Методы и приёмы организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах

Методике словарно-орфографической работы уделено особое внимание педагогов и учёных, которые посвятили данному виду работы большое количество статей, параграфов в учебниках и пособий для учителей.

Методика изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами основывается на комплексе приёмов обучения, которые опираются на разные виды памяти и мышления школьников.

В начале XX века для обучения словам с непроверяемыми написаниями А. П. Флеровым был предложен приём послогового орфографического проговаривания. Затем данный метод был 18 рекомендован Д. И. Тихомировым, Н. Н. Китаевым, Л. К. Назаровой и др. До 50–60 годов XX века словарные слова заучивались механически, т. е. зазубривались. В качестве упражнения на закрепление механически заученных слов осуществлялось списывание с правильных образцов, исключающих возможность восприятия искажённого образа слова. Ещё в конце XIX века русский психолог Н. Н. Ланге придавал большое значение «моторному образу произнесения слова» и писал о том, что «слуховые воспоминания сопровождаются и поддерживаются двигательными представлениями речи, и эта внутренняя речь входит в состав того, что мы называем размышлением».

В середине XX века механическое заучивание слов было признано малоэффективным. Согласно исследованиям М. В. Ушакова, наиболее продуктивными считались приёмы обучения непроверяемым и труднопроверяемым написаниям, опирающиеся на зрительно-двигательную память: «Главное – зрительно-двигательно запомнить каждое отдельное слово с непроверяемыми написаниями». Для более устойчивого запоминания образа слов учёный предлагал школьникам внимательно всматриваться в каждое записанное слово и фиксировать трудные для написания буквы. Кроме того, М. В. Ушаков рекомендовал использовать приём подбора однокоренных слов. За использование данного приёма в работе с трудными словами выступал П. П. Иванов: «Наиболее эффективным приёмом закрепления навыка правописания безударных гласных корня в словах, не проверяемых правилом, является приём словообразования. При этом способе закрепления материала каждое упражнение тесно связывается с усвоением морфологии, развитием речи и мышления учащихся».

И. В. Пронина, Т. М. Жукова, И. В. Покровский и др. в своих исследованиях доказывают важное значение приёма этимологического анализа при работе с трудными для написания словами, который стимулирует сознательную активность учеников.

В связи с появлением работ по психологии усвоения орфографии (Д. Н. Богоявленский, Л. К. Назарова и др.) в методике отмечается, что наиболее эффективен процесс сознательного формирования орфографического навыка при непосредственном участии четырёх видов памяти: зрительной, слуховой, кинестической (речедвигательной) и моторной.

Хорошо известен приём, предложенный Н. С. Рождественским, который заключается в группировке слов по орфографическому признаку (например, слова, в которых все гласные буквы а: закат, запад, банан, багаж) или подборе таких групп слов, которые графически схожи между собой либо противопоставлены (например, группа слов, в которых все гласные буквы о: молоко, болото; противопоставляется группе слов, где все гласные буквы а: загар, банан).

Программа по русскому языку в начальной школе предусматривает обязательное изучение слов с непроверяемыми написаниями. Согласно исследованиям О. Н. Лёвушкиной и Н. Ю. Зотовой, они составляют 30–35% по отношению к словам с проверяемыми написаниями, что подтверждает необходимость и значимость работы с такими словами.

При работе со словами с труднопроверяемыми и непроверяемыми орфограммами используют следующие виды словарно-орфографической работы:

Списывание – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения или текста. Выделают несколько видов списывания:

1. Списывание с готового образца (правильное списывание, без искажений и ошибок).

2. Списывание с дополнительными заданиями (например, списать текст, подчеркнув безударные гласные в корнях выделенных слов, вставить пропущенные буквы и т.д.).

3. Творческое списывание (восстановление деформированных предложений или текста, изменение грамматической формы записываемых слов).

4. Выборочное списывание (например, списать слова определённой части речи, выписать словосочетания и т.п.).

5. Списывание с группировкой (запись слов в несколько столбиков с учётом содержания орфограмм в словах, запись слов в определённой последовательности: сначала записать слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.).

Диктант – один из самых распространённых видов словарно-орфографической работы, который заключается в записи воспринимаемого на слух или зрительно слова, предложения или текста. По цели проведения диктанты подразделяются на обучающие и контрольные. Основная задача обучающих диктантов – обучить школьников правописанию, а главная задача контрольных диктантов – проверить усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

Виды обучающих диктантов:

1. По объёмы диктуемых единиц:

– словарные диктанты (отдельные слова);

– диктанты словосочетаний;

– диктанты предложений.

2. По соотношению диктуемого и записываемого материала:

– сплошные диктанты;

– выборочные диктанты (запись слов, словосочетаний или предложений из текста, в которых есть орфограммы на изучаемое правило).

3. По особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:

– предупредительные (предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи слова, предложения, теста);

– комментированные (орфографический анализ слов осуществляется одновременно с записью текста);

– объяснительные (объяснение написания орфограммы осуществляется после записи предложения или текста);

– «Проверяю себя» (записывая текст, учащиеся подчёркивают или пропускают буквы, в написании которых сомневаются, а после записи текста обращаются к учителю или словарю).

4. По степени самостоятельности пишущего:

– репродуктивные;

– творческие (учитель даёт школьникам задание вставить определённые слова в диктуемый текст или изменить грамматическую форму диктуемых слов).

5. По источнику восприятия:

– слуховой (в процессе написания ученик соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста);

– зрительный (учащиеся читают слова, предложения или текст, анализируют и записывают по памяти, после чего осуществляется проверка);

– по памяти (выборочное запоминание определённых слов, предложений из текста, запоминание и запись без опоры на текст);

– картинный (учитель показывает картинку, учащиеся называют изображённый предмет, объясняют написание слова);

– предметный (учитель демонстрирует предмет, название которого школьники записывают самостоятельно).

 Орфографический разбор заключается в анализе слов, словосочетаний, предложений или текстов с целью обнаружения орфограмм, включая их объяснение, указание способа проверки и её выполнение.

Виды орфографического разбора:

1. Полный (разбор всех орфограмм).

2. Тематический, выборочный (разбор определённых орфограмм).

Свободное (самостоятельное) письмо: изложение, сочинение, подбор собственных примеров и т. п.

Свободное письмо заключается в использовании изученных слов и проверке правильного написания изученных орфограмм учащимися в письменной речи: при пересказе прочитанного текста, выражении собственных мыслей и т. д.

 Корректура текста (исправление ошибок) заключается в самостоятельном поиске учащимися ошибок в тексте и их исправление, с последующим комментированием ошибок и способов проверки орфограмм.

Словарно-орфографическая работа состоит из следующих этапов:

Первый этап. Представление нового слова. На данном этапе учитель презентует слово с помощью загадки, стихотворения и т.п. или сами учащиеся обращают внимание на слово с непроверяемым написанием в тексте выполняемого упражнения, учитель просит зафиксировать образ слова, т.е. даёт установку на запоминание. Таким образом, происходит первичное зрительное восприятие школьниками словарного слова, создание его «твёрдого зрительного образа» (А. В. Текучев). По мнению Д. Н. Богоявленского, зрительный образец написания служит эталоном, а психолог А. Н. Леонтьев в своих работах отмечает неразрывную взаимосвязь зрительного восприятия и памяти.

Второй этап. Выяснение лексического значения слова. Так как зрительный образ тесно связан со значением слова, на этом этапе необходимо выяснить лексическое значение слова, пояснить это значение на примерах, самостоятельно подобранных обучающимися. Кроме того, на данном этапе возможно использование этимологического анализа слова, если этимология доступна ученикам и помогает уяснить значение слова, а также найти возможное проверочное слово.

Третий этап. Освоение орфографии нового слова. Ученики произносят слово, определяют место ударения в нём, с помощью учителя осуществляют орфографическое чтение словарного слова с послоговым проговариванием, указывают количество слогов, произносят слово по слогам ещё несколько раз.

Четвертый этап. Запись слова учителем на доске и учениками в тетрадях с послоговым орфографическим проговариванием. На этой стадии в первую очередь задействована моторная и кинестетическая орфографическая память учащихся.

Пятый этап. Фонетическое чтение словарного слова. На данном этапе осуществляется сравнение звукового и графического облика слова, нахождение непроверяемых написаний с опорой на опознавательные признаки и графическое обозначение орфограмм – подчёркивание. Учитель ставит перед учащимися важную задачу – запомнить выделенную орфограмму.

Шестой этап. Анализ состава слова и подбор учащимися однокоренных слов с непроверяемой орфограммой. Необходимость проведения данного этапа можно объяснить тем, что многие школьники не переносят умение писать конкретные словарные слова на однокоренные. Следовательно, подбор однокоренных слов способствует увеличению количества слов, усваиваемых школьниками, обеспечивает многократную запись, а также расширяет сферу воздействия словарно-орфографической работы. Желательно подбирать однокоренные слова разных частей речи и записывать их в столбик, чтобы корни располагались друг над другом.

Седьмой этап. Включение данного словарного слова в словосочетание или предложение. На этом этапе осуществляется коллективное обсуждение словосочетаний и предложений, составленных учениками, запись в тетрадях и на классной доске наиболее удачного предложения с подчёркиванием непроверяемой орфограммы изученного слова.

Школьная практика показывает, что в процессе работы над словами с непроверяемыми написаниями необходимо обращаться к одному и тому же словарному слову 5–8 раз. Таким образом, наиболее эффективно проведение словарно-орфографической работы при регулярном обращении к изученным словарным словам: на орфографической пятиминутке, на языковой разминке, в обучающих словарных диктантах и т. д.

Восьмой этап. Важное место в словарно-орфографической работе отводится составлению таблиц со словарными словами, которые были изучены школьниками ранее и имеют сходство непроверяемых орфограмм. Например, непроверяемые орфограммы – безударные гласные в корне слова: дорога, мороз, сорока. После изучения ряда словарных слов составляется таблица и вывешивается в классе на некоторое время.

Девятый этап. Особое внимание при работе со словарными словами уделяется ведению тетрадей-словариков, в которые учащиеся переносят запись слов, сделанную во время работы в классе, для закрепления правописания зрительно, моторно, речедвигательно – произносят орфографически по слогам выписываемые слова. Словарные слова принято записывать в алфавитном порядке с обязательной постановкой ударения и подчёркиванием непроверяемых орфограмм. Тетрадь-словарик может использоваться школьниками как при выполнении домашней работы, так и классной: для справок и для выполнения самостоятельных заданий к упражнениям.

Согласно исследованиям, многолетнее систематическое использование вышеизложенной методики в курсе русского языка показывает положительные результаты.

Наиболее часто в школьной практике в ходе словарно-орфографической работы используются и считаются наиболее эффективными такие приёмы как записывание слов по алфавиту, подбор однокоренных слов, составление с трудными словами словосочетаний и предложений, склонение данных слов, подбор синонимов и антонимов, проговаривание орфограмм и др.

Традиционно в преподавании русского языка в начальной школе педагоги используют следующие методы и приёмы работы со словарными словами:

1. Запись слова с проговариванием.

2. Подбор однокоренных слов.

3. Подбор синонимов и антонимов.

Наиболее эффективным приёмом словарно-орфографической работы считается подбор синонимов и антонимов. Для разнообразной работы с антонимами учителя используют дидактический материал «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова, в котором представлены антонимические пары, пословицы, поговорки и т. д.

4. Составление словосочетаний со словарным словом.

5.  Составление предложений с данным словом. Данный вид работы предусматривает закрепление навыков правописания, обогащение словаря школьников и усвоение синтаксического строя речи.

6. Составление словариков. Учащиеся записывают новые словарные слова в словарики, указывают ударение и подчёркивают в словах трудные орфограммы.

7. Запись слов по алфавиту. Учитель предлагает школьникам записать словарные слова в тетрадь, располагая их в алфавитном порядке, подчёркивая непроверяемые орфограммы.

8. Выборочный диктант. Учащиеся получают задание прослушать предложение и записать в тетрадь словарные слова, которые встретились в предложении.

9. Словарный диктант. Школьники записывают 10–12 слов с непроверяемыми орфограммами под диктовку учителя.

Традиционные приёмы и методы основываются на механическом запоминании непроверяемых орфограмм путём многократного повторения словарных слов в различных упражнениях. В данных видах работы задействованы следующие виды памяти: слуховая – запоминание на слух фонем в морфемах, зрительная – списывание, речедвигательная – послоговое орфографическое проговаривание словарного слова, которая способствует закреплению фонемного состава слова в мускульных движениях органов речи, моторная – многократная запись одного и того же слова. Многие учёные считают, что запоминание, не основанное на привлечении образной и словесно-логической памяти, не способствует прочному сохранению информации в памяти школьника. Поэтому для успешного запоминания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы изучения словарных слов.

Одним из нетрадиционных приёмов, часто используемых в начальной школе, является мнемотехника.

Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, которые облегчают запоминание и увеличивают объём памяти путём образования искусственных ассоциаций; это система внутреннего письма, которая позволяет последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника предполагает использование естественных механизмов памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания и сохранения информации.

Мышление младших школьников носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные образы и представления. Поэтому у большинства из них преобладает образный тип мышления.

Для успешного запоминания необходимо соблюдать следующие условия:

1. Установка на запоминание: ученик должен захотеть запомнить то, что ему нужно запомнить.

2. Заинтересованность: ребёнок лучше запоминает то, что ему интересно.

3. Яркость восприятия: школьник лучше запоминает всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.

4. Образность впечатления: запоминание, которое опирается на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Использование мнемотехники предусматривает запоминание словарных слов с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки, которые являются образом, способствующим запоминанию орфограммы: вспоминая образ, который связан со словарным словом, у детей в памяти восстанавливается правописание слова.

Для того чтобы привлечь особое внимание к непроверяемой орфограмме, эффективно использовать следующие приёмы «усиления» орфограммы:

1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета.

2. Составление ребусов.

3. Использование рифмовок.

4. Заучивание обобщённым способом путём составления рассказов.

5. Обращение к истории слова – этимологии.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Конечная цель словарной работы состоит в том, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить выбирать нужное слово, правильно и уместно использовать в речи и грамотно писать.

Важно подчеркнуть: овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему в процессе обучения дает возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: