Программа курса «Философия на карантине»

1. Необходимо письменно ответить на вопросы семинарских занятий и написать 2-ю контрольную работу согласно следующему графику:

Семинар 5 До 28 марта
Семинар 6 До 4 апреля
Семинар 7 До 11 апреля
Контрольная работа №2 (по Фромму) До 22 апреля
Семинар 8 До 18 апреля
Семинар 9 До 25 апреля
Семинар 10 До 1 мая
Семинар 11 До 10 мая

2. Письменно ответить (путем подчеркивания правильного ответа) на тестовые задания

Ответы на тестовые задания До 10 мая

Просьба письменные ответы отправлять на мою страничку коллективно (через старост).

 

 

Семинар 5 Античная философия. Эвдемонистическая этика Эпиктета

1. «Свое» и «не-свое» для Эпиктета

2. Источник зла для Эпиктета?

3. В чем Добро?

4. Что такое морально-безразличное?

Литература:

Эпиктет. Афоризмы. В чем наше благо // Римские стоики. – М., 1994

 

Семинар 6 Средневековая философия

1. В каком смысле человек не есть часть условий своей жизни?

2. Что для Ортеги означает «Жить»?

3. Чем является для человека мышление?

4. Кто есть «подлинная реальность»?

5. Что означает идея Откровения?

6. За какие ошибочные мысли Ортега критикует идеализм?

7. В каком смысле для Ортеги природный человек не имеет статуса реальности?

8. В каком смысле для Августина нет «человеческого разума»?

9. Что означает правило «верю, чтобы понимать»?

10. В каком смысле для христианского сознания отношение Бога и человека - сверхморально?

11. Какую роль, по Ортеге, играл Платон в судьбах христианского сознания?

12. В каком смысле для Августина нет человеческого разума?

13. В чем автор видит различие представлений Августина и Ансельма о процессе познания?

14. Согласен ли Фома, что Бог есть отрицание человеческого разума?

15. Согласно Скотту, Бог ближе к разуму или воле?

16. В каком смысле человек растерян в мире вещей после Оккама?

17. Какое значение для средневекового мировоззрения имели идеи Д.Скотта и У.Оккама?

Литература:

Х.Ортега-и-Гассет Вера и разум в средневековье // Человек. 1992. №2.

 

Семинар 7 Философия Возрождения и Нового времени

1. «Идолы познания» у Ф.Бэкона.

2. Каково место человека в мироздании по П. делла Мирандолы?

3. В каком смысле человек – творение неопределенного образа?

4. Какое существо философ?

5. Каковы «дельфийские правила»?

6. В чем «достоинство человека»?

 

Литература:

Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1978. С. 18-20, 22-24, 33.

Пико Делла Мирандола РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА / Перевод Л.Брагиной // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. Т.1. с. 506-514 // http://zhurnal.lib.ru/k/korolew_p_m/dignity.shtml

Семинар 8 Философия Просвещения

1. Какие критерии победы в споре предлагает Гилас, а какие Филонус?

2. Какое противоречие здравого смысла демонстрирует Филонус?

3. Признают ли Гилас и Филонус правильность здравого смысла?

4. Каковы контраргументы Фидонуса в споре с Гиласом?

5. Как стремится Филонус избежать выводов солипсизма?

6. Какие критерии существования предметов предлагает Филонус?

7. Какие функции в концепции Филонуса выполняет представление о Боге?

8. Как Вы полагаете, какое противоречие заключено в понятии "материальная субстанция"?

9. Как Вы полагаете, какой реально существовавший философ явился прототипом Гиласа?

Литература:

Дж.Беркли. Три разговора Гиласа и Филонуса // Мир филосо­фии. - М., 1991. Т. I.

Семинар 9 Проблемы онтологии

1.    Что такое "онтологическая проблема"?

2.    Какие два вида опыта выделяет автор?

3. Что такое "психофизический монизм"?

4. Какие тезисы материализма формулирует автор и как он их критикует?

5. Что нужно изучать, чтобы решить онтологическую проблему?

6. Какова главная характеристика материальных вещей (в проти­воположность мысли)?

7. В каком смысле мысль - реальность, а материя - нет?

8. Что такое "гносеологический аргумент" против материализма?

9. В каком смысле материализм исходит из гипотезы?

 

Литература:

  Г.Челпанов. Первоначало бытия // На переломе. - М., 1990. (или глава 8 «Материализм» из книги: Челпанов Г.И. Введение в философию http://odinblago.ru/vvedenie_v_filosofiu/31)

 

Семинар 10 Методы познания. На примере Декарта

1. Как влияют на разум и взгляды человека его учителя и предшественники? Как вы думаете, о каких предшественниках критически при этом думает Декарт? Почему прежняя философия не согласовывалась с доводами разума?

2. Каково первое, второе, третье и четвертое правила метода Декарта?

3. Каково соотношение философии и науки у Декарта? Что наука заимствует у философии?

4. Какая истина признается Декартом наиболее очевидной, твердой и верной?

5. Что такое духовная, мыслящая субстанция, по Декарту?

6. Что должно являться предметом научного познания?

7. Какую роль для метода Декарта играет полное и последовательное перечисление, описание предметов? Почему начинать надо с простых предметов и переходить к более сложным, а у сложного предмета останавливаться? Какова роль порядка расположения предметов для их изучения?

8. Какова роль научного исследования для упражнения и развития разума?

9. Как нужно относиться к достижениям предшествующей традиции, с сомнением или с уважением?

Литература:

· Декарт Р. Рассуждения о методе // Сочинения. В двух томах. – т.1. с.78-113, 250-273

· или: Философия науки. Хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А Микешина. – М.: Прогресс-Традиция = 2005. С.160-163.

Семинар 11 Формы и уровни познания

1. В чем заключается двойственность воздействия науки на человека?

2. Каковы истоки «мнимого всезнания»?

3. Каков обязательный компонент любого религиозного мировоззрения?

4. Какой тип знания дает наука?

5. В чем принципиальное различие науки и обыденного сознания.

6. Каковы истоки обыденного сознания?

7. В чем должно заключаться изменение познавательной установки обыденного сознания?

8. В чем суть кантовского учения о границах теоретического разума?

9. Что такое «моральный закон в нас»?

10. Существует ли зависимость между человеческим поступком и состоянием познавательной способности человека?

11. Что такое вера для Канта?

12. Каково место веры в системе человеческой ориентации?

13. Каковы предпосылки сознательной ориентации человека?

14. Что первичнее для Канта: моральное или религиозное сознание?

 

Литература:

Соловьев Э.Ю. И.Кант: знание, вера и нравственность // Прошлое толкует нас. – М., 1991.

Тестовые задания

Тема 1. Философия как общетеоретическая основа мировоззрения

Какое из ниже перечисленных определений философии первоначальное?

а) Душа культуры

б) Учение о мудрости

в) Любовь к мудрости

г) Форма теоретического мировоззрения

 

Что означает сенсуализм?

а) Гносеологическое направление в философии, основным положением которого является утверждение о том, что все знания человек получает из ощущений;

б) В чувствах мир дан непосредственно;

в) Доказательство бытия бога.

г) Учение о логосе

Философия появилась как критическое преодоление:

А) обыденного сознания,

б) анимизма

в) магии

г) мифа

 

Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы:

А) первоначала бытия

Б) смысла жизни

В) Бога

Г) познания Космоса

 

Как называется учение о ценностях?

а) Гносеология.

б) Аксиология.

в) Пантеизм.

г) Онтология.

 

Вопрос о сущности сознания, его отношения к бытию традиционно именуют основным вопросом:

А) философии,

Б) мировоззрения,

В) культуры,

Г) этики.

 

Какая философская школа впервые поставила исходный философский вопрос о природе всего («Откуда все произошло?»):

а) софисты

б) пифагорейцы

в) Милетская школа

г) Элейская школа.

 

Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них:

а) субстанция;

б) субстрат;

в) материя;

г) сознание.

 

Область философии, рассматривающая проблемы познания:

а) онтология;

б) натурфилософия;

в) социальная философия;

г) гносеология;

д) философия человека.

Тема 2 Философия Древнего Востока

Что такое онтология?

а) Наука о мышлении.

б) Наука о ценностях.

в) Наука о бытии.

г) Наука о познании

 

Авторы христианского направления в философии это:

а) Гердер,

б) Бердяев,

в) Фромм.

Рационально оформленная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире есть:

А) мифология,

б) философия,

в) искусство,

г) религия

 

В отличие от науки философия:

А) постигает мир в его универсальной целостности,

Б) внутренне непротиворечива

В) опирается на факты,

Г) является систематизированным знанием.

 

Философские школы, решающие вопрос о количестве начал мира:

а) монизм и дуализм;

б) диалектика и метафизика; 

в) материализм и идеализм;

г) гностицизм и агностицизм.

Тема 3 Древнегреческая философия

Античная философия была:

а) теоцентричной,

б) космоцентричной,

в) антропоцентричной.

 

Концепции «золотой середины» у Аристотеля выражена в афоризме:

а) «проживи жизнь незаметно»,

б) «ничего сверх меры»,

в) «тело – темница души»

 

Центральная категория античной философии:

а) тело,

б) Бог,

в) человеческая польза

 

Эпикур основал свою школу «Сад Эпикура»:

1) в Милете

2) в Элее

3) в Афинах

4) в Кротоне

 

Пифагор утверждал:

1) числу все вещи подобны

2) война есть мать всего

3) «все рождается из земли и в землю уходит»

4) «вечно существуют четыре корня Вселенной»

 

Парменид утверждал:

1) «бытие неподвижно»

2) «земля шарообразна»

3) «все течет, все изменяется»

4) «эти минимальные первотела – атомы»

 

Понятие «апатия» в философии стоиков означает:

1)отрицание необходимости вести общественную жизнь

2) бесстрастное и бесстрашное восприятие жизни

3) презрение к общепризнанным устоям жизни

4) смирения с судьбой

 

Киникам принадлежит утверждение:

1) над миром существует судьба

2) счастье – это удовольствие

3) счастье в свободе от страстей

4) идеал жизни – безразличие ко всему внешнему

 

В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:

а) порядок;

б) Бог;

в) разум;

г) число.

 

Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

а) вода;

б) огонь;

в) земля;

г) дерево.

 

Тема 4 Теоцентризм Средневековья

Каковы мировоззренческие последствия Реформации:

а) секуляризация культуры,

б) рост государственного абсолютизма,

в) промышленная революция.

 

Направление средневековой философии, отрицавшая реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями:

1) символизм                 

2) пантеизм                                                           

3) концептуализм

4) реализм                      

5) номинализм

Ярким мыслителем эпохи средних веков был автор знаменитой «Исповеди»: а)Аврелий Августин
б)Пьер Абеляр
в)Ансельм Кентерберийский
г)Фома Аквинский

 

Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

а) эстетике                   

 б) этике                         

 в) психологии

г) богословию             

 д) науке

Тема 5 Антропоцентризм Возрождения

Философия эпохи Возрождения обосновывала принцип:

а) антропоцентризма,

б) космоцентризма,

в) теоцентризма.

 

Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является………

1) Новое время              

2) Возрождение           

 3) Средние века                  

4) Реформация               

5) Просвещение

 

Специфика философии Эпохи Возрождения это:

а) защита гуманизма,

б) признание ценности иррационального,

в) признание ценности индивидуального критического рассудка

 

Крупным социальным философом эпоху Возрождения является…

1) Галилей                     

2) Кальвин                                  

3) Лютер

4) Макиавелли              

5) Коперник

Тема 6  Европейская Философия XVIII- XIXвв.

Секуляризации культуры это:

а) признание религии частным делом каждого,

б) преследование религии,

в) государственная реформация религиозных учений

 

Как называется философия Р. Декарта?

а) Субъективный идеализм.

б) Трансцендентальный идеализм.

в) Деизм.

г) Материалистическая концепция.

 

Представителям какого философского направления принадлежит учение о том, что все знания человек получает из опыта?

а) Рационализм

б) Дуализм

в) Сенсуализм

г) Номинализм

 

«Мыслящий тростник», так называл человека религиозный философ, писатель, математик и физик Нового времени:

1) Бэкон

2) Паскаль

3) Декарт

4) Гоббс

 

Познание – это:

а) высшая форма отражения действительности в образах;

б) получение знаний человеком;

в) способность различных существ понимать суть мира;

г) специфическая способность человека, которая отличает его от животных.

 

В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания.

 

По Р. Декарту, дедукция – это: 

а) опыт, опирающийся на эксперимент; 

б) движение ума от частного к общему;

в) движение ума от общего к частному; 

г) мыслительный образ вещи.

 

По мнению большинства историков философии Ф.Бэкон является родоначальником:

а) идеализма 

б) скептицизма 

в) эмпиризма

г) позитивизма.

 

Тема 7 Немецкая классическая философия

Основателем немецкой классической философии является:

1) Гегель

2) Гёте

3) Кант

4) Фейербах.

 

Центральное понятие всей философии Канта:

1) материя

2) сознание

3) причина

4) «вещь в себе»

 

Выберите выражение, свойственное философии А. Шопенгауэра:

а) Воля к власти

б) Либидо

в) Воля к жизни

г) Экзистенция

 

Философское направление XX веке, отвергающее возможность философии, как теоретического познания мировоззренческих проблем, - это…

1) прагматизм                      

2) сциентизм                                                         

3) персонализм

4) структурализм                 

5) неопозитивизм

 

К психоаналитическому направлению в философии относятся:

а) Кант,

б) Фрейд,

в) Леви-Стросс.

 

С точки зрения экзистенциализма человек задумывается над смыслом жизни в:

А) пограничных ситуациях,

Б) при обращении к вере,

В) от скуки,

Г) в состоянии эйфории

 

 

Что означает понятие «рационализм»:

а) метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум;

б) метод, согласно которому основой познания и действия людей является опыт;

в) метод, согласно которому основой познания и действия людей является чувственное познание

 

Что является творцом природы в философии Гегеля?

а) Дух

б) Бог

в) Абсолютная идея

г) Материя.

 

«Вещь в себе» - это субстанция, которая, с точки зрения Канта,

а) может быть понята разумом

б) может быть превращена в вещь для нас

в) не может быть понята разумом

 

З.Фрейд понимал под культурой:

а) объективацию инстинкта самосохранения,

б) реализацию аффекта удовольствия,

в) массовый психоз

 

Каковы признаки постклассической философии:

а) конфликт интерпретаций,

б) обоснование пользы разума для общества и индивида,

в) игровое понимание культуры.

 

Философом, выдвинувшим «понимание» в качестве метода познания является….

а) Г. Гегель                           

б)В. Дильтей                                                         

в)Д. Дьюи

г) Ч. Пирс                             

д) Г. Земель

Тема 8. Марксизм

В марксизме Бытие – это:

 а) природные процессы;

 б) субъективная и объективная реальность;

 в) совокупная реальность;

 г) все вышеперечисленное

 

Материя есть философская категория для обозначения:

а) атомов;

б) вещества;

в) субъективной реальности;

г) объективной реальности

 

Согласие с какими из нижеследующих положений означает агностицизм?

а) Процесс познания бесконечен.

б) В мире существуют не познаваемые человеком «вещи в себе».

в) Все наши знания только гипотеза и таковыми останутся.

г) Человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы.

 

Что является целью познания?

а) Объект познания.

б) Преобразование предметного содержания в содержание сознания.

в) Истина.

г) Социальные ценности.

Выберите, какая из функций научной теории объединяет отдельные достоверные знания в единую целостную систему:

а) объяснительная;

б) синтетическая;

в) методологическая;

г) практическая.

 

В какую эпоху вопросы методологии научного знания становятся центральными?

а) Античность.

б) Средневековье.

в) Возрождение.

г) Новое время.

 

Индивидуализм как принцип гуманистической культуры:

а) признание себя как цель, а другого как средство,

б) признание себя как средства для другого,

в) признание равной ценности себя и другого

 

Культура в рамках гуманистического подхода это:

а) конкретно-исторический вариант общественной системы,

б) сумма достижений человечества,

в) мера очеловечивания человека

 

Какие из перечисленных факторов являются решающими в период становления человека:

а) трудовая деятельность;

б) возникновение языка;

в) нравственные отношения;

г) все вышеперечисленное.

 

Как К. Маркс характеризовал сущность человека?

а) как абстрактное мышление;

б) как совокупность общественных отношений;

в) как взаимоотношения человека и общества;

г) как совместная деятельность нескольких индивидов.

 

В рамках деятельностной концепции культуры цивилизация это:

а) единство несколько социальных организмов,

б) обособленная культура,

в) разрушающаяся культура.

 

Социальная преемственность это:

а) связь культур, сменяющих друг друга в рамках одного социального организма,

б) заимствование культурных ценностей иного социального организма,

в) терпимое отношение к ценностям другой культуры.

 

Какие из перечисленных ниже явлений относятся к общественному бытию с точки зрения материалистической модели?

а) Производственные отношения.

б) Мораль.

в) Географическая среда.

г) Производительные силы.

 

В связи с общественными отношениями человек выступает как:

   1) и субъект, и объект общественных отношений

   2) субъект общественных отношений

   3) объект общественных отношений

 

Приспособление человека к социальной среде называется:

а) социализация; 

б) адаптация;

в) интернализация;

г) конформизация.

Как изменялось отношение человека к природе вместе с развитием философии?

1. Природа – органическая часть космоса а) средние века
2. Природа создана Богом по его проекту б) Возрождение
3. Бог и природа – одно и то же г) Новое время
4. Природа – сила, противостоящая человеку. Человек должен подчинить ее себе в) античность
5. Природа – наш дом, который должен обустраиваться по законам рациональности д) современность

 

Кто ввел в научный оборот понятие „общественно-экономическая формация“?

а) М. Вебер.

б) Г. Гегель.

в) К. Маркс.

г) П. Сорокин.

 

Выберите суждение, в котором содержится характеристика народа как социальной общности:

а) народ - это все население данной страны;

б) народ - это трудящиеся классы;

в) народ - это форма общности людей, связанных культурой, языком, происхождением;

г) народ - это прогрессивно мыслящие классы, слои общества.

Учение, возвышающее ценность человека:

а) персонализм;

б) социологизм;

в) биологизм; 

г) историзм

 

 

Тема 9. Русская философия XIX– ХХ вв.

Представителем антропологического материализма в русской философии является:

А) В.С. Соловьев,

Б) Н.Г. Чернышевский,

В) П.А.Флоренский,

Г) М.В. Ломоносов

 

В чем назначение человека, согласно Н. Бердяеву?

а) В мудрости

б) В любви

в) В спасении души

г) В творчестве.

 

Первый древнерусский философ:

1) Илларион

2) Радонежский

3) Сорский

 4) Мономах

 

Автор «философии всеединства»:

1) Соловьев

2) Бердяев

3) Булгаков

4) Флоренский

 

Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, называется…

1) дедукция                          

2) аналогия                                                            

3) индукция

4) абстрагирование

5) анализ

 

«Что есть человек? Что он может знать? Что он может делать? На что он может надеяться?» – это главные философские вопросы о мире, утверждал:

а) Платон;

б) К.Маркс;

в) Августин; 

г) В.И. Ленин 

д) И.Кант.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: