Воспитание – деятельность

Воспитание – педагогический процесс.

Воспитание – система.

Воспитание – социальное явление.

Понятие о воспитании. Воспитание как социальное явление

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах охоты, собирательства и др. деятельности. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории.

ВОСПИТАНИЕ - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

В широком социальном смысле - воздействие на личность общества с целью передачи социо-культурного опыта.

В узком смысле — целенаправленная деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении — как решение к.-л. конкретной воспитательной задачи (напр., воспитание социальной активности, ответственности).

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Схематично представим воспитание в виде ромба. Его вершина условно отражает первое качественное состояние воспитания - социальное, общественное явление. Воспитание обусловлено конкретно-историческим характером общественного развития страны. Формой реализации воспитания является социальный заказ на воспитание, представленный через: государственную политику в области воспитания, общественный идеал воспитанного человека, ценности и ценностные ориентации современного человека, отражающихся в соответствующих документах государства, различных концепциях и программах, планах и др.

Принципы воспитания:

Принцип природосообразности воспитания, предполагающий расширение границ развития и творческой самореализации человека на основе изучения индивидуальной природы личности.

Принцип позитивного педоцентризма, предполагающий отбор содержания воспитательного процесса, жизненно важного для ребенка данного возраста и обеспечивающего его благополучную социальную адаптацию; создание условий для освоения детьми новых социальных ролей («член классного /школьного/ коллектива», «одноклассник», «друг», «участник труда» и др).

Принцип культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с прогрессивными отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами культуры, региональными этническими традициями, гармонично сочетающимися с общечеловеческими ценностями.

Принцип гуманистической направленности воспитания, предполагающий формирование воспитательных представлений о гармонично развитой личности как стремящейся к гармонии во внутреннем мире и во взаимоотношениях с окружающей средой, формирование у детей гуманного отношения к человеческой личности, жизни, обществу, природе.

Принцип равных возможностей детей и социальной справедливости предполагающий создание равных возможностей социализации и воспитания детей в социально неоднородном обществе.

Принцип единства воспитательного пространства предполагающий реализацию общенациональной идеологии воспитания федеративного государства с учетом региональных исторических, социальных, этнических, педагогических традиций на основе законодательно установленных государственных ориентиров.

Принцип демократического управления процессом воспитания предполагающий субъектность воспитания как развивающуюся модель совместной Деятельности учителей, обучающихся, родителей, утверждение свободы выбора педагогических концепций, технологий, средств; развитие форм самоуправления коллективов учащихся, педагогических коллективов, форм общественного демократического контроля, общественной экспертизы

Левый угол ромба условно может быть связан со вторым качественным состоянием воспитания, которое обусловлено его статусом системы.

Исследователи анализируют три уровня существования феномена воспитания и в соответствии с ними выделяют понятия: «система воспитательной работы», «воспитательная система», «система воспитания».

Система воспитания представляет собой совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий, разработанных и применяемых либо отдельным педагогом (например, система воспитания Л.Н.Толстого), либо в пределах целого государства на определённом этапе его развития. Масштаб ее существования – общество, педагогическая культура в целом.

Воспитательная система отражает способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения. Поэтому воспитательные системы современных образовательных учреждений разнообразны, и не существует идентичных воспитательных систем, даже в близких по типу школах. Воспитательная система функционирует и развивается в конкретной ситуации, имеет определенные цели, сформированные в соответствии с ее потребностями и уровнем развития.

Система воспитательной работы - комплекс взаимосвязанных воспитательных мероприятий, дел, акций, адекватных поставленной цели. В массовой практике она, как правило, означает организацию воспитательной работы, со школьниками во внеурочное время.

Если мы говорим о воспитании как системе, то необходимо четко осознавать, что она представляет собой упорядоченную совокупность компонентов, взаимодействие которых обусловливает развитие личности учащихся.

Компонентами системы воспитания является: цель; деятельность, обеспечивающая реализацию цели; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий, рождающиеся в деятельности отношения между субъектами; среда системы, освоенная субъектом, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

В самом общем виде цель воспитания можно сформулировать как Формирование жизненной позиции «деятеля», активности и ответственности; образованности (умение работать с расширяющимся знанием в изменяющемся обществе); терпимости как признание инакомыслия; функциональной грамотности (наличие знания об окружающем мире, обеспечивающее человеку возможность стать хозяином своей судьбы); самоопределение человека.

Специфичным для общеобразовательной школы является удаленность во времени результатов воспитания: многое из того, что дает школа, проявляется позже, а нередко значительно позже - на этапе взросления бывших школьников, в процессе переоценки ценностей. С этих позиций в качестве важного результата школьного воспитания может быть рассмотрен выпускник - человек, который вобрал и интегрировал в себе все результаты многолетних и разнообразных воспитательных воздействий, влияний, действий и взаимодействий

Деятельность.

l виды деятельности: познавательная, трудовая, художественно-эстетическая, спортивная, общественная, свободное общение.

l формы и методы организации совместной деятельности и общения.

l Педагогическое обеспечение и самоуправление классного сообщества

Учение.

Цель: развитие познавательной активности.

Формы организации: олимпиады по предметам; брейн-ринги; викторины; мозговые штурмы.

Творчество.

Цель: Развитие творческой активности, индивидуальных способностей; умений и навыков творческой деятельности.

Формы: конкурсы; выставки; концерты; кружковая работа; театральные постановки; творческие вечера; акции и проекты; посещение театров, музеев, выставок.

Общение.

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.

Формы реализации: тренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; дискотеки; встречи с интересными людьми; экскурсии, походы, совместный отдых на природе; КТД.

Известно, что формировать какие-либо качества можно только через деятельность. Однако, деятельность тоже может быть разной. Одна воспитывает в ребенке способность и стремление к созиданию, другая приучает к подчинению и выполнению заданного, учит ни на шаг не отступать от предписанного. Проведенные исследования показывают, что основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего человека, готового к решению сложных и нестандартных жизненных проблем. Выход из такой ситуации только один - активное включение учащихся в деятельность творческого характера и развитие творческих способностей. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что ребенок сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности

Личность учителя (субъект воспитания) составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Одним из условий воспитания является принятие детьми педагогов. Исследование показало, каким педагогам дети дали бы пропуск в свой мир. Анализ ответов учащихся показал, что пропуск в свою страну они готовы дать педагогам:

1 класс:

l добрым (40%),

l которые не жалуются родителям (34%),

l учат на одни пятерки, часто вызывают к доске (28%),

l учителям-роботам (20%),

l строгим, любящим учеников, которые сделают меня умной (12%),

l любимым нами, умным, красивым, учителям-волшебникам (8%).

10 класс:

l умеющим фантазировать и мечтать (23 %),

l обладающим чувством юмора (19,6 %),

l с энтузиазмом и “пионерским задором” (13, 4 %),

l умеющим говорить с детьми “на равных” и понимать их (10,7 %),

l хорошо относящимся к детям, имеющим собственных детей и любящим смотреть мультфильмы (10,7 %),

l находчивым (7,6 %),

l посещающим детские мероприятия (5,7 %),

l любящим природу, людей и детей (3,8 %).

Правый угол ромба может быть условно связан с третьим качественным состоянием воспитания, обусловленным его статусной ролью процесса. Воспитание реализуется посредством таких форм его проявления, как процесс воспитания и воспитательный процесс. Для характеристики процесса воспитания используются такие общенаучные категории, как «состояние», «этап», «период», «стадия».

Важно отметить, что процесс рассматривается как последовательная смена конкретных явлений, как совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Какие же процессы составляют содержание современного воспитания:

культурная идентификация, т. е. востребование культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание помощи в обретении им черт человека национальной культуры;

социализация, т. е. вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности и жизнетворчества, развитие его духовных и практических потребностей, формирование «концепции жизни», осуществление жизненного самоопределения;

духовно-нравственное развитие личности, т. е. овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

индивидуализация, т. е. поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

Направление воспитания.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

• развитие основных познавательных процессов;

• формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными тех­нологиями;

• развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, эрудиции.

Нравственное воспитание.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

• накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

• развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше­ния к действительности, эмоционального воспри­ятия прекрасного.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физиче­ское развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, раз­личные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и ха­рактера, направленное на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражда­нин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие эко­номического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отно­шение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, - это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы оно ярким ни было, не способно сильно повлиять на поведение ученика. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий. Если же процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

Нижний угол ромба условно может быть связан с четвертым качественным состоянием воспитания как деятельности. Воспитание реализуется в разнообразных формах: учебная деятельность, воспитательная работа, организация жизнедеятельности школы, внешкольная работа.

Воспитательное воздействие содержания обучения, т.е. тех учебных предметов, содержание которые изучают и усваивают ученики под руководством учителя, а также в процессе самостоятельной работы (самообразование). Данный механизм связан с реализацией тех форм воспитания, которые интегрированы в обучение, следствием чего возникает и реализуется «воспитывающее обучение». Известно, что воспитывающее обучение не реализует свои цели и задачи, функции и потенциал автоматически; для их достижения нужна специально организованная воспитательная деятельность на каждом занятии. Если такой деятельности нет, то данный механизм не «работает», ограничиваясь лишь реализацией дидактических целей и задач.

Воспитательная работа как механизм реализации данного качественного состояния воспитания всегда имела значительное число критиков, усматривающих в ней «педагогику мероприятий. Она сводилась к решению проблемы организованной занятости ученика, воспитанника в его свободное от основных занятий время.

Среди таких мероприятий - создание форм дополнительных занятий с повышенным воспитательным потенциалом; погружение в деятельность (развитие самоуправления, коллективные дела и пр.) и т.д. Воспитательная работа как механизм объективно не может быть хорошей или плохой; она имеет свой потенциал и специфические ограничения.

Выступая в качестве механизма реализации воспитательной деятельности школы, внутришкольный уклад в значительной мере способствует или препятствует реализации всех факторов и форм воспитания. При реализации авторитарного внутришкольного уклада ученики, как правило, исключены из управления процессами, протекающими в школе, или, чаще всего, привлекаются к имитации такого участия.

Внешкольная работа как механизм реализации воспитательной деятельности школы реализуется в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой. Возникшая тенденция идентификации дополнительного образования детей и внешкольной работы не может быть признана истинной, так как дополнительное образования выступает всего лишь одной из многих других частей, составляющих внешкольную работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: