Устройство и работа 10ти ступенчатой КПП автомобиля КамАЗ с делителем

На автомобилях семейства КамАЗ, предназначенных для работы без прицепа, установлена пятиступенчатая трехвальная коробка передач, с синхронизированными 2й – 5й передачами, модели 14. Для автомобилей тягачей, работающих с прицепами – десятиступенчатая коробка передач модели 15, состоящая из основной пятиступенчатой коробки и переднего двухступенчатого редуктора - делителя, удваивающего число передач (рис.5).

Делитель механического типа, удваивающий число передач, состоит из ведущего 1 и промежуточного 25 валов, одной пары зубчатых колес 2 и 23, синхронизатора 4 и механизма переключения передач. Передний шарикоподшипник ведущего вала 1 делителя расположен в расточке коленчатого вала, а задний - в гнезде перегородки картера 24 делителя, выполненного как одно целое с картером муфты сцепления.

Рисунок 5 КПП автомобиля КамАЗ с делителем.

1 - ведущий вал делителя; 2 - зубчатое колесо ведущего вала делителя; 3 - ведущий вал коробки передач; 4 - синхронизатор делителя; 5 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 - зубчатое колесо четвертой передачи ведомого вала; 7 -зубчатое колесо третьей передачи ведомого вала; 8 - синхронизатор второй и третьей передач; 9 - зубчатое колесо второй передачи ведомого вала; 10 - зубчатое колесо передачи заднего хода ведомого вала; 11 - блок зубчатых колес передачи заднего хода; 12 - муфта включения передачи заднего хода и первой передачи; 13 - зубчатое колесо первой передачи ведомого вала; 14 - ведомый вал; 15 - зубчатый венец первой передачи промежуточного вала; 16 и 20 -картер коробки; 17-зубчатый венец промежуточного вала для включения передачи заднего хода; 18 - зубчатый венец второй передачи; 19 - зубчатое колесо третьей передачи промежуточного вала; 21 - промежуточный вал коробки передач; 22 - зубчатое колесо привода промежуточного вала коробки передач; 23 - зубчатое колесо привода промежуточного вала делителя; 24 - картер делителя; 25 - промежуточный вал делителя.

Косозубое колесо 2, находящееся в постоянном зацеплении с колесом 23 привода промежуточного вала 25 делителя, свободно вращается на ведущем валу на роликоподшипниках. Зубчатое колесо 2 имеет конус и зубчатый венец для взаимодействия с синхронизатором делителя.

Передний конец промежуточного вала делителя установлен в шарикоподшипнике, помещенном в гнезде перегородки, картера делителя, а задний - в роликоподшипнике, укрепленном в гнезде задней стенки картера. Промежуточные валы делителя и коробки передач имеют шлицевое соединение. Зубчатое колесо 23 напрессовано на промежуточный вал 25 делителя и зафиксировано шпонкой.

Делитель обеспечивает две передачи: прямую, при которой синхронизатор делителя перемещен вправо и соединяет между собой ведущие валы делителя и коробки передач, и повышающую, при которой синхронизатор перемещен влево и соединяет ведущий вал делителя с зубчатым колесом 2 (далее вращение через зубчатое колесо 23 передается на промежуточные валы делителя и коробки передач).

Рисунок 6 – Схема переключения КПП автомобиля КамАЗ и делителя.

При прямой передаче делителя коробка передач работает как обычная пятиступенчатая. При перемещении муфты 12 вперед или назад происходит включение соответственно передачи заднего хода или первой передачи (рис.6). При первой передаче вращение с ведущего вала через зубчатое колесо 23 передается на промежуточный вал, а затем через зубчатый венец 15, зубчатое колесо 13 и муфту 12 на ведомый вал. При заднем ходе (муфта включения смещена вперед) вращение с промежуточного вала передается на ведомый вал через зубчатый венец 17, большой венец блока 11 зубчатых колес передачи заднего хода, малый венец, зубчатое колесо 10 и муфту 12.

Вторую передачу включают перемещением синхронизатора 8 второй и третьей передач назад, соединяя с ведомым валом зубчатое колесо 9 второй передачи, находящееся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом 18. Смещением синхронизатора вперед соединяют ведомый вал с зубчатым колесом 7 третьей передачи, находящимся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 19 промежуточного вала.

Четвертую и пятую передачи включают перемещением синхронизатора 5 соответственно назад или вперед. При четвертой передаче вращение на ве­домый вал передают зубчатые колеса, а при пятой передаче при помощи синхронизатора соединяются ведущий и ведомый валы (прямая передача). При повышающих передачах промежуточный вал коробки передач получает вращение через зубчатые колеса 2 и 23 делителя в результате смещения синхронизатора 4 делителя вперед. Дальнейшее включение четырех повышающих передач происходит аналогично включению четырех понижающих передач.

При пятой повышающей передаче вращение с промежуточного вала коробки передач передается через зубчатое колесо 22 постоянного зацепления на ведущий вал коробки передач и далее на ведомый вал через смещенный вперед синхронизатор 5.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните назначение раздаточной и дополнительной коробок передач;

2. Приведите существующие типы раздаточных коробок передач;

3. Объясните устройство и работу раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-66;

4. Объясните устройство и работу раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131;

5. Объясните устройство и работу раздаточной коробки автомобилей МАЗ;

6. Объясните устройство и работу 10ти ступенчатой КПП автомобиля КамАЗ с делителем;

7. Объясните устройство спидометра и его привода.

Литература:

1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.

2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.

3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.

4. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

 

 

Лекция

Карданная передача. Карданные шарниры неравных угловых скоростей. Назначение, типы, устройство и работа/

(2 часа)

План лекции

1. Назначение, типы карданных передач, их расположение на автомобиле;

2. Устройство и работа карданной передачи с шарнирами неравных угловых скоростей;

3. Устройство карданной передачи автомобиля ЗИЛ - 130.

4. Устройство карданной передачи заднеприводного автомобиля ВАЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: