Занятие 6. (2 ч.). Принятие управленческих решений

Прочитайте приведенную ситуацию и ответьте на поставленные вопросы с точки зрения руководителя.

 

Ситуация.

В проектном отделе информационной компании работали инженерами две женщины – Анастасия и Елена. Они пришли в организацию одновременно, но стиль их работы значительно различался. Анастасия выполняла работу добросовестно, была пунктуальной и требовала того же от подчиненных, к тому же не отказывалась от внеплановой работы. Елена, в свою очередь, работала нестабильно, имела переменчивое настроение и не высокую работоспособность, постоянно просила помощи у коллег даже при решении самых простых задач. Руководитель всегда шел на уступки Елене, зная, что может положиться на Анастасию. Когда Елена в очередной раз отказывалась от мелких поручений, то начальник отдела передавал часть ее работы Анастасии. Причиной первых столкновений между сотрудницами послужили ошибки в работе Елены. Так как Анастасии приходилось доделывать некоторую часть работы за Елену, то она стала требовать качественного и своевременного ее исполнения. И хотя свои замечания и требования Анастасия высказала Елене без свидетелей, та сделала инцидент предметом обсуждений в отделе. Конфликт перерос в неприязнь коллег друг к другу. И их непосредственный руководитель, при первой возможности полностью разделил их функции и предложил Анастасии занять другое рабочее место в соседнем отделе. Анастасия отказалась выполнять другие функциональные задачи и потребовала, чтобы руководитель перевел в другой отдел Елену, так как именно она некачественно выполняет работу и виновата в сложившейся ситуации.

Вопросы и задания

1) Разъясните позицию участников кейса. Кто из участников, по Вашему мнению, в большей степени влияет на ситуацию? Почему?

2) Есть ли ошибки в решениях руководителя? Какие?

3) Как должен поступить каждый участник (Анастасия, Елена и руководитель), чтобы разрешить возникшую проблему?

Тема 2.1. Социально-психологические аспекты управления.

Занятие 7. (2 ч.). Конфликт: понятие, причины, виды, способы преодоления.

Конфликт - это столкновение взглядов, интересов, отсутствие

согласия между участниками обмена мнениями. В конфликте каждая

из сторон делает все, чтобы была принята только ее точка зрения.

Конфликт является неотъемлемой составляющей жизни общества и организации.

Конфликтная ситуацияпредполагает наличие объекта конфликта и его участников (субъектов конфликта). Объектом конфликта, способствующего возникновению и развитию конфликтной ситуации, могут быть власть, ресурсы, слава и т.д. Важным условием существования конфликтной ситуации является неделимость объекта конфликта. Например, скрытая или явная борьба за место депутата в какой-либо иерархии государственного управления часто становится источником конфликта между кандидатами. Участники конфликта стремятся достигнуть собственных целей, видя в оппоненте (возражающий, противник в споре) препятствие, которое необходимо преодолеть. Для этого, в конечном счете, используется конфликт как способ, так или иначе устраняющий преграду. Итак, налицо объект и участники конфликта, т.е. существует конфликтная ситуация. Но это только необходимые условия существования конфликта. Для того чтобы он произошел, нужно соответствующее действие со стороны оппонентов (столкновение, недоразумение, происшествие), называемое инцидентом.Следовательно, конфликт может возникнуть при условии, когда инцидент, будучи поводом, инициирует конфликтную ситуацию. Инцидент может произойти как по инициативе оппонентов, так и независимо от их воли и желания вследствие каких-либо объективных обстоятельств. Таким образом, конфликт состоит в таком преобразовании исходной конфликтной ситуации, при котором одной из конфликтующих сторон удается достичь своей цели и двигаться в избранном направлении. История развития человечества однозначно свидетельствует о невозможности бесконфликтного развития общества. В общественном сознании существует мнение, что необходимо, по возможности, избегать конфликта, что это явление всегда нежелательное.

В деловом общении обычно подчеркивается важность гармоничного

развития предприятий и организаций, необходимость активного

обмена мнениями в коллективе, а конфликты рассматриваются

как негативные явления. При всем этом менеджеру нельзя упускать из виду, что источником всякого развития является противоречие, столкновение разнонаправленных тенденций и сил. Конфликт, как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным, может стать необходимым элементом развития не только отдельного предприятия, но и общества в целом. Полное отсутствие конфликтов внутри организации — условие не только невозможное, но и нежелательное, так как благодаря конфликту менеджер может выявить разнообразие точек зрения, имеющихся в коллективе, что позволяет оптимизировать процесс принятия решений. Руководство должно проявлять активность, должным образом реагировать на изменения внешней среды, идти к новому, отрицая старое. Конфликт со всеми его страстями и эмоциями может этому способствовать. Разумеется, конфликт чаще имеет негативный характер. Он мешает удовлетворению потребностей работника, препятствует в конечном счете успешному достижению целей предприятия.

Сотрудники же получают дополнительную возможность открыто выразить свои мысли и чувства, удовлетворяя тем самым личные потребности. Таким образом, руководителю следует осознавать возможные причины возникновения конфликтной ситуации а также самому уметь управлять конфликтом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: