Z56.2 Угроза потерять работу

Реабилитационного отделения социального обслуживания с предоставлением социальных услуг в стационарной форме с временным проживанием и полустационарнарной форме для совершеннолетних граждан

 ЛОГАУ «Лужский КЦСОН»

в период с Января 2019 по Декабрь 2019 года

 

В соответствии с профессиональным стандартом «Психолог в социальной сфере» № 682 н, от 18.11.2013 года и обобщенной трудовой функцией: «Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп», Должностной инструкцией и трудовым договором № 33 и планами на 2019 год, за указанный период была осуществлена деятельность психолога.

С обратившимися за социально – психологическими услугами клиентами проделана работа:

Групповых занятий: 138

Индивидуальных консультаций: 96

Подробнее, из них: Таблица 1.

  Стационар Дневное пребывание Сотрудники
Индивидуально 14 27 55
Групповые 13 98 27

 

Проблемы, послужившие основанием для обращения за индивидуальной консультацией, условно можно разделить на две группы, вне зависимости от категории обратившихся (стационар, дневное, сотрудники). Первая группа – проблемы межличностного взаимодействия (с членами семьи, родственниками, знакомыми, друзьями, коллегами, персоналом учреждения, соседями по комнате, руководством и т. п.). Вторая группа – внутриличностный конфликт (ощущение внутренней пустоты, ненужности, несоответствия ожиданиям окружающих) и в связи с этим подавленное состояние, раздражительность, апатия и депрессивное состояние. Я использовал при разделении слово «условно» потому, что в обоих случаях это внутриличностный конфликт, вызванный социально обусловленными обстоятельствами но, первая группа считает, что причина конфликта в других, окружающих их людях, а представители второй группы думают, что эта причина находится внутри их самих.

Групповые занятия в основном были направлены на социально – психологическое просвещение

Если коротко, исторически так сложилось, что к практической психологии и психологам, в нашей стране,  доверия у большей части населения нет, отношение настороженное и даже - подозрительное. Основной акцент в работе, в связи с этим, я ставлю на просветительской деятельности. При каждом удобном случае, и лично и в группах, и среди сотрудников я стараюсь рассказать о пользе и необходимости использовать психологические знания, о преимуществах понимания, как устроена наша психика и личность в целом.

Так же, хочу напомнить; что «после революции 1917 года в связи с общей дискуссией о судьбах психологической науки и ее переориентации на принципы марксистской философии возникла полемика и о социальной психологии, ее праве на существование, ее предмете, границах и т.п. Была выдвинута идея (Г. И. Челпанов) о необходимости подведения марксистского философского фундамента именно под социальную психологию, в то время как остальная часть психологической науки должна сохранить свой статус исключительно эмпирической дисциплины*, т.е. не ориентированной вообще на какую бы то ни было философскую концепцию. Поскольку эта идея встретила сопротивление многих психологов, готовых воспринять марксизм как общую платформу всей психологии, участь социальной психологии была решена так, что ей вообще нет места в социалистическом обществе. Позже, в эпоху строгого идеологического диктата, социальная психология была объявлена «буржуазной» наукой»**. Краткий психологический словарь, издание 1999 года под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, Ростов на Дону, издательство «Феникс». Думаю, что пояснять не требуется, что этот ярлык «буржуазная» означал в годы сталинизма и диктатуры для этой науки и специалистов.

«*»; «**» - выделено автором.

Теперь перейдем к каждой категории клиентов, обратившихся к психологу и, рассмотрим подробнее их проблематику. Также, я вам представлю небольшой сравнительный анализ с 2018 годом.

 По сравнению с 2018 годом количество оказанных услуг немного снизилось. Далее я поясню, в связи с чем это произошло.

Стационар: эта категория получателей услуг отличается более солидным возрастом и слабым здоровьем. По этому, использование группового формата ограничено. Проблемы со слухом, зрением, передвижением делает его малоэффективным. Тем не менее, групповые занятия проходят, но реже чем с получателями услуг на дневном отделении (см. таблица 1).

Так же и индивидуальные консультации не пользуются спросом у этой категории получателей социальных услуг по вышеупомянутым причинам (рассказывать в «советское время» о том, что с тобой происходит, о своих внутриличностных проблемах было не принято и не безопасно). Но, само по себе пребывание в стационаре носит терапевтический характер (социально – бытовые услуги). В психологии это называется «манипулирование окружающей средой». Смена обстановки, участие в общих мероприятиях, решенные вопросы с питанием оказывают благотворное воздействие на психику. Многие знакомятся и находят новых друзей в стационаре. Для пожилых и престарелых людей это особенно важно. В наше время людям взрослым, в возрасте от 30 до 50 лет не легко познакомиться и начинать строить новые отношения. А для пожилых и престарелых это еще более рискованно и опасно в силу их проблем со здоровьем связанных со старением.

Организованный мною мониторинг психологического состояния на стационарном отделении (взаимодействие со всеми сотрудниками отделения) позволяет эффективно и в то же время ненавязчиво, без напряжения, не травмируя получателей услуг, оказывать им психологическую поддержку, способствовать их социализации и адаптации в учреждении и за его пределами, а так же решать конфликтные ситуации с соседями по комнате или персоналом, (при возникновении).

В данный момент, на отделении в стационаре находится 5 получателей услуг. Новый порядок и требования медицинских противопоказаний и анализов для зачисления на стационарное отделение, о которых получателям услуг начали сообщать, начиная с 27 декабря 2019 года, негативно повлияли на наполняемость учреждения. Пожилые люди и их родственники сильно огорчились, многие из тех, кто одиноко проживает – оказались деморализованы. Медицинский персонал в поликлинике не понимает, что необходимо выявлять в некоторых анализах. Очевиден факт, как для получателей услуг, так и для персонала нашего учреждения, что нововведение продумано инициаторами и организаторами – не до конца…

Преобладающие причины обращений остались прежними: утрата близкого человека, перенесенный инсульт/инфаркт, семейный конфликт, включая внуков и родственников и бытовые ссоры с соседями по комнате или недовольство персоналом.

Добавились новые вопросы и тревоги в 2019 году, например: а вас что, закрывают? Это вас так наказали? (лично ко мне). Что с нами теперь будет (для многих, побывать в нашем стационаре – это одна из немногих в их возрасте и жизненной ситуации возможностей встретиться с друзьями, пережить положительные эмоции и хоть на короткое время забыть о гнетущем и остром чувстве одиночества, которое является причиной многих сердечно – сосудистых заболеваний таких как инсульт и инфаркт, а также психических расстройств)?  По этому, не удивительно, что резкие и неожиданные перемены, вызывают у получателей услуг (и не только у них) беспокойство, страх и волнение. Всем обратившимся оказана психологическая помощь с учетом индивидуальных особенностей.

Дневное пребывание: эта категория получателей услуг более мобильна и открыта для обращения за помощью в решении своих проблем. Они, в основном, моложе и более активны по сравнению с клиентами стационара. Они охотно участвуют в групповых занятиях (семинары, тренинги, лекции, группы взаимной поддержки). Так же и индивидуальное консультирование является для них приемлемой опцией. В таблице 1 видно, что они самые активные участники взаимодействия с психологом, как и в прошлом году.

 В этом году, в связи с переменами, у них так же как у получателей услуг стационарного отделения возникало много вопросов в отношении будущего учреждения и порядка оказания услуг. На время подготовки отчета на дневной форме всего 6 получателей услуг.

Преобладающими причинами индивидуальных обращений за консультацией к психологу этой категории получателей услуг являются те же, что и у стационарного отделения, за исключением следующих: как улучшить свое материальное положение, как улучшить здоровье и укрепить его доступными средствами, как жить полной жизнью и преуспеть в повседневных делах и общении. Это свидетельство более позитивного настроя к себе и к окружающей действительности. Всем обратившимся оказана психологическая помощь с учетом индивидуальных особенностей.

Сотрудники: В 2019 году, как и в 2018 причины обращения к психологу за индивидуальной консультацией были те же, но учитывая тот факт, что перемен к лучшему для работников в этом году не было и положение большинства работников фактически ухудшилось (сотрудники получали на руки меньше зарплату, чем в 2016 году)  не смотря на то, что оклады увеличились. Обращений за индивидуальной консультацией было больше, почти в 2 раза. В 2018 году «текучка» кадров была огромная 45%. В 2019 году процент не увеличился, а уменьшился, но на качество и психологический климат условий труда это не повлияло. Также, как и в предыдущем году практически никакой информации о том, что происходит и какие изменения произойдут в учреждении и в сфере социального обслуживания сотрудники не получали, их никто не готовил к предстоящим переменам, никто не вел разъяснительную работу, практически не было собраний  – тревога и повышенный стресс стали хроническими. Это отражается на качестве услуг, оказываемых специалистами и на отношении к работе и друг к другу работниками учреждения, на внутрисемейных отношениях работников; семейные конфликты увеличились, отношения с детьми и престарелыми родителями обостряются. Постоянное, нервное напряжение влияет и на здоровье работников, их иммунную систему (психосоматические расстройства). Такой вывод я делаю на основании материала полученного при консультировании сотрудников учреждения. Я уверен, если провести анализ больничных листов и сравнить заболеваемость с годами ранее, станет очевидно, что болеть сотрудники стали чаще. Все вышеописанное послужило причинами обращения к психологу индивидуально и в группах. Конечно же, это все влияет на работу самого учреждения. Большинство специалистов, которые составляли «костяк», сработались, хорошо знали друг – друга и практически были командой – уволились в начале 2020 года. Среди них даже те, кто проработал 15 и более лет. В нашей сфере (социальной защиты) именно «кадры решают все». По профессионализму сотрудников учреждения получатели услуг формируют свое мнение о государстве и отношении государства к ним. Это уже политический аспект деятельности нашего Лужского и подобных центров социального обслуживания.

Для подтверждения того, что эта проблема существует и игнорировать ее опасно, вот выдержка из МКБ – 10 (международная классификация болезней, десятого пересмотра):

Z56.2 Угроза потерять работу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: