Характеристика словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

Введение

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальной школе. Основа грамотности учащихся – это усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.

В современной начальной школе программой по русскому языку для каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых правилами не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока. И одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно и правильно будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. И чтобы научиться решать такие орфографические задачи необходимо не только знать правила, но и уметь применять их на письме. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

Практическое овладение русским языком подразумевает в первую очередь познание конкретного количества слов. Поэтому при первоначальном обучении русскому языку, одно из основных мест занимает словарно-орфографическая работа. На протяжении 4 лет обучения младшие школьники должны усвоить написание приблизительно 250 – 300 слов, не подчиняющихся каким-либо правилам. Заинтересовать ребенка, увлечь работой по исследованию слов, совершить процесс освоения в особенности трудных слов более результативным – задача непростая, требующая значительного участия со стороны педагога. Решить данную проблему поможет система словарно-орфографической работы.

Словарно-орфографическая работа – это комплекс направленных, систематически проводимых упражнений, нацеленных на освоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

Проблемой организации словарно-орфографической работы в начальной школе занимались такие педагоги-психологи как: Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, П. П. Иванов, Н. Н. Китаева, М. Р. Львова, Н. С. Рождественский, А. В. Текучева, М. В. Ушаков и др.

Для того, чтобы добиться от обучающихся грамотного письма, чтобы работа со словарными словами была результативной, необходимо применять различные способы, приемы, методы, которые являются наиболее эффективными для прочного запоминания младшими школьниками грамотного написания словарных слов. В этой связи необходимо использовать новые переходы к словарно-орфографической работе на уроках русского языка в начальной школе.

На данный момент методика работы по организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка разработана в полной мере, и потому формирование орфографической грамотности как компонента учебной деятельности требует специальной организации и педагог должен быть компетентен в этом вопросе.

Актуальность исследуемой темы определяется противоречием между обоснованностью необходимости организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах и недостаточным использованием всех имеющихся методов и приемов.

Тема исследования: «Словарно-орфографическая работа в начальных классах».

Цель исследования: выявить эффективность использования методов и приемов организации словарной работы у младших школьников на уроках русского языка.

Объект исследования: процесс организации словарно-орфографической работы в начальных классах.

Предмет исследования: методы и приёмы организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

Гипотеза исследования: если использовать специально отобранные методы и приёмы, то процесс организации словарно-орфографической работы в школе будет проходить эффективно.

Задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме.

2. Охарактеризовать процесс организации словарно-орфографической работы в начальных классах.

3. Выявить методы и приёмы организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

4. Разработать конспект урока русского языка с включением методов и приёмов организации словарно-орфографической работы в начальных классах с методическим обоснованием.

Методы исследования:

1. теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации по теме исследования);

2.       эмпирические методы (анализ педагогический документации).

 

Глава I. Теоретические основы организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах

Характеристика словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед учителем важную задачу – сформировать позитивное отношение учащихся к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, что возможно при наличии высокого уровня орфографической грамотности. Для повышения орфографической грамотности школьников необходимо сформировать базовые орфографические навыки учащихся, такие как применение орфографических правил при записи собственных и предложенных текстов, умение находить орфографические ошибки и исправлять их.

Младшие школьники должны овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических). Это означает, что в задачи начального языкового образования теперь включается не только совершенствование правильности речи учащихся, но и формирование у них сознательного отношения к своей речи, развитие способности контролировать свои речевые действия, осознавать затруднения, связанные с использованием тех или иных языковых единиц, и разрешать эти затруднения. Решение названных задач невозможно без опоры на словари, которые являются средством кодификации литературного языка и содержат информацию о литературных нормах.

Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

Словарная работа является составной частью работы по развитию речи учащихся. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей образовательной деятельности учителя.

В настоящее время все учебники русского языка предполагают проведение словарно-орфографической работы, которую учителю необходимо организовать на каждом уроке. Несмотря на стремительно развивающиеся программы образования, разработку новых стандартов и методов обучения, ситуация в школах в настоящий момент такова, что в большинстве случаев изучение слов из программных списков сводится к простому заучиванию или механическому запоминанию графического облика слова. Приёмы и методы, которые учителя могли бы использовать на уроках, настолько множественны и разнообразны, что порой даже опытные учителя теряются в них и предпочитают «идти старой, проверенной дорогой» - то есть преподавать так же, как учили их самих.

Многолетняя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в словах, которые, казалось бы, изучаются в течение долгого времени и должны быть знакомы учащимся, встречаются даже в работах старшеклассников. В связи с этим учителям приходится разрабатывать специальные упражнения и задания для работы над «трудными» словами, и зачастую делать это получается не к каждому уроку. Так выходит, что отработка этих языковых единиц происходит разрозненно, бессистемно, что, несомненно, имеет негативное влияние на процесс их усвоения школьниками.

В современной методике преподавания русского языка одной из актуальных проблем является поиск наиболее эффективных способов обучения орфографии младших школьников. Так как начальное образование является первичной ступенью обучения, на данном этапе происходит формирование навыков правописания, орфографической и речевой грамотности, способности усваивать и осваивать родной язык в письменной форме. От того, насколько полно будут сформированы данные навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1. написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2. слитное, раздельное и дефисное написания;

3. употребление прописных и строчных букв;

4. правила переноса;

5. правила графических сокращений слов.

Правописание морфем (значимых частей слова) регулируется в русском языке тремя принципами русской орфографии – традиционным, фонетическим, морфологическим (фонематическим, морфематическим).

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория).

Морфологический (фонематический, морфематический) принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например, в позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.

Методика обучения русскому языку, используемая в современных школах,  разработана в русле морфологического направления, которое ориентировано непосредственно на письмо, на определение буквенного состава слов. Анализ имеет целью выявление способов письменного обозначения фонем в разных фонетических условиях: для гласных ударных - безударных, согласных перед гласными и в других позициях. В центре внимания явления самого письма, закрепляющего различные особенности соотношения между произношением и написанием: прямое (дом), посредством графики (мел), посредством орфографии (вода). Определение написания реализуется по схеме: орфограмма - морфема - буква.

Постоянная, систематическая работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует усвоению состава слова, словообразования (практически, до или без теории), обогащению словаря – ведь необходимо все время подбирать родственные, проверочные слова.

Особое место в методике обучения орфографии занимает проблема словарно-орфографической работы, которая остается актуальной для современной школы в силу ряда причин: отсутствие единого орфографического словаря для каждого класса, терминологической разноголосицы, описывающей этот аспект методики орфографии, несистематизированных методов и приемов, используемых в практике. Между тем системно выстроенная словарно-орфографическая работа помимо формирования орфографических умений учащихся предполагает формирование лингвистического мировоззрения, лингвистического мышления, развитие устной и письменной речи учеников, что, безусловно, служит их личностному развитию.

Словарно-орфографическая работа, по мнению М. Р. Львова, – это изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных учащимся по значению. Данный вид работы включает в себя запоминание буквенного состава слов, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись слов, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка правописания слов по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и т. д.

Многие педагоги называют данный вид работы со словами «словарной работой». Л. В. Савельева категорически не согласна с этим: «Это название нельзя считать удачным, потому что, во-первых, оно не носит терминологического характера (как известно, все слова русского языка находятся в каких-то словарях). Во-вторых, оно абсолютно не проясняет для ученика сущность того орфографического явления, с которым он сталкивается в процессе усвоения «словарного слова». Так как не названа сама орфограмма, следовательно, о необходимости запоминать написание подобных слов ребёнок узнаёт только из дополнительного объяснения учителя, но не из названия «словарные». Словарная работа тесно связана с курсом орфографии, в связи с чем и появляется такой раздел словарной работы, как словарно-орфографическая работа.

В учебном процессе «словарными словами» часто называют слова с непроверяемыми написаниями. Непроверяемыми написаниями в методике принято считать написания, не регулируемые орфографическими правилами. Слова данного вида Н. Н. Алгазина называет «беспроверочными».

Словарная работа – понятие более широкое среди перечисленных, заключающейся в усвоении значений новых слов (многозначности, переносных значений), в подборе синонимов, антонимов и так далее, выявлении сферы употребления новых слов, их выразительных возможностей, во включении их в собственную речь, в устранении из речи посторонних слов.

М. Т. Баранов считает одним из видов грамматико-орфографического направления в словарной работе словарно-орфографическую работу, которая играет важную роль в обогащении словарного запаса учащихся.

Профессор Н. И. Демидова отмечает реализацию одного из пяти принципов обучения орфографии, представленных Г. Н. Приступой, – связи занятий по орфографии со словарной работой. Н. И. Демидова считает, что основным методом реализации данного принципа являются словарно-орфографические упражнения, которые направлены, с одной стороны, на усвоение лексического значения слова, а с другой стороны – на основание его написания.

О.Н. Левушкина считает, что «с орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на слова с безударными гласными (вОрона, мАлина), с двойными согласными (класс, суббота), слова со звонкими и глухими согласными (воКзал) и слова с непроизносимыми согласными (лесТница)». Ссылаясь на исследование Н.Ю. Зотовой, указывает на то, что «непроверяемые написания составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым». Эти данные указывают на необходимость и значимость работы с этой группой слов.

В.В. Ераткина предлагает результаты наблюдения за организацией словарно-орфографической работы в школе: «Непроверяемые написания изучаются в начальной и средней школе «в словарном порядке», то есть обучающимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова. Многолетняя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, которая ориентирована лишь на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых ходовых словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников»

На основании вышеизложенного можно утверждать, что словарно-орфографическая работа является одним из аспектов словарной работы – работы по обогащению словарного запаса учащихся, которая связана с грамматико-орфографическими трудностями слов. В связи с отсутствием единого мнения о том, что необходимо понимать под сущностью и содержанием словарной работы, следует выявить основную единицу словарно-орфографической работы. По мнению педагогов, единицей содержания данного вида работы в школе является слово с непроверяемым или труднопроверяемым написанием.

Труднопроверяемыми являются написания, которые подчиняются правилам, но их проверка затруднена в связи с определёнными факторами, которые М. В. Ушаков назвал трудными случаями в применении правил, а методист Н. Н. Алгазина описала их как варианты орфограммы. К определённым факторам относятся семантические, фонетические и грамматические особенности слов.

Затруднения в проверке слов возникают и в связи с субъективными факторами – непониманием учениками значений слов, неумением подбирать однокоренные проверочные слова (Н. Н. Китаев). Кроме того, затруднения в проверке так называемых «тёмных слов», в которых непонятна связь формы и содержания, могут возникать в ходе применения этимологического анализа данных слов (перчатки, поглощать и др.). В общей системе работы по орфографии необходимо применять особый методический подход при изучении слов с непроверяемыми орфограммами.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Учителя начальных классов на уроках русского языка в процессе совершенствования навыков владения языком младших школьников, обязаны:

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Цели словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах:

1. Формировать у школьников самостоятельность в учебном труде, приобщение их к работе со справочной литературой.

2. Выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

3. Выработать навыки умения пользоваться словарями, понимания значения слова, его сознательное употребление в контексте.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

Таким образом, словарно-орфографической является работа с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, главной задачей которой является овладение учащимися правописанием таких слов. Следовательно, словарно-орфографическая работа имеет, в первую очередь, орфографическую направленность, которая вовсе не отменяет, а согласуется с обогащением словаря школьников, развитием их устной и письменной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: