления отличается от привилегированного?
3. Какие обязательные и факультативные элементы входят в объективную сторону состава преступления?
4. Что такое невменяемость?
5. Какие обязательные и факультативные элементы входят в субъективную сторону преступления? Какие формы вины вы знаете?
6. Чем покушение отличается от приготовления к преступлению?
7. Какие виды соучастников преступления называет уголовный закон? Что такое эксцесс исполнителя?
8. Какие обстоятельства исключают преступность деяния?
9. Что означает превышение пределов необходимой обороны?
10. Что такое уголовное наказание и каковы его цели?
11. Какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягчающими при определении наказания?
12. Какие основания освобождения от уголовной ответственности предусматривает уголовный закон?
Дополнительная литература:
· Полосин Н. В., Скворцова С. А. Уголовное право России: Учебное пособие. М., 2004.
· Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие для вузов / В. В. Сверчков. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 251 с.
· Уголовное право России. Общая часть: Учебник /Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М., 2004
|
|
· Уголовное право России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.,2010.
· Уголовное право России. Учебник. Под редакцией А.И. Рарога. М.,2010.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ (зачету)
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы. Студентам рекомендуется вести конспектирование лекции, обращая особое внимание на категории права, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, теоретические выводы. Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия обучающемуся необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций или по ходу практического с занятия.
Практические (семинарские) занятия – это активная форма учебного процесса. На семинарах студенты демонстрируют усвоение учебного материала лекции, дискутируют, отвечая на проблемные, дискуссионные вопросы преподавателя, выступают с докладами и сообщениями.
Важной частью освоения дисциплины является самостоятельная работа студентов: чтение учебной и научной литературы, изучение нормативно-правовых актов и практики их применения.
Изучение правоведения, таким образом, включает в себя следующие формы учебной работы:
- прослушивание и конспектирование лекций;
- подготовка к семинарским (практическим) занятиям;
- подготовка сообщений и докладов по правоведению;
- выполнение тестов как формы текущего контроля за усвоением учебного материала;
- предэкзаменационные консультации, подготовка и сдача экзамена (зачета).
Лучший способ подготовиться к экзамену – регулярная подготовка ко всем семинарским занятиям. Тем более, что положение о текущей аттестации студентов предусматривает возможность зачесть как экзаменационную ту оценку, которую студент «зарабатывает» на основе бально-рейтинговой системы по результатам текущей аттестации, включая компьютерное тестирование. Образцы тестов приводятся в заключительном разделе данного пособия.
Разумеется, повторение материала по всему курсу перед экзаменом закрепляет полученные знания в памяти студента, способствует систематизации и осмыслению изученного материала.
Итоговый экзамен по дисциплине проводится в устной форме по утвержденным заведующим кафедрой билетам, включающим 2 вопроса из приведенного в следующем разделе списка экзаменационных вопросов. На непосредственную подготовку к ответу на вопросы билета отводится 30 минут.
После заслушивания ответа экзаменуемого, экзаменатор, при необходимости, задает дополнительные вопросы для определения глубины и основательности имеющихся знаний. После этого выставляется оценка за экзамен.
Оценка «отлично» выставляется за ответ, в ходе которого экзаменуемый продемонстрировал исчерпывающие знания материала курса по обоим вопросам билета и ответил на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется за ответ, в ходе которого экзаменуемый продемонстрировал необходимые знания по обоим вопросам экзаменационного билета.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за ответ, в ходе которого экзаменуемый продемонстрировал знания большей половины материала по обоим вопросам билета, но имеет пробелы в подготовке, не способен ответить на дополнительные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ответ, в ходе которого экзаменуемый продемонстрировал менее половины теоретических знаний по вопросам билета и в силу этого не умеет применять их при разрешении соответствующих правовых ситуаций в жизни.
|
|
В случае спорной ситуации по оценке ответа экзаменатор имеет право добавлять 1 премиальный балл к оценке экзаменуемому за академическую активность (творческое отношение к обучению) последнего по дисциплине в ходе семестра.