Методический комментарий

 

Традиционными подходами к освоению темы «Театральное искусство» являются конструирование и макетирование отдельных элементов театра – декораций, костюмов, реквизита и пр. Накопленный петербургскими педагогами опыт позволил перейти от обращения к фрагментарным элементам данной темы к ее комплексному освоению – организации проектной художественно-творческой деятельности учащихся.

В соответствии с УМК учащимся предлагается два варианта освоения учебного материала:

1. художественно-теоретическое исследование;

2. практическая творческая работа.

В первом случае учащимся дается учебно-исследовательское задание (индивидуальное или коллективное) в соответствии с темой урока раздела четверти «Художник и искусство театра». Работа представляется в форме реферата, устного сообщения, иллюстративного ряда, презентации и т.п.

Во втором варианте творческое задание может быть представлено в форме проектно-сценического практикума: творческий проект – коллективная работа – образовательно-развивающая игра.

Учащимся предлагается стать художниками театра (актеры, режиссеры, театральные художники и т.п.) и осуществить пробу в их деятельности. Из урока в урок ученик знакомится с миром театрального искусства через упражнения, этюды, эскизы и зарисовки, проектирование ситуаций, создание текстов и композиций.

 

Проектная художественно-творческая деятельность на уроках изобразительного искусствапозволяетсформировать  компетентности учеников в области театрального искусства на основе собственного опыта, используя свои первичные знания, умения и навыки в изобразительной деятельности и конструировании. 

Участие в подобных проектах позволяет ученикам осознать неразрывную связь художественно-творческих деятельных процессов в театральном искусстве и передачи их результатов от творца-создателя к зрителю.

Проектная деятельность, как правило, объединяет урочную и внеурочную деятельность и включает несколько этапов[4].

Этап 1. Подготовительный

Данный этап может быть реализован в урочной деятельности и занимать несколько учебных занятий:  

Занятие 1. Урок-студия « Замысел режиссера».

Позволит учащимся осуществить целеполагание, определить этапы проектной художественно-творческой деятельности, приобщиться к «культуре театра».

Учитель на данном этапе определяет этапы и формы проектной деятельности, необходимые художественные материалы, распределяет обязанности между учащимися – какой класс в параллели какой деятельностью будет заниматься (или работа по «колонкам», в группе, в парах). Таким образом, создаются проектные группы – «цеха»: цех по созданию сценического образа, цех по созданию образа актёра, цех по созданию занавеса, цех по созданию реквизита и.т.д.. При разработке проекта учителю необходимо учесть уровень подготовки учеников, их художественные умения, навыки, наличие художественных материалов, дисциплину…

Ученикам предстоит включиться в деятельность, связанную с определением целеполагания данного проекта. При необходимости, если у школьников нет опыта проектной деятельности, следует познакомить их с  особенностями данного вида работы (индивидуально-коллективной: с одной стороны – каждый выполняет определённую художественную творческую работу, с другой – эта работа будет являться частью общего конечного результата).  Еще одна задача – сделать выбор тех видов деятельности, которые будут востребованы при создании спектакля: одни ученики (класса, колонки, ряда, коллектива, пара) создают декорации, другие – образы актеров, третьи – занавесы.  Учащиеся должны понять, что на последующих уроках они окунуться в практическую деятельность подобную работе художников в театре.

Ученикам предлагается выбрать тему для спектакля, а также количество действий в спектакле и образы. Например, «Щелкунчик». Действие: праздничный зал, в котором проходит «новогодняя ёлка» … Образ «актёров»: щелкунчика… «Спящая красавица», королевство красавицы, мышиного короля…; образы – спящей красавицы, принца, сказочных мышей…

Итогом урока является осознанный подход учащихся к собственной деятельности по созданию «театра» (они – творческие художники, учитель – режиссёр). Не менее важно – определение конструктивных особенностей выбранного типа театрального действия.

Занятие 2. Урок-мастерская « Индивидуально-коллективное художественное творчество».

Данный урок позволит ученикам постоянно управлять собственным развитием на все более глубоком понимании специфики деятельности художников в театре. Школьникам предстоит погрузиться в созидательную деятельность в области театрального искусства, результатом которой будет создание «театра».

Учителю следует напомнить об особенности художественной деятельности в художественных цехах театра и ответственности всех за конечный результат.

Ученики вспоминаютрезультаты предыдущего урока и знакомятсяс результатами художественной деятельности других классов (цехов) или с работами прошлого года черезафиширование их результата.

На данном уроке дети принимают окончательное решение, что и как они будут создавать; определяют необходимые конструктивные решения для создания своего театра. Так, например, при разработке настольного театра важно выработать прочную и надежную конструкцию: лист, на котором создаётся декорация – основной. На нём внизу или загибается, или приклеивается полоса для вставки театральных героев. У занавеса загибается верхняя часть листа так, чтобы его можно было «одевать» на декорацию. У театральных героев предусматривается внизу их изображения «вставляющаяся часть» для вставки в декорацию.

Каждый « цех» выполняет свою часть работы и представляет ее результаты. Определяют лучшийтворческий результат для использования на уроке-событие.

  Ученикам дается домашнее задание, связанное с подготовкой к следующему уроку-событию, на котором представляется первый результат проекта.

Занятие 3. Урок-событие «Спектакль родился!»с элементами игрового творчества. 

Задача данного урока – способствовать развитию умений по оцениванию своей деятельности, себя и своего состояния, развитию способности к самоанализу и самоконтролю.  Урок позволит включить учеников в переживание и сопереживание театрального действия, на основе чувств причастности и сопричастности.

    Учитель в данном случае выполняет роль ведущего спектакля, помогает учащимся оценивать происходящее.

    Ученики разыгрываютфрагмент театрального действияспектакля перед одноклассниками-зрителями, используя творческие продукты, созданные в разных «цехах». Зрители выбирают лучший творческий «театральный» коллектив.

Проект может продолжить свое существование в рамках внеурочной деятельности. Его завершением проекта может стать создание презентации-отчёта «Театр – спектакль – художник» или фотовыставка «От замысла к воплощению. Спектакль родился!».

При реализации данного проекта учителю следует обратить внимание на некоторые особенности проектной художественно-творческой деятельности:

Реализуется системно-деятельностный подход впроектной художественно-творческой деятельности:

потребность – мотив – цель – действия;

операции – средства – предмет – результат – потребность.

На каждом уроке необходимо ученика включать в процедуры рефлексии: предметную (что я делал?); процессуальную (как я делал?); ценностную (для чего я это делал?); личностную рефлексию. Содержательную рефлексию: как бы вы назвали урок? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке занимались данной деятельностью? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Ученики класса (цеха) выполняют творческий проект:с учётом их особенностей (творческих возможностей, социальных особенностей, культурно-эстетического уровня развития, дисциплины…).

Данная проектная деятельность способствует целостному процессу обучения; включению ученика в процедуру коммуникации: визуализацию, т.к. только те идеи становятся важными, которые переработаны в образы; вербализацию через диалог о роли художника в театре и роли каждого участника проектной деятельности; обратную связь через взаимообмен содержательного и эмоционального плана; позиционированию своего результата деятельности, направленного на понимание других и себя как субъекта жизнедеятельности и как субъекта учебной деятельности; главное – ученики окунаются в культуру, связанную с театром.

 

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте зрительный ряд Части 1 «Художник и искусство театра» (1 четверть), представленный в учебнике 8 класса «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (автор А.С. Питерских). Подберите в соответствии с планированием уроков 1 четверти дополнительные иллюстративные материалы.

2. Составьте вопросы для учащихся по разделу «Художник и искусство театра» с учетом регионального компонента.

3. Составьте глоссарий по разделу «Художник и искусство театра».

 

Подробный словарь терминов по темам «Театр», «Фотография», «Кино и телевидение» представлен в помощь учителю в книге В.Б. Голицыной и А.С. Питерских «Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс» (под ред. Б.М. Неменского). А также можно порекомендовать учителям словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства «В мире искусства» составители: Т.К. Каракаш, А.А. Мелик-Пашаев (М., Искусство в школе, 2001).

        

Литература

1. Воробьёва О.Я.и др. Изобразительное искусство 1-8 кл. Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского «Учитель». 2016.

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. Гуров Г.Е., Питерских А.С. «Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. Методическое пособие»/ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

4.  Даутова, О.Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе: Монография/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб, 2010. – 300 с. (20 п.л.)

5. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017.

6.  Шпет Г. Г. Театр как искусство//Вопросы философии,1989, № 11.С. 83.

 

 Интернет-ресурсы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf

2. КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: