Возникновение и развитие науки об организации труда

Сущность, содержание и задачи организации труда

Организация труда характеризуется использованием тру­да на определенной ступени развития производительных сил. С их развитием предъявляются и новые требования к методам научной организации труда, ставятся новые задачи.

В современных условиях научной надо считать такую организацию труда, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство. Которая позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечить наи­более эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение произво­дительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную необходимость.

Из приведенного определения следует, что научная органи­зация труда не является какой-то особой системой. Это про­цесс постоянного совершенствования организации труда и перевода ее на подлинную научную основу.

В определении характеризуются цели научной органи­зации труда - экономичес­кая, психофизиологическая и социальная.

Экономическая - всемерная экономия рабочего времени; психофизиологическая - всемерное облегчение труда и созда­ние необходимого соответствия труда психофизиологическим данным человека, условий для его гармоничного развития; социальная - воспитание делового отношения к труду и превращение его из обязанности в первую жизненную необхо­димость.

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач - совершенствование разделения и кооперации труда, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, изучение и распространение передовых приемов и ме­тодов труда, подготовку и повышение квалификации кадров, всемерное улучшение условий труда, воспитание рабочих и служащих в духе сознательного отношения к труду, строжайшего соблюдения государственной и трудовой дисциплины.

Базой научной организации и важным фактором повышения производительности труда является научно обоснованное нормирование. Применение нормативных материалов по труду (нормы времени, нормативы времени и нормы обслуживания), соответ­ствующих достигнутому уровню техники, прогрессивной органи­зации производства и учитывающих передовой опыт, позволяет неуклонно повышать производительность труда, осуществлять демократический принцип оплаты по его количеству и качеству.

Учитывая указанные задачи, а также результаты научных исследований, проведенными советскими учеными, в содержании научной органи­зации труда следует включить следующие элементы: 1. Разделение и кооперацию труда; 2. Всемерное повышение дееспособности работающих и совершенствование взаимоотношений в производственных кол­лективах; 3. Создание условий для бесперебойной высокопроизво­дительной работы каждого работника и коллектива в целом (организация и обслуживание рабочих мест, производственный инструктаж, применение малой механизации, оперативное плани­рование и т.п.); 4. Обеспечение здоровых и психологически благоприятных условий труда, а также обеспечение безопасности работающих; 5. Правильное использование и сочетание материальных и моральных стимулов к высокопроизводительному труду; 6. Всемерное развитие творческой инициативы работающих в целях улучшения использования средств труда и рабочего времени, а также совершенствования управления производствен­ным процессом.

Анализ элементов научной организации труда показывает, что её нельзя рассматривать только как технико-организацион­ную проблему. Необходимо также учитывать данные физиологии и психологии труда, т.к. в центре всей работы научной органи­зации труда должен находиться человек с его стремлением к совершенствованию и к более полному удовлетворению своей потребности в творческом труде.

Основными направлениями органи­зации труда являются:

1) совершенствование организации рабочих мест (улуч­шение планировки и специализации рабочих мест, оснащение их удобным инвентарем, подъемно-транспортным оборудованием, средствами контроля, обеспечение освещенности рабочих мест с учетом антропологических и физиологических особенностей работающих);

2) совершенствование обслуживания рабочих мест (внед­рение рациональных способов обеспечения сырьем, материалами, заготовками, инструментами, организация наладки оборудования, уборки отходов, транспортировки готовой продукции, выдачи сменных заданий и т.д.);

3) совершенствование разделения и кооперирования труда (разработка для различных производств и работ оптимальных решений разделения труда и лучших форм его организации с учетом применяемой техники и технологических процессов, выработка наиболее рациональных форм многостаночного об­служивания, совмещение профессий, четкое установление функций прав, обязанностей и ответственности работников);

4) внедрение передовых методов и приемов труда, обеспе­чивающих более высокую производительность труда и эффектив­ное использование оборудования (отбор и внедрение наиболее рациональных трудовых приемов, организация школ передовых методов труда);

5) совершенствование нормирования и оплаты труда (рас­ширение сферы нормирования, охват всех категорий работающих различными видами научно обоснованных норм труда, широкое применение отраслевых нормативов, разработка и внедрение прин­ципов материального стимулирования, повышающих эффективность производства);

6) организация рациональных форм и методов материального и морального стимулирования повышения производительности труда (создание заинтересованности каждого исполнителя как в личных, так и в коллективных результатах труда, расширение числа показателей, зависящих от инициативы и личного вклада каждого исполнителя);

7) снижение трудовых затрат на выпускаемую продукцию путем коренного улучшения организации труда вспомогательных ра­бочих, при этом особое внимание следует обратить на центра­лизацию служб по ремонту оборудования, изготовлению инстру­мента;

8) улучшение условий труда (применение научно обоснованных режимов труда и отдыха, осуществление санитарно-гигиени­ческих, психофизиологических и эстетических условий труда, охрана труда и техника безопасности, предотвращение загряз­нения воздушной и водной среды);

9) улучшение организации труда руководителей, специалистов и служащих на основе механизации, широкого внедрения счетно-вычислительной техни­ки, при использовании современных средств связи, хранения ин­формации;

10) воспитание делового отношения к труду; укрепление трудовой дисциплины;

11) повышений квалификации и культурного уровня работ­ников предприятия.

Опыт работы предприятий показывает, что лучшие результаты достигаются там, где внедрение научной органи­зации труда не ограничивается совершенствованием обслуживания отдельных рабочих мест, а проводится планомерно по производственным участкам, цехам, предприятию в целом, при этом мероприятия разрабатываются во взаимосвязи с техникой, технологией и организацией произ­водства и управления.

Научная организация труда как научное и практическое течение возникла в конце 19 века в наиболее развитых капи­талистических странах, характеризовавшихся высоким уровнем производительных сил и наибольшей глубиной и остротой социальных противоречий.

Родоначальником научной органи­зации труда является американский инженер-исследователь Тейлор (главные его работы - Управле­ние фабрикой, 1903г., Основы научного управления предприя­тием, 1911г.). Широко известны имена ряда ученых и организаторов конца 19 века - начала 20 века Г.Эмерсона ("Двенадцать принципов производительности", 1912г.), супругов Фрэнка и Лилиан Гилбретов (основная книга Ф.Гилберта "Изу­чение движений с точки зрения прироста национального дохо­да", 1911г.), Г.Черча ("Основы управления производством",) 1927г.), А.Файоля ("Общее и промышленное управление",1916).

Наряду с этими именами известны также активно действо­вавшие в различных областях организации управления, производства и труда в начале 20 столетия инженеры-организаторы Барт, Томпсон, Мюнстенберг, Гант, Бедо, Форд и др.

Наиболее характерной чертой научной органи­зации труда, проявив­шейся уже на ранних этапах ее развития, является глубоко противоречивое соединение научного подхода к организации труда с эксплуататорскими целями. Это уже отчетливо выра­жено у Тейлора, который, выдвигая научные предпосылки управ­ления, заявлял, что "главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника".

К числу положительных, прогрессив­ных идей научной органи­зации труда, сформированных в начале 20 века относится:

1) Выступление против организации труда, основанной на традиционных навыках, интуиции, и выдвижение взамен этого научного анализа, расчета системы тщательно обоснованных нормативов. Только на этой основе может быть создана наи­более эффективно функционирующая система организации, при ко­торой отдельный работник должен действовать не по личному произволу, а в строгом соответствии с научно определенными правилами.

2) Попытка сформировать наиболее общие принципы науч­ной организации труда, производства и управления, которые бы составляли основу системы организации и предопределяли бы высокую производительность труда. Например, такими глобальны­ми по своему замыслу являются 12 принципов производительности Эмерсона, 4 принципа нормирования и оплаты труда и 4 основные черты организации управления Тейлора, 20 принципов эко­номии движений Гилбрета и др.

3) Разработка методов рациональной организации инди­видуального труда на основе его нормирования, тщательного изучения затрат времени на трудовые движения, характера и способов рационализации этих движений.

Был создан ряд важных технических средств и приемов, широко применяющихся и по сей день приборов для отсчета и записи времени, специальная киносъемка т.д.

В теоретических и практических разработках Ф.Тейлора немало попыток широко использовать научные достижения ин­женерных, экономических и даже биологических наук.

Существенное развитие получили отдельные направления работ в области научной органи­зации труда.

Наивысшим результатом развития отдельных направлений в области научной органи­зации труда (инженерных, физиологических, психологических, санитарно-гигиенических и др.) можно считать выработку стан­дартных приемов анализа, со здание и систематическое применении многочисленных эталонных, нормативных значений отдельных пара метров организации труда, накопление опыта создания эффектив­ных в практическом отношении новых организационных форм и мероприятий.

Большое принципиальное значение имело такое достижение, как комплексный характер развития научной органи­зации труда, объединение задач организации производства, труда и управления в единую межотраслевую дисциплину пред­метом которой является изучение общих закономерностей и принципов организации и управления во всех областях деятель­ности.

1.4 Этапы становления науки «Организация труда»

Возникновение и развитие органи­зации труда в об­ществе неразрывно связано с историей государственного строительства. Мысль о необходимости органического применения принципов и методов научной организации труда в ходе построения материально-технической базы была выдвинута уже в 1918 году. Учиться работать на основе передовых методов, заимствовать все ценное из опыта научной органи­зации труда, накопленного в других странах, создавать свою научную организацию труда - эти задачи были выдвинуты Правительством перед трудящимися в числе самых первоочередных и общенародных задач.

В восстановительный период после окончания гражданской войны и разгрома иностранной интервенции работа в области научной органи­зации труда развернулась в СССР в огромных масштабах и охватила не только промышленность, но и многие другие отрасли.

Большую известность в период 20 - 30 годов приобрели мно­гие работы советских ученых по научной органи­зации труда. Среди них выделяются книги и статьи директора Центрального института труда А.К.Гастева, ученого и общественного деятеля П.М.Керженцева, таких специалистов как О.А.Ерманский, П.А.Попов, В.М.Иоффе и др.

В этот период характерным для развития научной органи­зации труда является глубокое теоретическое обоснование сущности, природы научной организации труда в существующем обществе, четкое отделение в достижениях буржуазной научной органи­зации труда рациональных зерен от эксплуататорской ее направленности.

Но наряду с этим очень сильной была и практическая направ­ленность научной органи­зации труда 20-х годов. Сущность ее состояла в поисках наиболее рациональных форм организации и методов выполнения ручных физических работ, распространения их среди рабочих. Разрабатывались методы нормирования и оплаты труда, изучались средства профессионального отбора, проводился анализ структу­ры рабочего времени в промышленности.

Успешное завершение восстановительного периода позво­лило перейти во второй половине 20-х годов к индустриализации, разработке и выполнению перспективны пятилетних планов развития народного хозяйства. В этот период на первое место в области научной органи­зации труда выдвинулись задачи эффективного разделения и кооперирования труда, освоение рабочими методов работы на сложной современной технике.

Бурный размах соревнования (в форме ударничества, а затем и стахановского движения) привел в действие трудовую активность и инициативу широчайших слоев рабочих и служащих, дал блестящие образцы трудового героизма, обеспечил быстрый рост производительности труда и тем самым объективно содействовал появлению скептического и даже от­рицательного отношения к господствовавшим в то время научным методам организации труда.

Другой объективной причиной недоверия к научной органи­зации труда явился тех­нический прогресс во всех отраслях производства, столь харак­терный для нашего общества, начиная с периода индустриализа­ции страны. Новая техника неизбежно вызывала новые формы организации труда и производства, открывала неожиданные еще вчера возможности быстрого роста производительности труда.

Но жизнь требовала, чтобы наука проникала в различные сферы организации труда, и ученые по мере своих сил и возможностей отвечали на эти запросы, не прекращали научных исследований по изучению передовых методов и форм труда.

Например, физиологи изучали природу исключительных достижений стахановцев, экономисты стремились обосновать сложившиеся в жизни коллективные формы труда и соревнования, рожденные практикой новые формы разделе­ния и кооперирования труда (в частности, многостаночество) и т.д.

На протяжении 30-х годов в период Великой Отечественной войны и после нее шли не­престанные поиски наиболее эффективных форм организации тру­да, появились такие в высшей степени прогрессивные явления, как поточные принципы организации производства, совмещение рабочих профессий, изучение и распространение передовых ме­тодов труда.

После окончания Великой Отечественной войны научные осно­вы органи­зации труда были использованы в целях создания условий для широкого внедрения починов новаторов производства в практику работы всех промышленных предприятий.

В частности, в обувной промышленности для развития по­чина В.Матросова (1946г.) работа организаторов труда была направлена на сочетание высокой производительности труда на основе рациональной организации рабочего места и отбора лучших приемов выполнения операций раскроя кож на детали обуви с наиболее рациональным использованием этих кож.

В швейной промышленности организаторы труда обеспечивали широкое распространение почина П.Суховеровой (1947г.), пред­ложившей сочетать высокую производительность труда с выпуском продукции отличного качества (путем внедрения само - и взаимоконтроля качества работы исполнителей операций).

Заслуживает внимания и массовое движение, возникшее в легкой промышленности по инициативе Ф.Ковалева и заключающееся в анализе трудового процесса на всех операциях произ­водственного процесса, отборе на этой основе лучших приемов и методов выполнения операций, комплектовании из них операций рационального состава и обучения рабочих наиболее рациональ­ным методам и приемам выполнения данных операций.

В 1967 г. во всех отраслях промышленности, в том числе и в легкой промышленности, созданы Центры научной органи­зации труда, координирующие все работы в области научной органи­зации труда.

В то же время были организованы лаборатории научной органи­зации труда во всех отраслевых научно-исследовательских институтах легкой промышленности. На ведущих предприятиях были созданы отделы научной органи­зации труда для внедрения научной органи­зации труда в подразделениях предприятий.

На базе обобщения опыта внедрения научной органи­зации труда на предприятиях, Центр научной органи­зации труда легкой промышленности в соответствии с общесоюз­ными рекомендациями провел большую работу по созданию единых унифицированных и типовых рекомендаций по научной органи­зации труда. Были созданы отраслевые нормативные справочники, используемые при норми­ровании труда, разработаны типовые нормы выработки на ведущих операциях.

На этом этапе развития научной органи­зации труда большое внимание уделяется исследованиям в области психологических, физиологических и эстетических основ научной органи­зации труда и внедрению положительных результатов исследований в производство.

В ноябре 1968г. состоялось первое Международное совещание государственных органов по труду стран - членов СЭВ, посвященное научной органи­зации труда и управлению производством, где было предложено объединить работу НИИ по труду и других орга­низаций стран-членов СЭВ для решения таких теоретических проблем, как разработка методики исследований, анализа и проек­тирования научной органи­зации труда и управления производством, определения принци­пов, методов и показателей для установления уровня организации производства, труда и управления, составления основных требований по научной органи­зации труда при проектировании предприятий, технологических процессов, оборудования и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: