Цели и задачи воспитания в общеобразовательной организации

Организация и реализация воспитательной работы классного руководителя с использованием электронного обучения и дистанционных технологий становится  актуальной в современной действительности: 16 миллионов школьников, 7 миллионов студентов и миллион учителей с преподавателями – 16 процентов всего населения России живут в новой реальности дистанционного или электронного образования. Теперь они входят в образовательный процесс не через дверь, а через экраны и мониторы смартфонов, компьютеров, ноутбуков. И это первый подобный опыт не только в России, но и мире.

В «Законе об образовании в Российской Федерации» (2012) воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: 

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); 

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы этот опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

 

2. Направления воспитательной работы классного руководителя                    Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классом:

• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

• проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

• сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.

• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.

• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.

• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

• регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

• помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

• создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

 

Особенности реализации и организации воспитательной работы классного руководителя в условиях заочной работы с детьми без использования цифровых ресурсов  и дистанционных форм образования

В Федеральных государственных образовательных стандартах указаны пять направлений воспитательной работы:

· общеинтеллектуальное,

· спортивно-оздоровительное,

· общекультурное,

· духовно-нравственное,

· социальная деятельность.

    Эти общие ориентиры, безусловно, значимы и для организации воспитательного процесса в школе в условиях карантина. Переходя на заочные образовательные формы, важно сохранить преемственность и единство воспитательного процесса. Поэтому педагогам следует ориентироваться на имеющийся план воспитательной работы, корректируя формы и технологии работы, изменяя (углубляя, сокращая) его содержание. Выделим два направления воспитательной работы в данных условиях: без использования электронных средств и информационно-телекоммуникационных сетей и с их использованием. Отметим специфику каждого направления.

Воспитательная работа в условиях заочной работы с детьми без использования электронных и дистанционных форм образования. Работа выстраивается достаточно традиционно – через систему заданий для самостоятельной работы, которые можно давать по телефону: нарисовать, написать, сочинить, сделать проект, поделки своими руками, приготовить блюдо и пр. Примеры заданий:

- написать сказку на какую-либо тему;

- придумать рассказ от имени какого-то предмета, вещи, домашнего животного (рассказ от имени фикуса, зеркала, стола и пр.);

- нарисовать что-либо;

- сделать проект на заданную/свободную тему;

- сделать презентацию на заданную/свободную тему;

- написать сочинение на заданную/свободную тему;

- сделать комикс (напр., в технике аппликации) на заданную/свободную тему;

- написать статьи для энциклопедии (википедии);

- придумать рецепт нового блюда;

- написать 10 рецептов блюд из какого-либо продукта (из картофеля, из моркови и т.д.);

- подготовить рассказ в жанре стенд-ап о научных/научно-учебных проектах и разработках и пр.

Цели подобных заданий - интеллектуальное, творческое развитие детей, развитие их самостоятельности, общекультурное воспитание. Для выполненных заданий можно объявить конкурс и организовать его, когда дети придут в школу.

Другой концентр заданий можно условно назвать «Пока все дома». Он направлен на укрепление семейных связей, расширение знаний о своей семье:

- написать родословную своей семьи;

- описать семейные традиции;

- описать значимые семейные события/событие;

- сделать семейный фотовернисаж;

- сделать фотоавтобиографию и т.д.

Обобщая, отметим, что классный руководитель может использовать различные формы воспитательной работы, но их результаты, итоги будут отстроченными по времени.

В этой работе классного руководителя главные акценты будут сделаны на индивидуальной работе с учащимися – на их творческом развитии, поддержке в решении важных жизненных проблем.

В работе с классом классный руководитель может использовать различные формы воспитательной работы, но их результаты, итоги будут отстроченными по времени. К примеру, получив задание для игры, для проведения классного час и пр., школьники индивидуально его выполняют, а при очной форме обучения используются при проведении классного часа, игры и пр.

При заочной форме важными направлениями работы классного руководителя остается работа с родителями учащихся или их законными представителями, учителями, преподающими в классе. При отсутствии интернета, смартфона для классного руководителя ведущим средством становится общение по телефону. Классный руководитель должен поддерживать контакт с учителями, выясняя проблемы, существующие у школьников при выполнении заданий по предметам, успехи и достижения детей. С родителями/законными представителями должен быть регулярный контакт по телефону, цели которого – помощь в организации полноценной жизни ребенка дома, режима дня школьника, контроль выполнения заданий, выявление существующих проблем, которые затрудняют организацию заочного образования.  

 

Особенности реализации и организации воспитательной работы классного руководителя в условиях заочной работы с детьми с использованием цифровых ресурсов и дистанционных форм образования

Переходя на дистантные формы, важно не только сохранить преемственность и единство воспитательного процесса, но и обогатить его, используя новые электронные ресурсы, информационно-телекоммуникационных сети.

Обозначим педагогическую  позицию в данной ситуации как позицию Робинзона – позицию человека, не всегда готового к новому образу жизни, но принимающего это новое, извлекающего из него пользу, обогащающего и себя, и окружающую действительность. В целом, это – позиция роста и развития, позиция исследователя и деятеля, позиция Ученика, идущего по пути открытия мира и себя.

Приведем список онлайн сервисов, обеспечивающих видеосвязь, контакт в реальном времени:

· Microsoft Teams — это сервис для связи: видеоконференции, чаты, совместный доступ к документам, он работает в пакете сервисов Office 365. В связи с коронавирусом компания Microsoft решила предоставить бесплатную лицензию на Office 365 на полгода всем, кому она нужна. Для индивидуального пользования нужно просто зарегистрироваться, а представителям компаний — связаться с Microsoft. Вот подробности предложения. https://teams.microsoft.com/start

· Google Hangouts Meet — также бесплатно предлагает премиум-функции сервиса для видеосвязи. Теперь можно без оплаты: делать видеоконференции до 250 участников, устраивать стримы с количеством зрителей до 100 000 человек, записывать встречи и сохранять записи на «Google Диск». https://www.businessinsider.com/google-hangouts-video-conferencing-free-coronavirus-zoom-2020-3

· Zoom — эта платформа для конференций дает бесплатно организовывать встречи до 100 участников. Групповые звонки на бесплатном тарифе могут длиться до 40 минут, можно записывать их в видео и аудио. https://zoom.us/

· Cisco Webex — еще одна платформа для корпоративной видеосвязи. На время пандемии здесь расширен бесплатный тариф — в конференции могут участвовать до 100 человек, и она не ограничена по времени. https://www.webex.com/

 

Далее приведем список цифровых ресурсов, которые помогут классному руководителю организовать воспитательную и досуговую деятельность школьников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: