Комплекс задач образовательных учреждений по организации профильной подготовки формируется на основе новых требований, которые перед системой образования и обучения ставит современное общество.
В теории и практике профильного обучения на сегодняшний день еще нет единых подходов. Вместе с тем крепнет понимание того факта, что необходимо комплексное решение данной проблемы.
Основные цели перехода к профильному обучению определены в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Для реализации этих целей перед образовательными учреждениями поставлены конкретные задачи. В числе основных задач, стоящих перед всей образовательной политикой на современном этапе, становится обеспечение качества фундаментального образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Определенное Концепцией модернизации российского образования введение профильного обучения требует уточнения набора различных видов общеобразовательных учреждений и изменения действующего Типового положения об общеобразовательном учреждении. Соответственно требуют разработки вопросы нормативного финансирования профильного обучения с учетом различных источников бюджетного финансирования.
При планировании введения профильного обучения следует принять во внимание объективную необходимость подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.). Следует также учитывать необходимость соотнесения планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании. В частности, введение единого государственного экзамена.
При содействии муниципальных и региональных органов управления образованием необходимо организовать повышение квалификации учителей и администрации общеобразовательных учреждений, принять меры по обеспечению школ учебными пособиями и при необходимости учебниками, отвечающими задачам профильного обучения.
Перед введением профильного обучения в общеобразовательных учреждениях должен быть проведен значительный объем работ по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.).
Параллельно должна быть осуществлена разработка процедуры приема выпускников предпрофильных классов в профильные школы (классы, группы). Органам управления образованием различных уровней целесообразно разработать предложения по сетевому взаимодействию образовательных учреждений, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей получения старшеклассниками полного среднего образования на профильном уровне, а также в непрофильных (общеобразовательных) школах, классах и группах.
Должна быть продолжена работа по созданию нового поколения учебной литературы, уточнению базисных учебных планов, разработке и принятию примерных учебных планов профилей и ежегодному расширению числа школ и обучающихся, переходящих на профильное обучение на основе соответствующих региональных программ.
Можно конкретизировать так же следующие актуальные задачи.
Важным институтом профильной подготовки школьников и значимым фактором профилизации обучения должна выступать система дополнительного образования как форма профильного обучения школьников в условиях неформального образования, наполненная содержанием интересующих их видов деятельности в соответствии с образовательными потребностями и возможностями, содействующая выбору индивидуального пути образования и развития, по которому они могут продвигаться в приемлемом для них темпе.
Для повышения объективности результатов профильной подготовки и отбора абитуриентов из числа выпускников школ необходимо внедрение в практику профильной подготовки системы интегральной оценки образовательных достижений, таких новых форм оценивания, как аутентичное оценивание, портфолио и кейс-стади, дополняющих результаты независимого внешнего экзамена.
Необходимым условием успешности профильной подготовки школьников является ее психолого-педагогическое сопровождение, выступающее как комплексная технология, форма осуществления пролонгированной социальной, педагогической и психологической помощи и особая культура поддержки обучаемому в решении задач профессионального и жизненного самоопределения.
Перечисленные выше задачи можно назвать стратегическими. Из актуальных тактических задач выделим следующие:
1. Отработка гибкой системы профилей обучения в 10-11 классах и универсальной предпрофильной подготовки в 7-9 классах для данного набора профилей.
2. Определение места и роли курсов, предусмотренных учебными планами на базовом и профильном уровнях или в качестве элективных, в реализации концепции предпрофильного и профильного обучения.
3. Подбор и разработка программ и содержания этих курсов, методических материалов для них.
4. Разработка методик преподавания профильных и элективных курсов, в том числе с компьютерной поддержкой и использованием специального программного обеспечения.
5. Определение материально-технического оснащения кабинетов и лабораторий для учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, профориентационной работы.
6. Определение роли занятий в системе дополнительного образования школы, вузов и других организаций в предпрофильной подготовке и профильном обучении.
7. Проследить психологические и социально- психологические аспекты профильного обучения, исследовать возможность использования модели школы полного дня для объединения в единый функциональный комплекс образовательной, досуговой и оздоровительной деятельности учащихся 7-9 классов.
Введение профильного обучения ставит новые задачи перед руководителем образовательного учреждения.
I.В области планирования:
1. Разработка стратегии поэтапного перехода к профильной школе.
2. Разработка вариантов реструктуризации старшей школы или ее интеграции в сеть профильного обучения.
3. Планирование мероприятий по привлечению в школу потенциальных учащихся профильных классов.
4. Разработка школьного учебного плана, в том числе на основе индивидуальных учебных планов самих учащихся.
5. Составление нового расписания учебных занятий с учетом особенностей педагогической системы и используемых технологий.
6. Планирование деятельности руководителей школы по разработке системы профильного обучения и ее введение в практику.
II. В области организации деятельности по введению профильного обучения.
1. Определение вариантов изменений в структуре управления школой в связи с введением профильного обучения. Оценка возможного сопротивления изменениям в структуре управления школой. Выбор наиболее эффективного изменения структуры: состава органов управления, их функций, перераспределения полномочий между существующими органами в связи с изменениями в структуре.
2. Создание и организация работы приемной комиссии.
3. Установление сетевого взаимодействия школы с другими учреждениями образования.
4. Организация методической работы с учителями профильных классов.
III. В области мотивации педагогических кадров:
1. Определение причин недостаточной заинтересованности учителей в осуществлении принятого в школе варианта изменения существующей педагогической системы.
2. Разработка и осуществление мер по мотивации педагогических кадров на переход к системе профильного обучения.
3. Разработка и введение обновленной системы оценки, аттестации и вознаграждения педагогических кадров.
IV. В области внутришкольного контроля.
1. Разработка и введение обновленной системы контроля работы учителей старших классов.
2. Разработка и введение системы мониторинга эффективности профильного обучения.
Система профильного обучения - это педагогическая инновация, предполагающая радикальное изменение образовательного процесса (его структуры, организации, содержания, технологий и управления) на старшей ступени общеобразовательной школы.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий предполагает, что каждый ученик самостоятельно определяет интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе их нетрадиционное сочетание. В этой ситуации перед педагогическим коллективом стоят серьезные и трудоемкие задачи по эффективной организации учебно-воспитательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы.
Таким образом, весь спектр и многообразие задач, стоящих перед образовательными учреждениями, определяется содержанием внедряемой инновации и ее вариативностью. По мнению специалистов, опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в учреждениях повышения квалификации, педагогических вузах, в общеобразовательных учреждениях создаются собственные варианты механизмов реализации программ профильного обучения. В этой связи очень важно региональным и муниципальным органам управления образованием отмечать и анализировать наиболее интересный опыт, создавать банки данных по различным способам организации профильного образования, организовать информационную поддержку и обмен опытом его введения.
Итак, в первом разделе курсовой работы были реализованы следующие задачи: дано понятие профильного обучения, описаны законодательные основы развития профильного обучения учащихся средней школы, история внедрения профильного образования в Краснодарском крае в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом, перечислены основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
Выполненный анализ позволил сделать следующие выводы.
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Постановлении Правительства РФ «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», «Концепции модернизации российского образования», «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», Письме Минобразования России «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения», является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Введение профильного обучения – это одно из важнейших направлений модернизации российской школы. Переход на профильное обучение в старшей школе является серьезной институциональной перестройкой для системы образования в целом.
Структура непрерывного профессионального образования определяется интеграцией традиционного профессионального образования и инноваций в сфере труда. Непрерывное профессиональное образование призвано обеспечить интересы личности, производства, общества и самой системы образования.
Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени общего образования позволяет выпускнику основной ступени предварительного самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Вместе с тем определение профиля и дальнейшего обучения в старшей школе – это ответственный выбор, который должен совершить ученик основной ступени общей школы.
На сегодняшнем этапе внедрения профильного образования оптимизируются модели организации профильного обучения на региональном, муниципальном уровнях и на уровне общеобразовательного учреждения. В числе актуальных задач на ближайшую перспективу рассматривается анализ наиболее интересного опыта и его популяризация.
Как отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.