Самоблокирующиеся дифференциалы

Автоматическая блокировка дифференциала выполняется с помощью специальных технических устройств - самоблокирующихся дифференциалов.

Конструкция самоблокирующегося дифференциала (типа Torsen) может «почувствовать» момент начала проскальзывания колеса и вовремя перераспределить крутящий момент на отстающее колесо.

Дифференциал Torsen (рис.4) представляет собой механический самоблокирующийся дифференциал, в котором используется набор червячных шестерен. Набор шестерен внутри дифференциала состоит из ведомых (полуосевых) червячных колес и ведущих (сателлитов) червячных шестерен. Основной особенностью такой конструкции является то, что червячные шестерни могут приводить во вращение другие шестерни, но сами не могут приводиться во вращение. Такая особенность приводит к появлению некоторой степени блокирования дифференциала. В зависимости от величины передаточного числа и конструкции дифференциала, крутящий момент может распределяться по осям автомобиля в соотношении от 2,5:1 (70 %: 30 %) до 6:1 (86 %: 14 %) или даже до 7:1 (87.5 %: 12.5 %), а также распределяться в любых промежуточных значениях. При низких значениях входного крутящего момента шестерни дифференциала вращаются свободно и его действие напоминает работу обычного симметричного дифференциала. Когда входной крутящий момент увеличивается, набор червячных шестерен нагружается и в определенный момент два выходных вала блокируются.

Рисунок 4 - Межосевой дифференциал Torsen.

1, 3 - правая и левая полуосевые шестерни; 2 - корпус дифференциала; 4 - сателлит, связанный с правой полуосевой шестерней; 5, 7 - выходные валы дифференциала; 6 - сателлит, связанный с левой полуосевой шестерней.

Дифференциал Torsen имеет линейную характеристику, перераспределение крутящего момента происходит практически мгновенно и он не оказывает влияния на процесс торможения. Эти свойства механизма обусловили его широкое использование в качестве межколесных и межосевых дифференциалов автомобилей. Основным недостатком является сложность его изготовления и сборки и, как следствие, высокая стоимость.

 

Рисунок 6 - Межосевой дифференциал Torsen Audi Quattro.

1 - корпус дифференциала; 2,4 - передняя и задняя шестерни; 3 - червячные сателлиты; 5 - фланец карданной передачи; 6 - ось сателлитов; 7 - прямозубые шестерни; 8 - ведомый вал; 9 - полый ведущий вал; А - к передней оси; В - к задней оси.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните назначение, место установки межосевого дифференциала;

2. Объясните назначение и перечислите типы блокировок межосевого дифференциала;

3. Объясните устройство межосевого дифференциала с механизмом блокировки автомобиля КамАЗ;

4. Объясните работу межосевого дифференциала с механизмом блокировки автомобиля КамАЗ;

5. Объясните устройство и работу самоблокирующегося дифференциала типа Torsen.

Литература:

1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.

2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.

3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.

Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: «Академия», 2005.

Лекция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: