ЭКЗАМЕН
Описание технологии проведения экзамена
Формат проведения экзамена: устный экзамен в формате ответов на вопросы экзаменационного билета. Время подготовки к ответу – 60 минут. В ходе подготовки студент пишет план-ответ на каждый вопрос экзаменационного билета.
Порядок формирования экзаменационного билета: по одному вопросу из первой и второй части перечня вопросов к экзамену.
Требования к ответу:
-полное раскрытие вопросов экзаменационного билета,
-демонстрация навыков критического мышления,
-отсутствие фактических ошибок при изложении ответов на вопросы экзаменационного билета,
-демонстрация знания материала непосредственно изложенного на лекциях и представленного в первоисточниках, разбираемых на практических занятиях по курсу,
- умение последовательно, связно излагать свои мысли.
Возможность дополнительных вопросов: преподаватель может задавать студенту дополнительные уточняющие вопросы, касающиеся тем экзаменационного билета.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
Часть 1.
1. Мышление: предметность и рефлексивность.
2. Научное мышление. Дискурс науки и миф научности.
3. Понятие рациональности: практики, критерии, границы
4. Социальная определенность мышления. Идеология и ее критика.
5. Я и Другой, субъективность и интерсубъективность
6. Мышление и практика. Воля к истине как воля к власти.
7. Мышление и язык. Понимание, выражение, смысл
8. Мышление, коммуникация, диалог
9. Мышление, интерпретация, текст
10. Горизонт мышления. Пространство и время
11. Сознание и бессознательное
12. Телесность и аффективность мышления
Часть 2.
1. Проблема бытия и мышления в философии Платона: умопостигаемое и чувственно-воспринимаемое
2. Иерархия способов познания в "Метафизике" Аристотеля: от чувственного восприятия к мудрости
3. Научное познание: роль метода и проблема идолов в философии Ф. Бэкона
4. Мышление и проблема достоверности: картезианское cogito
5. Проблема отношения бытия и кажимости в контексте вопроса о добродетели (Платон, Н. Макиавелли)
6. Критика ценностей в философии Ф. Ницше (ressentiment, нигилизм, три превращения духа)
7. Экзистенциальный смысл cogito в философии Ж.-П. Сартра
8. Проект мифологии Р. Барта как инструмент критического мышления в свете структуралистского переосмысления языка
9. Проблема идеологии в философии С. Жижека
Пример экзаменационного билета № 1
Вопрос 1. Философия Нового времени (на примере Р.Декарта)
Вопрос 2. Проблема идеологии в философии С. Жижека
Шкала оценивания и критерии оценки:
| Критерии оценки | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
| Уровень усвоения материала, обсуждаемого непосредственно на лекционных и практических занятиях по курсу | 3 | 5 |
| Уровень знакомства с литературой, предусмотренной программой и анализируемой на практических занятиях | 3 | 4 |
| Уровень развитости критического мышления, формирование которого предусмотрено программой курса | 2 | 4 |
| Качество ответа (его общая композиция, логичность, убежденность, общая эрудиция) | 2 | 3 |
| Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убежденность, умение использовать ответы на вопросы для более полного раскрытия содержания вопроса | 2 | 4 |
| Итого баллов: | 12 | 20 |
Знания, умения и навыки обучающихся при промежуточной аттестации в форме экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
| Оценка | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
| «5» (отлично) | Более 90 | 100 |
| «4» (хорошо) | Более 74 | 90 |
| «3» (удовлетворительно) | Более 60 | 74 |
| «2» (неудовлетворительно) | 0 | 60 |






