Основные сведения о грузоподъемных кранах
Грузоподъемный кран - это машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.
Область применения: в промышленности, строительстве, на транспорте.
1. По конструкции:
- мостового типа (мостовые, козловые, полукозловые, краны-перегружатели);
- кабельного типа (кабельный и кабельный мостовой);
- стрелового типа (башенные, портальные, стреловые самоходные).
Рис. 3 Козловой кран | |||
| |||
Пневмоколесный кран | |||
2. По возможности перемещения:
- стационарные;
- самоподъемные;
- переставные;
- радиальные;
- передвижные. 3. По виду ходового устройства:
- на гусеничном ходу;
- пневмоколесные;
- рельсовые;
- автомобильные;
- на спецшасси.
4. По степени поворота:
- неповоротные;
- поворотные
а)полноповоротные (поворачиваются на угол более 360 °)
|
|
б)неполноповоротные (поворачиваются на угол менее 360 °).
5. Для мостовых кранов существует классификация по способу опирани я:
- опорные;
- подвесные. 6. По виду привода:
- ручные;
- электрические;
- механические;
- гидравлические.
7. По виду грузозахватного органа:
- крюковые;
- грейферные;
- магнитные
Технические характеристики грузоподъемных кранов
1. Грузоподъемность Q [т] - общий параметр для всех грузоподъемных кранов. Максимальная масса груза, на подъем которой рассчитан кран в заданных условиях эксплуатации, В величину грузоподъемности включается масса грузозахватных приспособлений и тары, используемых при перемещении груза, а у магнитных и грейферных кранов - масса магнита или грейфера.
2. Вылет крюка или другого грузозахватного органа стрелового крана L (m). Это расстояние по горизонтали от оси вращения крана до оси крюка или другого грузозахватного органа.
3. Грузовой момент стрелового крана [тм] - произведение грузоподъемности в (t) на вылет в (м] грузозахватного органа крана
4. Грузовая характеристика стрелового крана - зависимость грузоподъемности от вылета.
5. Высота подъема грузозахватного органа Н [м) - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в крайнем верхнем положении.
6. Глубина опускания грузозахватного органа h[м] - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем положении. Глубина опускания зависит от канатоемкости барабана, на котором должно оставаться не менее 1,5 витка до зажимных планок при нижнем положении крюка.
|
|
7. Пролет S [м] мостового крана - расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути.
8. Ширина колеи стрелового крана К [м] - расстояние по горизонтали между осями рельсов.
9. База крана B [м] - расстояние между осями опор крана, измеренное по его продольной оси.
Ширина колеи и база крана образуют опорный контур, от площади которого зависит устойчивость стрелового крана. Для увеличения площади опорного контура используют выносные опоры.
10. Скоростные характеристики кранов:
- скорость подъема (опускания) груза:
- скорость изменения вылета;
- скорость поворота (угловая скорость};
- скорость передвижения грузовой тележки по мосту или балочной стреле;
- скорость передвижений крана по рельсовому пути (рабочая скорость);
- скорость передвижения самоходных кранов (транспортная скорость)
11. Задний габарит стрелового крана наибольший радиус поворотной
части крана со стороны, противоположной стреле.
Устойчивость - способность крана противостоять опрокидывающим моментам. Различают собственную и грузовую устойчивость.
Собственная устойчивость определяется при наиболее неблагоприятном положении крана относительно ветровой нагрузки при уклоне пути в сторону опрокидывания,
Грузовая устойчивость определяется при подъемемаксимального груза и учитывает моменты, создаваемые силами инерции, ветровой нагрузкой и другими факторами.