Устройство и работа трехвальной 4х ступенчатой КПП автомобиля ГАЗ – 53 - 12

На автомобиле ГАЗ-53-12 установлена трехвальная четырехступенчатая КП с 4й прямой передачей и передачей заднего хода. Она состоит (рис.2) из картера 16. Внутренняя полость картера заполняется жидким трансмиссионным маслом через отверстие в его стенке, которое является и контрольным. Сверху картер закрывается крышкой, в которой находится механизм переключения передач. В картере смонтирован ведущий (первичный) вал 1, изготовленный вместе с шестерней 3 и зубчатым венцом для включения 4й передачи. Передний конец вала 1 опирается на шарикоподшипник, установленный в выточке коленчатого вала, средняя часть – на шарикоподшипник, установленный в стенке картера. На шлицах первичного вала крепится ведомый диск сцепления. Ведомый (вторичный) вал 10 передним концом опирается на роликовый цилиндрический подшипник, установленный в выточке первичного вала 1, задним – на шарикоподшипник 8, установленный в стенке картера. На шлицах вала имеется шестерня-каретка 7, для включения 1й передачи и заднего хода, в средней части которой нарезаны зубья для соединения с зубчатым венцом шестерни 2й передачи 6. Следовательно, передвижением шестерни 7 включают и 2ю передачу. На вторичном валу свободно (на бронзовой втулке) смонтированы косозубые шестерни 2й передачи 6 с ответным зубчатым венцом и 3й передачи 5 с ответным зубчатым венцом.

Рисунок 2 - Четырехступенчатая коробка передач автомобиля

ГАЗ-53-12:

а - конструкция; б – синхронизатор.

1 - ведущий вал; 2 и 8 - подшипники; 3 и 17 — зубчатые колеса постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов. 4 - синхронизатор третьей и четвертой передач; 5 и 15 - зубчатые колеса третьей передачи; 6 и 14 - зубчатые колеса второй передачи; 7 а 12- зубчатые колеса первой передачи; 9 и 11 - червячная пара правом спидометра; 10 - ведомый вал; 13 - блок зубчатых колес передачи заднего кода; 16 - картер коробки передач; 18 – промежуточный вал; 19- крышка подшипника ведущего вала.

На передней (со шлицами) части вторичного вала 10 жестко закреплена ступица синхронизатора 4.

Промежуточный вал в картере установлен передним концом на роликовом цилиндрическом, а задним на шариковом 8 подшипниках. На этом же валу жестко закреплены шестерни 1й 12, 2й 14, 3й 15 передач и шестерня постоянного зацепления 17, образующие блок шестерен. Шестерня 1й передачи прямозубая, остальные – косозубые и находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями на вторичном и первичном валах. В нижней части картера жестко закреплена ось блока шестерен 13 заднего хода, на которой свободно вращаются две сблокированные прямозубые шестерни.

Работа коробки. Для включения 1й передачи необходимо передвинуть шестерню-каретку 7 назад и ввести ее в зацепление с шестерней 12 1й передачи промежуточного вала. Крутящий момент при включенном сцеплении (отпущенной педали сцепления) будет передаваться через шестерни 3 и 17 постоянного зацепления на промежуточный вал 18 и на шестерни 12 и 7. Так как шестерня 7 установлена на шлицах вторичного вала, то вместе с ней будет вращаться и вторичный вал 10, передавая крутящий момент на карданный вал. Передаточное отношение uК1 = 6,55.

Для включения 2й передачи передвигают шестерню-каретку 7 вперед и она своими внутренними зубьями войдет в зацепление с зубчатым венцом шестерни 6 2й передачи, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 14 промежуточного вала 18. Крутящий момент будет передаваться, от первичного вала через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал, шестерни 14 и 6, зубчатый венец, шестерню-каретку 7 на вторичный вал 10. Передаточное отношение на uК2 = 3,09.

С помощью синхронизатора 4 включают 3я и 4я передачи.

Для включения 3й передачи перемещают муфту синхронизатора 4 назад и она находит своими внутренними шлицами на зубья зубчатого венца шестерни 3й передачи 5. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал, шестерни 15 и 5, зубчатый венец шестерни 5, синхронизатор 4 и на вторичный вал. Передаточное отношение на 3й передаче uК3 = 1,71.

Для включения 4й передачи муфту синхронизатора 4 передвигают вперед и она войдет внутренними шлицами на зубчатый венец первичного вала 1 и соединит первичный и вторичный валы. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через зубчатый венец, синхронизатор на вторичный вал. Передаточное отношение uК4 = 1.

Для включения передачи заднего хода меньшую шестерню блока шестерен заднего хода 13 вводят в зацепление с шестерней-кареткой 7, а большую – с шестерней 12 1й передачи промежуточного вала. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал, через шестерню 1й передачи 12 и блок шестерен 13 заднего хода на шестерню-каретку 7 и на вторичный вал 10, изменив направление вращения валов, т.к. при нечетном числе зубчатых пар направление вращения ведомого вала противоположно ведущему. Автомобиль будет двигаться задним ходом. Передаточное отношение uКЗХ = 7,77.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните назначение коробок передач;

2. Перечислите типы коробок передач;

3. Объясните понятия: передаточное число; понижающая, повышающая, прямая передача КПП;

4. Объясните устройство 4х ступенчатой КПП автомобиля ГАЗ–53– 12;

5. Объясните работу 4х ступенчатой КПП автомобиля ГАЗ – 53 – 12;

6. Объясните тип, устройство и работу КПП автомобиля МАЗ – 5335.

Литература:

1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.

2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.

3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.

4. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: «Академия», 2005.

Лекция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: