Устройство синхронизатора представлено на рисунке 1. В конструкции КПП один синхронизатор обслуживает две передачи.
Конструктивной основой синхронизатора является ступица. Она имеет внутренние и наружные шлицы. С помощью внутренних шлицев ступица соединяется с вторичным валом КПП и имеет возможность осевого перемещения по нему в разные стороны. Наружные шлицы соединяют ступицу с муфтой включения.
По окружности ступицы под углом 120° выполнены три паза, в которые установлены подпружиненные сухари. В синхронизаторе сухари нажимают на блокирующее кольцо при включении передачи и способствуют блокировке муфты на этапе синхронизации.
Муфта синхронизатора обеспечивает жесткое соединение вала и шестерни. Муфта насажена на ступицу и имеет внутренние шлицы. На шлицах выполнена кольцевая проточка, в которой размещаются выступы сухарей. Снаружи муфта синхронизатора соединяется с вилкой коробки передач.
Рисунок 1 - Синхронизатор автомобилей ГАЗ–53, ГАЗ–24.
1 - блокирующее кольцо; 2 - ступица; 3 - сухарь; 4 - кольцевая пружина; 5 - фрикционный конус шестерни; 6 - шестерня; 7 - блокирующее кольцо; 8 - муфта синхронизатора; 9 - сухарь; 10 – шестерня.
|
|
Блокирующее кольцо обеспечивает синхронизацию и препятствует замыканию муфты до момента выравнивания скоростей вала и шестерни. С внутренней стороны блокирующее кольцо имеет коническую поверхность, которая взаимодействует с фрикционным конусом шестерни. Снаружи блокирующее кольцо имеет шлицы, с помощью которых производится блокировка муфты включения.
На торцевой поверхности блокирующего кольца со стороны ступицы выполнено три паза, в которые входят сухари ступицы. Пазы препятствуют прокручиванию кольца при соприкосновении с фрикционным конусом (в них упираются сухари). Размер пазов в 1,5 раза превышает размер сухарей. В некоторых конструкциях синхронизаторов, наоборот, на блокирующем кольце выполнены выступы, а пазы - в ступице.
Работа синхронизатора. В нейтральном положении рычага КПП (рис.2) муфты синхронизаторов находятся в среднем положении, шестерни на ведомом валу вращаются свободно, поток мощности не передается.
При включении передачи вилка перемещает муфту синхронизатора из среднего положения в направлении шестерни. Вместе с муфтой сдвигаются сухари, которые воздействуют на блокирующее кольцо. Кольцо прижимается к конусу шестерни. На поверхности возникает сила трения, которая поворачивает кольцо до упора сухарей в пазах кольца (кольцо стопорится от проворачивания). В этом положении блокирующее кольцо препятствует дальнейшему продвижению муфты синхронизатора по оси вала, так как торцы шлицев блокирующего кольца располагаются напротив торцов шлицев муфты.
|
|
Далее под действием сил трения происходит синхронизация скоростей шестерни и ведомого вала. Когда скорости выравнены, под нажимом шлицев муфты блокирующее кольцо поворачивается в противоположную сторону, блокировка муфты снимается, шлицы муфты свободно проходят для зацепления с венцом шестерни. Происходит жесткое соединение вторичного вала КПП и шестерни.
Весь процесс синхронизации и включения передачи занимает доли секунды.
а) Исходное положение б) Синхронизация
в) Включение передачи
Рисунок 2 - Работа синхронизатора автомобилей ГАЗ – 53, ГАЗ - 24
1 - сухарь; 2 - включаемая шестерня; 3 - блокирующее кольцо; 4 - муфта синхронизатора; 5 - ступица; 6 - торец шлица муфты синхронизатора; 7 - торец шлица блокирующей муфты; 8 - паз в ступице; 9 - выступ блокирующего кольца; 10 - зубчатый венец шестерни.