Теоретические сведения

Передний тормозной механизм автомобиля ГАЗ – 24. На тормозном щите 10(рис. 1) размещены два колесных цилиндра - по цилиндру на одну колодку. При вращении тормозного барабана против часовой стрелки, что соответствует движению автомобиля вперед, при торможении обе колодки переднего тормоза захватываются барабаном за счет трения, что увеличивает силу трения при торможении и улучшает эффективность тормозного механизма.

При вращении тормозного барабана в обратном направлении (соответствует движению автомобиля назад) захвата колодок барабаном не происходит, поэтому эффективность торможения значительно ниже, чем при движении вперед.

Колодки устанавливаются на тормозном щите при помощи опорных пальцев 9. Для регулировки зазора между накладками колодок и тормозным барабаном служит эксцентрик опорного пальца 8. Для правильной установки тормозной колодки при сборке механизма на наружном торце опорного пальца 9 имеется специальная метка 11. Колодки стягиваются пружинами 7. Жидкость в рабочие цилиндры подводится через штуцеры, а для удаления воздуха (прокачка тормозов) имеются клапаны прокачки 2, закрываемые резиновыми колпачками.

При затормаживании автомобиля жидкость через штуцер поступает внутрь корпуса под поршень 6. Под действием давления поршень перемещается и прижимает колодку к тормозному барабану. Усилие прижима обеих колодок к барабану одинаково и прямо пропорционально давлению в гидроприводе.

В тормозных механизмах автомобиля ГАЗ-24 применены устройства для автоматического регулирования зазора между колодками и тормозными барабанами. Внутрь колесных цилиндров с натягом вставлено разрезное упорное кольцо 5.Поршень 6 имеет замок в виде буртика, позволяющий поршню перемещаться относительно кольца 5 на 1,9 - 2,06 мм. Этого перемещения достаточно для нормальной работы тормозов.

При увеличении зазора между тормозными накладками и барабаном, в случае износа, поршень во время торможения увлекает за собой упорное кольцо 5 и перемещает его на величину этого зазора. При растормаживании поршень под действием стяжных пружин 7 возвращается в исходное положение, а для перемещения упорного кольца 5 силы этой пружины, равной 250 Н, недостаточно, так как для этого необходима сила в 500- 600 Н.

Рисунок 1 - Передний тормозной механизм автомобиля ГАЗ-24.

1 - трубка; 2 - клапан прокачки; 3 - колесный цилиндр; 4 - колодка; 5 - упорное кольцо; 6 - поршень; 7 - стяжная пружина; 8 - эксцентрик опорного пальца; 9 - опорный палец; 10 - тормозной щит; 11 – метка.

Задний тормозной механизм автомобиля ГАЗ – 24. На тормозном щите (рис. 2) болтами закреплен колесный тормозной цилиндр 11. Для автоматического регулирования зазора между тормозными колодками и барабаном на поршне 8 рабочего цилиндра установлено упорное кольцо 9. Защитой от попадания пыли и грязи на рабочую поверхность цилиндра служит защитный резиновый чехол 7. В стальные толкатели поршней упираются верхние концы колодок, стягиваемые пружиной 10. Колодки устанавливаются на тормозном щите при помощи опорных пальцев 2. Для регулировки зазора между накладками колодок и тормозным барабаном служит эксцентрик опорного пальца 1.

Рабочий цилиндр воздействует на обе тормозные колодки. Для этого он имеет два поршня - по одному на каждую колодку. Тормозная жидкость подается в рабочий цилиндр через подводящий штуцер. При повышении давления поршни раздвигаются в разные стороны и прижимают тормозные колодки к барабану, затормаживая автомобиль. Для удаления воздуха из привода (прокачка тормозов) на рабочем цилиндре имеется клапан прокачки тормозов 10, закрываемый резиновым колпачком.

При вращении тормозного барабана против часовой стрелки, что соответствует движению автомобиля вперед, при торможении, только передняя колодка захватывается барабаном за счет трения. Задняя колодка, наоборот, отталкивается тормозным барабаном, и тормозной эффект заднего тормозного механизма при движении вперед меньше, чем у переднего. При торможении во время движения назад, тормозной эффект заднего механизма не изменяется и становиться выше, чем у переднего.

Рисунок 2 - Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ГАЗ-24.

1 - эксцентрики опорных пальцев; 2 - опорный палец; 3 - перепускной клапан;4 - регулировочный эксцентрик привода рабочего тормозного механизма; 5 - маятниковый рычаг; 6 - передняя колодка; 7 - защитный колпак; 8 - поршень; 9 - упорное кольцо; 10 - стяжная пружина; 11 - колесный тормозной цилиндр; 12 - разжимной стержень; 13 - задняя колодка; 14 - рычаг тормозного механизма заднего колеса.

Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ГАЗ-24 имеет такое же автоматическое регулирование зазора между колодками и барабанами, как и тормозной механизм переднего колеса.

Рисунок 3 – Колесный задний тормозной цилиндр автомобиля ГАЗ – 24.

1, 5 – толкатель; 2 – корпус; 3 – перепускной клапан; 4 – уплотнительные резиновые кольца; 6, 10 – поршень; 7, 9 – упорное кольцо.

Задний тормозной механизм автомобиля ВАЗ – 2101 с самоустанавливающимися колодками. Тормозные колодки 3 с накладками 7 (рис. 4), колесный цилиндр 1 и другие детали смонтированы на тормозном щите, который крепится к фланцу балки заднего моста. К нижней части щита двумя заклепками крепится пакет пластин, одна из которых является опорой для нижних концов тормозных колодок. Для регулирования зазора между колодками и барабаном служат эксцентрики 8, на которые опираются колодки под действием стяжной пружины 10.

В корпусе 4 (рис. 5) колесного цилиндра, расположены два поршня 2, которые распираются пружиной 7 с опорными чашками 5. Этой же пружиной к торцу поршней поджимаются уплотнители 3. В поршни запрессованы упоры, в пазы которых упираются верхние концы тормозных колодок. Выход поршней из цилиндров герметизируется резиновыми колпачками 1. Для прокачки привода
заднего тормоза в цилиндр ввернут штуцер 6.

Рисунок 4 - Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ВАЗ-2101

1 – колесный цилиндр; 2 – рычаг ручного привода колодок; 3 – колодка тормоза; 4 – чашка и опорная стойка колодок; 5 – трос привода стояночного тормоза с оболочкой; 6 – нижняя стяжная пружина; 7 – фрикционная накладка; 8 – эксцентрик регулировки зазора между колодкой и барабаном; 9 – распорная планка; 10 – верхняя стяжная пружина.

Рисунок 5 – Колесный задний тормозной цилиндр автомобиля ВАЗ – 2101.

1 – защитный колпачок; 2 – поршень; 3 – уплотнитель; 4 – корпус колесного цилиндра;5 – чашки пружины; 6 – штуцер выпуска воздуха; 7 – пружина.

Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ВАЗ – 2101 дисковый с фиксированной скобой (рис.6). Состоит из суппорта 12 в сборе с рабочими цилиндрами 17, тормозного диска 18, двух тормозных колодок 16, соединительных пальцев 8 и трубопроводов.

Рисунок 6 - Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ВАЗ – 2101.

1 – штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 2 – соединительная трубка рабочих цилиндров; 3 – поршень колесного цилиндра; 4 – фиксатор колесного цилиндра; 5 – тормозная колодка; 6 – уплотнительное кольцо; 7 – пылезащитный колпачок; 8 – пальцы крепления колодок; 9 – болт крепления суппорта к кронштейну; 10 – поворотный кулак; 11 – кронштейн крепления суппорта; 12 – суппорт; 13 – защитный кожух; 14 – шплинт; 15 – прижимная пружина колодки; 16 – тормозные колодки; 17 – колесный цилиндр; 18 – тормозной диск.

Суппорт крепится к кронштейну 11 двумя болтами 9, которые стопорятся отгибанием на грань болтов стопорных пластин. Кронштейн 11 в свою очередь крепится к фланцу поворотного кулака 10 вместе с защитным кожухом 13 и поворотным рычагом. В суппорте выполнен радиусный паз, через который проходит тормозной диск 18 и два поперечных паза для размещения тормозных колодок 16. В приливах суппорта имеются два окна с направляющими пазами, в которых установлены два противолежащих цилиндра 17. Для фиксации цилиндров относительно суппорта в цилиндре установлен пружинный фиксатор 4, входящий в боковой паз суппорта.

В каждом цилиндре расположен поршень 3 (рис.7, 1), который уплотняется упругим резиновым кольцом 6 (рис.7, 3). Оно расположено в канавке цилиндра и плотно обжимает поверхность поршня. Полость цилиндра защищена от загрязнения резиновым колпачком 8 (рис.7, 2).

Рабочие полости цилиндров соединены между собой трубопроводом 2 (рис.7, 5). Во внешний цилиндр ввернут штуцер 1 (рис.7, 6) для прокачки контура привода передних тормозов, во внутренний – штуцер шланга для подвода тормозной жидкости.

Поршень 3 (рис.7, 1) упирается в тормозные колодки 16 (рис.7, 11), на которые наклеены накладки 5. Колодки установлены на пальцах 8 и поджимаются к ним пружинами 15 (рис.7, 7). Пальцы 8 удерживаются в цилиндре шплинтами 14 (рис.7, 9).

Тормозной диск 18 крепится к ступице колеса двумя установочными штифтами.

Рисунок 7 - Устройство суппорта тормозного механизма переднего колеса автомобиля ВАЗ - 2101.

1 – поршень; 2 – пылезащитный колпачок; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – суппорт с цилиндрами; 5 – соединительная трубка тормозных цилиндров; 6 – штуцер выпуска воздуха; 7 – прижимная пружина колодки; 8 – пальцы крепления тормозных колодок; 9 – шплинты; 10 – пружины; 11 – тормозные колодки.

Рисунок 8 - Схема работы уплотнительного кольца дискового тормозного механизма.

а – торможение; б – растормаживание.

1 – рабочий цилиндр; 2 – поршень; 3 – уплотнительное кольцо.

Торможение осуществляется за счет того, что при повышении давления в рабочих цилиндрах поршни перемещаются и прижимают тормозные колодки к тормозному диску, затормаживая его.

Плоскость каждой тормозной накладки равномерно прилегает к соответствующей плоскости тормозного диска. Такая простая кинематика механизма позволяет обеспечить минимальную величину зазоров между накладками и диском, порядка 0,1 мм. Это способствует повышению быстродействия рабочей тормозной системы с дисковыми тормозными механизмами. При этом к точности изготовления и установки тормозного диска предъявляются повышенные требования.

В отличие от барабанных тормозных механизмов, которые растормаживаются возвратными пружинами, растормаживание дисковых тормозных механизмов с гидравлическим приводом производится уплотнительными кольцами поршней рабочего цилиндра (рис.8). В процессе торможения из-за движения поршня происходит деформация уплотнительного кольца. После падения давления в рабочем цилиндре в процессе растормаживания кольцо принимает прежнюю форму за счет собственной упругости и отводит поршень от тормозной колодки. При износе накладок поршни перемещаются в новое положение – автоматическая регулировка зазора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: