Место театра в системе пространственно-временных искусств

Материалы из учебно-методического пособия

Для слушателей курсов ПК

 «Изобразительное искусство в школе: новые аспекты содержания»

 (готовится к печати).

Материалы подготовлены Бакшиновой Л.П. и Мариной Г.А.

 

 

Театр

Современная педагогика рассматривает возможности театра в качестве реального средства художественного воспитания школьников. Театр во все времена был школой талантливого зрителя. Неотъемлемой частью урока, посвященного театру, и факультативного курса, и театрализации как средства развития личности ребенка стал компонент театральной культуры, который заключается в знакомстве школьников с театром как видом искусства, в изучении истории отечественного и зарубежного театра, в освоении элементов актерского мастерства и постановке спектаклей, в которых играют дети.

Элементы театрального образования и воспитания в школе направлены на воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков театрально-исполнительской деятельности, накопление учащимися знаний об искусстве театра, работе актеров и театральных художников, других работников театра.

Предмет «Изобразительное искусство» в 8 классе дает возможность учащимся увидеть спектакль не только в качестве зрителя, но и в качестве создателя, ознакомившись с несколькими профессиями театральных художников, бутафоров, костюмеров. В отличие от уроков, посвященных театру в начальных классах, старшеклассники смогут комплексно подойти к теме театра: выполнить исследовательские работы и проектно-творческие задания индивидуально или в группе. А самое главное то, что освоение программы уроков по теме «Художник и искусство театра» дает учащимся направление для дальнейшего освоения и познания, дает перспективу развития в познании искусства театра.

Художественно-творческая деятельность, связанная с театром и организованная на уроках изобразительного искусства, предоставляет возможность учащимся приобрести необыкновенный по эмоциональной наполненности опыт сотворчества. Психолог А.А. Мелик-Пашаев отмечает, что «эмоционально положительный и успешный опыт творчества как такового, порождения и воплощения собственных замыслов»[1] очень важно для психического здоровья ребенка, для становления личности подростка. Только занятия искусством могут дать ребенку полноценный творческий опыт, так ему необходимый.

В современной жизни с её засильем широкой массовой индустрии кинопроката, телевидения и интернета театр для зрителя не перестал быть интересен и важен. В России любят и ценят театр, недаром В. Белинский назвал театр истинным храмом искусства. Театр притягивает зрителя.

Социологические исследования подтверждают, что зрители в театре не только пенсионного возраста, что в столичных театрах – не только приезжие. И посещают зрители, как премьерные, так и «старые спектакли». Театр сегодня находится в постоянном поиске новых форм, он борется за своего зрителя с другими видами зрелищных искусств, но, как и прежде, прививает людям чувство прекрасного, помогает взглянуть на обыденные вещи с другой стороны. Современные режиссеры и художники воплощают свои фантастические идеи  - они используют в своих спектаклях 3D графику, онлайн-трансляции, декорации делаются из металла, хрупкого стекла, особых видов дерева, и даже из перьев. Театров в России много и каждый из них по-своему уникален.

Уроки раздела «Художник и искусство театра» помогут учащимся 8 класса понять мир театра, его творческую атмосферу, эмоциональную значимость и большой труд многих людей. «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь», - говорил К.С. Станиславский, русский театральный режиссер, актер и педагог, теоретик, реформатор театра.

 

Место театра в системе пространственно-временных искусств

Синтетичность – общая черта таких видов искусства как театр, цирк, эстрада, кинематограф, телевидение. Но характер синтеза в театре иной, у каждого искусства есть свои собственные видовые особенности. Театр относится к пространственно-временным видам искусства. Художественное своеобразие сценического искусства выражается в том, что оно предполагает свое одновременное раскрытие как в пространстве, так и во времени.

Искусство театра в системе пространственно-временных искусств может занимать особое место, т.к. по нему можно рассматривать модель любого синтетического искусства. В театре объединились выразительные средства различных видов художественного творчества. Театральное искусство складывается из текста пьесы, которую представляет писатель или писатели, работы режиссера, которому принадлежат ведущие идеи воплощения произведения. Спектакль складывается из игры актерского состава, работы множества художников, композитора, хореографа. А если прибавить еще и тех людей, которые шьют костюмы, создают декорации и бутафорию, ставят свет… Театр можно назвать творческой мастерской или фабрикой, производством по созданию спектакля.

Театральное произведение – это спектакль. Уже само по себе очень необычное произведение, которое разворачивается во времени и в пространстве, оно рассчитано как на зрительное, так и на слуховое восприятие. Зрелище, созданное для многих и многими, даже если на сцене мы видим только одного актера.

Существенной особенностью театра является то, что само искусство театра является вторичным. Основа – это драматургия. И этим он отличается от других видов пространственно-временных искусств. Театр осуществляет замысел, данный в драматическом произведении (пьесе). Но спектакль – не копия пьесы, а созданное на ее основе новое произведение искусства. Драматургия определяет направление развития театра и его направление, жанровое разнообразие, разнообразие средств выразительности.

Спектакль, как и фильм, - результат коллективной творческой деятельности людей, причем не только тех, кого мы видим на сцене. В силу своей «коллективности» и эмоциональности, создание спектакля очень подходит для коллективной творческой деятельности детей. Ребенок может примерить на себя различные театральные профессии, попробовать свои силы в организаторской и изобразительной деятельности, в театрализации и творческом труде.

Виды и жанры театра

В теоретическом и познавательном плане школьникам подросткового возраста необходимо знать специфику разных видов театра: кукольного, драматического, музыкального, иметь представление о театральной критике как особом литературном жанре, а также познакомиться с историей творчества наиболее крупных драматургов (Мольер, Шекспир, Островский).

В переводе с греческого слово «театр» означает место для проведения зрелищ и само зрелище, «смотрю», «вижу». Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале. Зарождался театр как зрелище для публики в праздничные дни. Теперь театр стал высоким искусством, местом культурного просвещения. В античности сформировались и два типа сцены и зрительного зала: сцена-коробка и сцена-амфитеатр.

Понятие «театр» включает в себя различные виды театра: драматический, оперный, балетный, театр кукол, театр пантомимы, театр одного актера, театр танца, песни и другие. Виды театров напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них и выражают форму актерской игры.

Театральные жанры очень разнообразны. Они отражают многогранность синтетического искусства театра. Можно перечислить некоторые из жанров театрального искусства: драма, комедия, монодрама, водевиль, феерия, пародия, мим, фарс, моралите, пастораль, мюзикл, трагикомедия, мелодрама и другие. Жанры не конкурируют между собой, так как интересны каждый сам по себе. Зрители любят разные жанры, порой имеют конкретные предпочтения. Но самыми популярными являются: драма, комедия, трагикомедия, мюзикл, пародия и водевиль.

В процессе работы в первой четверти 8 класса по теме «Художник и искусство театра» учитель обращается к театрально-зрительскому опыту учащихся. Несомненно, что этот опыт у учащихся одного класса и одного возраста будет разным. Учитель должен учитывать этот фактор в подготовке к урокам, планировании заданий, проведении уроков. Каждый человек воспринимает спектакль в зависимости от уровня своей культуры, художественных знаний и опыта. Воспитание зрительской культуры и овладение основами театральной грамотой – главная педагогическая задача этой четверти.[2]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: