double arrow

Государственный строй в период правления Каролингов.

4

При Карле Великом сохранялись еще народные собрания, проводимые в мае месяце, но их роль малозначительна. Более важными становятся собрания, проводимые в начале лета и называемые генеральной ассамблеей или генеральным собранием. Считалось, что на этих собраниях присутствует вся империя, хотя на собрании присутствовала, как правило, только аристократия. Эти ассамблеи созывались накануне войны (т.к. войны велись почти ежегодно) перед выступлением войска в поход и, в результате, создавалась иллюзия прямого контакта народа с императором.

Император управлял государством при помощи ограниченного числа советников, высших сановников и служащих. Большинство должностей действующих ранее сохранились (сенешал, коннетабль и др.). Новой должностью стала должность капеллана  или архикапеллана  (старший капеллы) который был духовником каролингских королей, аббатом двора и играл большую роль в управлении государством. Видная роль в управлении государством принадлежала дворцовому графу, который осуществлял отправление правосудия и руководил королевской администрацией. При Каролингах дворцовых графов стало несколько. Канцлер стоял во главе канцелярии, ведал дипломатическими и общегосударственными делами, подготавливал законопроекты.  Камерарий – ведал королевским имуществом и казной.




Местное управление. Основной административной единицей при Каролингах продолжало оставаться графство. Помощником графа являлся виконт, его доверенное лицо кандидатуру которого он сам предлагал императору на утверждение, и викарии. Пограничные графства носили названия марок, а управляющие в них графы – маркграфами. Их наиболее важной задачей была защита графства от нападения неприятеля. При Каролингах возникают епископства. Как правило, два графства составляли епископство. Епископы осуществляли духовную власть: осуществляли управлением церковью на местах, следили за паствой и боролись с ересями. Кроме того, они должны были следить и за поведением графов.

По мере расширения территории, чтобы лучше сплотить разные части империи, был возрожден институт «государевых посланцев» (missi dominici) который действовал эпизодически еще при Меровингах. Теперь ежегодно специальные чиновники числом от двух до пяти направлялась для проверки деятельности местной администрации. Каждая группа государевых посланцев, чаще всего из двух человек графа и епископа должна была объезжать все графства. Они должны были обеспечивать хорошую работу ведомств, следить за строгим исполнением мер, предписанных императором, выслушивать жалобы подданных и отменять беззаконные решения. Они принимали присягу от населения на верность королю и даже имели право смещения графов с должности управляющего. По мере укрепления королевской власти разъезды missi становятся все более частыми, так к 812 г. они, в некоторых провинциях стали проводиться до четырех раз в год.



Уголовное право по Салической правде.Время создания Салической правды именуемый на латыни Салическим законом (Lex Salica) – начало VI (ок. 509 г.). Представляет собой запись обычаев салических франков касающихся жизни и быта франков. Большинство статей относятся к уголовному праву и судопроизводству и в этом отношении ее можно назвать судебником – уложением для судей. Составлен он был из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений с течением времени в судебные обычаи. Запись судебника была сделана на так называемой «варваризированной» латыни. По структуре делилась на титулы и главы. Салическая правда включала Пролога, 65 титулов и Эпилог. Впоследствии наследники Хлодвига добавили в VII – IX вв. еще несколько новых глав.

Начинается Салическая правда с перечисления денежных штрафов за неявку в местный суд. Цель – побудить стороны представить разбирательство спорного дела на рассмотрение сотенного суда, а не решать его путем кровной мести. Другой особенностью салического закона являлось постепенное отмирание как вида наказания смертной казни и замена ее денежным штрафом.

Вводилось понятие цена жизни – вергельд. За убийство свободного франка надо было заплатить один вергельд, который равнялся 200 солидам. Величина вергельда зависела:



– от социального положения, за убийства графа платили тройной вергельд (600 солидов);

– от этнической принадлежности, за римлянина не состоящего на королевской службе – 100 солидов;

– от возраста, за убийство мальчика до десяти лет включительно уплачивался тройной вергельд (600 солидов);

– за убийство девушки – вергельд 300 солидов;

– за убийство свободной женщины (по всей видимости замужней) – 600 солидов, за убийство беременной женщины – 700 солидов;

– за убийство духовного лица вергельд так же многократно возрастал, за убийство священника – 600 солидов, епископа – 900 солидов.

Салическая правда указывает случаи, когда величина вергельда могла возрастать многократно. Так, девятикратный вергельд (1800 солидов) платился за убийство человека находящегося на королевской службе, при этом отягчающими обстоятельствами здесь выступали: попытка скрыть, спрятать тело (бросил в воду или колодец); убийство скопищем (группой), этого человека дома; убийство королевского служащего во время военного похода. Цена вергельда была очень большой, к примеру, лошадь или бык стоили у франков 2- 3 солида, а боевой конь – 12 солидов.

Община связанная круговой порукой несла коллективную ответственность за преступления совершенные на ее земле. За найденное тело на ее территории община должна была либо найти и предоставить убийцу или выплатить вергельд в соответствии с Салическим законом. Ответственность не наступала только в том случае, если находили уже начавшееся разлагаться тело с выступившими костями (давнее убийство).

Убийца при выплате вергельда мог обратиться за помощью к родственникам («О горсти земли»). Распродав все свое имущество для уплаты, в том случае если необходимая сумма не набиралась, он посредством бросания земли через левое плечо взятой в своем доме обращался, таким образом, к своим ближайшим родичам с просьбой о помощи. Те в свою очередь могли переадресовывать уплату дальше в отношении более зажиточных родственников. Если указанная сумма не собиралась, и не кто не хотел поручиться в уплате виры, то виновный в убийстве предавался смерти.

Сам вергельд делился на две части. Одну получали сыновья убитого, другая делилась между ближайшими родственниками, как со стороны отца, так и со стороны матери. Если ближайших родственников не было, то только в этом случае эта часть вергельда шла в казну.

К другим видам преступления относились посягательства на личность свободного франка. К ним относились оскорбления действием повлекшее ранение или увечье.

«Репарация» за это была изначально установлена в зависимости от категории травмы. Салический закон в этом говорит довольно подробно и его расценки особо колоритны. Так, например:

– за нанесение удара по голове, если выступил мозг и обнаружились три кости, покрывающие его, присуждался к уплате 30 солидов;

– за отрывание руки, ноги, вырывание глаза, отрывание носа платить 100 солидов;

– но если рука осталась висеть, тариф снижается до 63 солидов;

– за отрывание большого пальца руки или ноги, платил 50 солидов;

– если он остался висеть, тариф снижается до 30 солидов;

– за отрывание второго пальца (указательного), служащего для натягивания лука  уплата 35 солида;

– за три остальных пальца, отрубленных одним ударом – 50 солидов;

– за два пальца – 35 солида и пр.

За оскорбление словом, назвавший свободного франка: уродом, зайцем, или волком наказывался штрафом в 3 солида, если доносчиком или лжецом и не доказавший этого то штраф возрастал до 15 солидов. Однако оскорбление свободной женщины – блудницей, без доказательства приводило к уплате 45 солидов. В данном случае, надо рассматривать, что это обида наносилось всей семье или роду женщины и вело к мести и длительной вражде со стороны родственников оскорбленной. В этом же отношении надо рассматривать, что не только изнасилование, но и обычное прелюбодеяние «по обоюдному согласию» наказывалось существенными штрафами.

Много статей Салического закона посвящалось различным кражам. Когда, речь шла о краже домашнего скота или птицы, учитывается не только вид животного, но и возраст, место и обстоятельства похищения, сравнительная тяжесть этой потери для хозяина и пр. Так за поросенка, еще сосущего молоко, - 3 солида; за поросенка, уже отделенного от вымени, - 1 солид; за годовалую свинью – 3 солида плюс выплата стоимости животного и процентов за просрочку; за двухгодовалую свинью – 15 солидов плюс стоимость и проценты; за двух свиней – 30 солидов; за трех и более – 35 солидов; за стадо в двадцать пять свиней, если это все стадо, - 42 солида; за тоже число свиней, если это часть стада, - 35 солидов; за пятьдесят свиней, - 62 солида и пр.

Эти различные суммы называют «композициями», и представляют собой определенную цену сделки, на которую заранее должны согласиться обе заинтересованные стороны. Если совершивший кражу выплачивал все деньги преследование в его отношении не производилось. Такая «композиция» должна была исключить дальнейшие притязания сторон и прекратить практику личной мести.

В отношении полусвободного населения и рабов наказания за аналогичные преступления были более суровыми. Смертная казнь через повешение и колесование применялась к рабам, кроме того, в отношении рабов применялась и пытка.

Суд и судебное устройство.В сотне суд состоял из всех свободных людей. Сотенное собрание (маль) заседало в специально отведенном месте (мальберг). В собрании председательствовал выбираемый общиной тунгин, но он подчинялся графу, которому принадлежала высшая судебная власть в округе.

Свободные люди, которые находились в собрании для разрешения дел, именовались рахинбургами. Решение выносилось большинством голосов. В каждом суде франков были и особо уполномоченные королевские чиновники, именуемые сацебаронами.

Исполнителями судебных решений выступали низшие служители суда, а также воины и своеобразная местная полиция (милитэс). Впоследствии при централизации государственной власти председательство в суде от тунгина перешло к скабинам и графу. Высшим судьей был король, а его двор – судилищем для особо важных персон королевства.

Продолжали существовать и ордалии (суд божий): испытание котелком или водой. От этого испытания в некоторых случаях можно было и откупиться. Применялся в качестве доказывания вины (или невиновности) и судебный поединок, от которого нельзя было откупиться, но можно было нанять вместо себя бойца-наймита.

С. М. Сапожников лекция «Государство и право салических франков» История государства и права России и зарубежных стран: Учебник. Под общ. ред. д.ю.н., акад., засл. деятеля науки Российской Федерации В.П. Сальникова. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. 592 с.

 



4




Сейчас читают про: