Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы

Введение

Сегодня выпускник средней школы оказывается в ситуации очень непростого выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности. В условиях постоянно меняющегося мира, в котором едва ли не ежедневно появляются новые и наоборот теряют свою востребованность, казалось бы, привычные, профессии и сферы деятельности, возникает потребность организовать максимально разноплановые формы ориентации подростка. Эти формы профильного обучения должны помочь молодому человеку самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям и желаниям личности, должны сформировать мотивацию на дальнейшее углубленное изучение того или иного направления деятельности. Профильная подготовка школьников позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем.

Этапы и содержание перехода всей системы общеобразовательной школы в школу с профильным обучением в старших классах были сформулированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В Концепции образование названо фактором формирования нового качества экономики и общества в целом. Важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе становится обеспечение ее соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, а развитие образования теснейшим образом связано с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В концепции подчеркивается, что роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Краснодарский край одним из первых в стране подошел к реализации этой задачи, так как вошел в перечень субъектов Российской Федерации и согласованных с ними муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2003/2004 учебном году. Можно утверждать, что на сегодняшний день край имеет огромный опыт в организации профильного образования. В крае отрабатываются структура и направления профилизации, создаются условия для подготовки учащихся основной школы к осознанному выбору профиля обучения; оптимизируются модели организации профильного обучения на региональном, муниципальном уровнях и на уровне общеобразовательного учреждения, апробируются новые подходы к итоговой аттестации выпускников.

Таким образом, актуальность данной темы определяется тем, что в Краснодарском крае на сегодня созданы все условия реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования, имеется серьезный опыт, который требует осмысления и анализа. Этот опыт может выступать как методическая основа для введения тех или иных направлений профильного образования в школах Российской Федерации.

Однако вместе с тем практика внедрения новых подходов в образовательной деятельности показывает и ряд проблем и противоречий. Очевидно, что всегда будет сохраняться некий конфликт между возможностями и желаниями самих учащихся и социальным заказом общества на профессии, между возможностями школьной системы образования и требованиями постоянно меняющегося рынка. Одной из проблем является и сама система выявления у учащихся способностей, склонностей, интересов, которая должна наряду с объективно-констатирующей быть и рекомендательной, направляющей.

Таким образом, опыт профильного образования должен быть исследован с учетом всех противоречий и проблемных моментов, оценки его эффективности.

Объект исследования: профильное обучение в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: пути оптимизации системы профильного обучения.

Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.

Задачи:

1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.

2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников

3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.

База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение Подгоренская СОШ №1.

Методы исследования: теоретический анализ, общенаучные методы (обобщение, систематизация, классификация, наблюдение); анализ российской и зарубежной литературы по теме исследования; изучение документов, отчетов, докладов и материалов федеральных, региональных и муниципальных организаций, занимающихся проблемой профильной подготовки, профилизации образования, проведения единого государственного экзамена, создания университетских комплексов; изучение и обобщение педагогического опыта в контексте исследования и др.

Теоретические основы исследования: Основные закономерности развития общего и профессионального образования и стратегии перехода к новым парадигмам образования изложены в работах таких авторов как Б.С. Гершунский, Л.И. Гурье, В.А. Ермоленко, З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.Э. Касаткина, Г.В. Лаврентьев, А.М. Новиков, А.Н. Орлов, Т.С. Панина, Ю.Н. Семин, Ю.Г. Татур, Е.В. Ткаченко, А. Н. Утехина и др.

Нормативно-правовой базой исследования являются: типовые положения об образовательных учреждениях, национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», основные положения Концепции реформирования системы образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002), Концепции дополнительного образования детей, Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Письмо МО и РАО от 28.10.2003 № 15-1/10) «О мероприятиях по введению профильного обучения». Стратегии модернизации содержания общего и профессионального образования и др.

 

 

Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более дифференцированным, индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться". Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию "как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)" поддерживают около четверти старшеклассников [1, 2, 3].

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Безусловно, необходимо рассматривать и соответствующий опыт развитых стран мира. Точнее - положительные моменты этого опыта. Так в большинстве стран Европы все ученики после 6-го класса должны определиться в выборе своего дальнейшего пути. Им предлагается 2 варианта продолжения образования в основной школе: академический, открывающий путь к высшему образованию, и профессиональный, в котором обучение идет по упрощенному учебному плану, содержащему в основном прикладные и профильные дисциплины. В США вариативность образовательных услуг наиболее ярко выражена на примере так называемых школ-магнитов с профильной дифференциацией обучения. Расширенный спектр различных учебных курсов по выбору позволяет максимально учесть запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: