Тема 9. Уголовное право РФ

1. Понятие уголовного права и его принципы. Уголовный кодекс РФ как источник уголовного права.

2.Понятие преступления, его состав и стадии. Категории преступлений.

3.Уголовное наказание и его виды. Освобождение от уголовной ответственности и от уголовного наказания.

4.Субъекты и стадии уголовного процесса.

 

Вопросы для дискуссии:

1.  Каковы отличия уголовной ответственности от других видов юридической ответственности?

2. Что такое состав преступления и какую роль в назначении наказания играют факультативные признаки состава преступления?

3. Какие цели преследует уголовное наказание? Почему большинство граждан России выступает за отмену моратория на применение смертной казни?

Темы докладов:

1.Уголовный закон и его действие в пространстве, во времени и по кругу лиц.

2..Вменяемость и невменяемость.

3.Соучастие в преступлении.

4.. Необходимая оборона и крайняя необходимость.

5. Понятие уголовного наказания и его виды.

6. Дискуссия о смертной казни как исключительной мере наказания: за и против.

7. Назначение наказания и условное осуждение.

8. Динамика преступлений в Российской Федерации за последние годы.

9.Уголовный закон в борьбе с коррупцией.

10. Преступления в сфере компьютерной информации.

11.Суд присяжных в дореволюционной и современной России.

12.Стадии уголовного процесса.

 

Контрольные вопросы:

1. Как действует уголовный закон в пространстве и во времени?

2. Что такое состав преступления? Чем квалифицированный состав преступления отличается от привилегированного?

3. Какие обязательные и факультативные элементы входят в объек­тивную сторону состава преступления?

4. Что такое невменяемость?

5. Какие обязательные и факультативные элементы входят в субъек­тивную сторону преступления? Какие формы вины вы знаете?

6. Чем покушение отличается от приготовления к преступлению?

7. Какие виды соучастников преступления называет уголовный за­кон? Что такое эксцесс исполнителя?

8. Какие обстоятельства исключают преступность деяния?

9. Что означает превышение пределов необходимой обороны?

10. Что такое уголовное наказание и каковы его цели?

11. Какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отяг­чающими при определении наказания?

12. Какие основания освобождения от уголовной ответственности предусматривает уголовный закон?

 

Дополнительная литература:

· Полосин Н. В., Скворцова С. А. Уголовное право России: Учебное пособие. М., 2004.

· Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие для вузов / В. В. Сверчков. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 251 с.

· Уголовное право России. Общая часть: Учебник /Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М., 2004

· Уголовное право России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.,2010.

· Уголовное право России. Учебник. Под редакцией А.И. Рарога. М.,2010.

 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ (зачету)

 

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы. Студентам рекомендуется вести конспектирование лекции, обращая особое внимание на категории права, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, теоретические выводы. Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия обучающемуся необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций или по ходу практического с занятия.

Практические (семинарские) занятия – это активная форма учебного процесса. На семинарах студенты демонстрируют усвоение учебного материала лекции, дискутируют, отвечая на проблемные, дискуссионные вопросы преподавателя, выступают с докладами и сообщениями.

Важной частью освоения дисциплины является самостоятельная работа студентов: чтение учебной и научной литературы, изучение нормативно-правовых актов и практики их применения.

Изучение правоведения, таким образом, включает в себя следующие формы учебной работы:

- прослушивание и конспектирование лекций;

- подготовка к семинарским (практическим) занятиям;

- подготовка сообщений и докладов по правоведению;

-   выполнение тестов как формы текущего контроля за усвоением учебного материала;

- предэкзаменационные консультации, подготовка и сдача экзамена (зачета).

 

Лучший способ подготовиться к экзамену – регулярная подготовка ко всем семинарским занятиям. Тем более, что положение о текущей аттестации студентов предусматривает возможность зачесть как экзаменационную ту оценку, которую студент «зарабатывает» на основе бально-рейтинговой системы по результатам текущей  аттестации, включая компьютерное тестирование. Образцы тестов приводятся в заключительном разделе данного пособия.

Разумеется, повторение материала по всему курсу перед экзаменом закрепляет полученные знания в памяти студента, способствует систематизации и осмыслению изученного материала.

Итоговый экзамен по дисциплине проводится в устной форме по утвержденным заведующим кафедрой билетам, включающим 2 вопроса из приведенного в следующем разделе списка экзаменационных вопросов. На непосредственную подготовку к ответу на вопросы билета отводится 30 минут.

После заслушивания ответа экзаменуемого, экзаменатор, при необходимости, задает дополнительные вопросы для определения глубины и основательности имеющихся знаний. После этого выставляется оценка за экзамен.

Оценка «отлично» выставляется за ответ, в ходе которого экзаменуемый продемонстрировал исчерпывающие знания материала курса по обоим вопросам билета и ответил на дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется за ответ, в ходе которого экзаменуемый продемонстрировал необходимые знания по обоим вопросам экзаменационного билета.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за ответ, в ходе которого экзаменуемый продемонстрировал знания большей половины материала по обоим вопросам билета, но имеет пробелы в подготовке, не способен ответить на дополнительные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ответ, в ходе которого экзаменуемый продемонстрировал менее половины теоретических знаний по вопросам билета и в силу этого не умеет применять их при разрешении соответствующих правовых ситуаций в жизни.

В случае спорной ситуации по оценке ответа экзаменатор имеет право добавлять 1 премиальный балл к оценке экзаменуемому за академическую активность (творческое отношение к обучению) последнего по дисциплине в ходе семестра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: