Порядок проведения обсуждения

1) Выступление по одному участнику от каждой группы с презентацией основного тезиса выбранного текста (5-7 минут).

2) Последовательно каждой группе предъявляются контраргументы в виде вопросов или комментариев (не более 3 минут на каждый контраргумент), на каждый из которых после краткого совещания (1-2 минуты) представитель группы, выбираемый преподавателем, должен представить ответ (не более 5 минут).

3) После совещания представитель каждой группы произносит заключительную речь о том, какая позиция с точки зрения группы оказалась наиболее убедительной по разбираемому вопросу (не более 5 минут).

 

Примерный перечень тем дебатов:

Философия и софистика

Рационализм и эмпиризм

Трансцендентализм и диалектика

Государство и общество

Народ и множество

Проблема справедливости

Проблема Другого: экзистенциализм и психоанализ

Герменевтика и деконструкция

Онтология и логический анализ языка

Статус современной науки

Сознание и мозг

Медиа как внешние расширения человека vs. Медиа внутри нас

Человеческая и постчеловеческая телесность

Автономия мышления / Мышление тела

 

Итоговая тема дебатов выбирается в зависимости от интересов и уровня подготовки студентов.

 

Требования к выступлениям на дебатах

Требования Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
1. Точность изложения материала 2 4
2. Полнота раскрытия проблемы 2 3
3. Логичность и связность изложения 2 4
4. Грамотность речи 1 2
5. Привлечение дополнительной литературы по теме 1 2
Итого: 8 15

Работа студентов, не имевших возможности выступить в процессе дебатов, оценивается по среднему баллу группы: в данном типе аттестации играет роль не только индивидуальная, но и коллективная подготовка, умение как самостоятельно проработать и понять текст, так и умение объяснить свое прочтение группе. За счет того, что на втором этапе проведения дебатов преподаватель самостоятельно и в произвольном порядке назначает отвечающих, к проведению данной аттестационной процедуры должны быть равно подготовлены все участники дебатов. Соответственно, в результате оценивается качество подготовки к заданию группы в целом.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ПОИСК АРГУМЕНТА»

Не позднее, чем за две недели до даты сдачи задания преподаватель практических занятий сообщает студентам перечень из 5 оригинальных философских текстов или отрывков из оригинальных философских текстов объемом не более 1 п.л. каждый. Преподаватель самостоятельно распределяет 5 вариантов задания в каждой группе, составляя перечень, определяющий, кто из студентов с каким текстом работает. Всего – 5 вариантов на группу.

Перечень текстов определяется преподавателем практических занятий самостоятельно на основе предварительной общей оценки работы группы, степени успешности освоения обучающимися приемов критического мышления, приемов аргументации.

 

Выполнение задания «Поиск аргумента» заключается в следующем:

– студент самостоятельно анализирует содержание текста, предложенного ему для выполнения задания;

– выделяет в тексте ведущую мысль автора, утверждаемый им главный тезис, четко формулирует данный тезис в одном-трех предложениях;

– обосновывает свой выбор тезиса;

– выделяет в тексте аргументы и/или стилистические приемы, используемые автором для подтверждения главного тезиса, перечисляет их в тексте своей работы. Обязательно использование ссылок на анализируемый текст, небольших цитат (избыточное использование цитирование, использование больших цитируемых отрывков не приветствуется);

– оценивает значимость, убедительность данных аргументов, демонстрирует их несостоятельность в случае, если, с точки зрения студента, данные аргументы являются слабыми, а главный тезис текста остается не подтвержденным.

 

Объем текста выполненного задания – 1-3 страницы (шрифт Times New Roman, интервал 1,5, кегль 12). Текст сдается студентом в электронном виде в обозначенную преподавателем дату.

Выполненное в срок задание оценивается в диапазоне от 11 до 17 баллов. В случае сдачи задания не в установленный срок, максимальное количество баллов за выполнение задания составляет не более 14 баллов.

 

Критерии оценивания домашнего задания Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
1. Правильность выделения главного тезиса текста, аргументированность данного выбора студентом 3 5
2. Правильность определения основных аргументов автора в поддержку главного тезиса и адекватность их оценки 2 4
3. Четкость и ясность изложения студентом своих мыслей 2 3
4. Наличие цитат и ссылок на текст, предложенный студенту в работу. 2 2
5. Оригинальность, самостоятельность выполнения задания студентом 2 3
Итого: 11 17

 

Задание «Поиск аргумента» считается невыполненным:

1. Если представленная к оценке работа студента не соответствует основным критериям оценки домашнего задания: в ней отсутствует четкая формулировка главного тезиса и поддерживающих его аргументов, аргумент определен неверно.

2. Если студент работал не с тем текстом, который был определен для него преподавателем.

3. Если представленная к оценке работа не является самостоятельной (при устной беседе по работе студент не может ответить на вопросы преподавателя, демонстрируя тем самым, что он не знаком с содержанием теста, предложенного ему для анализа, или же работа демонстрирует признаки плагиата).

4. Если представленная к оценке работа идентична работе другого студента, работавшего с тем же текстом (в данном случае выполнение задания не засчитывается всем авторам идентичных работ).

РУБЕЖНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ТЕСТ

 

Тестирование проводится в течение курса два раза – на 5 и на 8 по счету семинарах.

 

Форма проведения: письменный тест, в котором студент должен распознать автора цитаты; все цитаты для теста берутся из текстов, обсуждаемых на практических занятиях.

Время, отводимое на выполнение: 20 минут.

Количество заданий в каждом варианте: 5 заданий.

Минимальное количество правильных ответов для прохождения тестирования: 3 из 5.

Требования к представлению результатов: студент должен написать фамилию автора напротив цитаты.

Пример теста:

1)  «Пока в государствах не будут властвовать философы либо так называемые нынешние владыки не начнут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол» (правильн. ответ – «Платон» (Государство, 2015, 198)).

2)  «Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит тому, что существует по природе и что человек по своей природе есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, либо недоразвитое в нравственном отношении существо, либо сверхчеловек» (правильн. ответ – «Аристотель» (Политика, 1983, т.4, стр. 378)).

3)  «Таким образом, после более тщательного взвешивания всех «за» и «против» я должен в конце концов выдвинуть следующую посылку: всякий раз, когда я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным» (правильн. ответ – «Декарт» (Размышление о первой философии…, 1994, стр. 21-22)).

4)  «Теперь мы переходим к третьей и всецело абсолютной форме верховной власти, которую мы называем демократической. Ее отличие от аристократической состоит, как мы сказали, главным образом в том, что в последней от одной только воли и свободного выбора совета зависит кого сделать патрицием; так что никто не имеет место при той форме верховной власти, которую мы описываем» (правильн. ответ – «Спиноза» (Политический трактат, 1957, стр. 380)).

5)    «То, что истинное действительно только как система, или то, что субстанция по существу есть субъект, выражено в представлении, которое провозглашает абсолютное духом, — самое возвышенное понятие, и притом понятие, которое принадлежит новому времени и его религии» (правильн. ответ – «Гегель» (Феноменология духа, 2000, стр. 18)).

Требования Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
За каждый правильный ответ студент получает два балла, всего 5 заданий 6 10

 

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: