Заискивание, раболепство

Например, в отношении с начальством. Ощущение себя маленьким, незначительным по сравнению с большим и могущественным человеком. Причина этого проявления - страх. Страх получить наказание, потерять работу и т.д. Страх не получить что-то, например, не получить расположение "важного человека".

 

10) Поиск "недостатков" и "ошибок" других людей

Излишнее внимание к недостаткам других. Болезненная реакция на глупость и идиотизм окружающих - " Вот идиоты, придурки " и т.д.

Гневные проповеди и осуждение. По смыслу эти проповеди сводятся к " Вы все делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно ". Потом имеющие начальный опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: " Хотя кто я такой, чтобы судить других ". Или так: " Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично ".

Вместо того, чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени на чужую глупость.

"...Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает... Ты сам должен быть безупречным человеком...... Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности..."

11) Реакция на "плохой/хороший"

Реакция на "плохой" - раздражение, обида, оправдания.

"Плохой" может восприниматься после фраз, имеющих смысл: " Ты не знаешь, ты не умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь ". " Полный придурок ". Точно такие слова и фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения, уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний, способностей к мышлению. Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое превосходство над другим.

Реакция на "хороший" - удовольствие, осознание своей значимости, чувство благодарности к тому, кто хвалит. По смыслу фразы прямо противоположны выше приведенным: " Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя такие-то положительные качества ". Опять же, все это не обязательно подается прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание которых может потребовать очень много внимания. А на подсознательном уровне такие комплименты работают совершенно четко и эффективно. Во-первых - это повышение своей значимости, во-вторых - появление чувства благодарности к тому, кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.

 

Героизм

Очень забавное проявление ЧСВ. Осознается, как правило, уже годы спустя "титанических усилий", "одинокой безмолвной битвы" и подобного им идиотизма.

Образ героя в своем лице - это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями своей жизни, с людьми, с их "тупостью", "заблуждениями" и т.д. Это образ страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.

Борьба воина - это борьба со своим идиотизмом. Вызов воину - это собственная глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться. Такая борьба естественна, ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно. Нужна воля, намерение, терпение и ежедневный упорный труд. Воля должна течь спокойно, без рывков и надрывов. Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю наиболее благоприятным образом. Героизм в виде "титанических усилий" и попыток прорыва в "светлое завтра" - это следствие глупости, идиотизма и неграмотно организованной практики.

 

Сомнение, озабоченность, страх

Проявляется в виде тревоги, нетерпения. Некоторые виды озабоченности: своей судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом (" Получится ли? Успею ли?"), внешностью (" А хорошо ли я выгляжу? "), отношением к себе людей (" Меня никто не любит ", " Я никому не нужен ", " Как-то он на меня косо посмотрел ", " Интересно, я понравился ей, понравилась ему? ") и т.д.

Более легкая форма озабоченности - ожидания. Часто проявляется в виде ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.

Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен (" Вот устроюсь на новую работу и все будет замечательно ", " Закончу учиться, и будет совершенно новая жизнь ").

Еще очень характерное проявление ЧСВ: "ожидание оценки" - ждать реакцию на свои поступки, слова. Ожидание и поиск признания со стороны окружающих. Легко заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание оценки.

 

Сожаление, самобичевание

Я не успел, я опоздал, я не сделал. Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а вдруг я кого-то обидел. И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ тоже.

Очень характерно сожаление проявляется в случае - "я обидел человека". Потом идет "я плохой".

 

Самолюбование

Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех времен и народов ("синдром гуру"), герой, великий боец и победитель, гений, просто гений, вариант - "скромный" гений:).

Вариант самолюбования: "Взгляд глазами другого человека" (думаешь, что он думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека). Как правило, взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.

 

16) "Кто всех круче?"

Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования (" я лучший ", " я самый первый ", " мы их сделали ") и извращенные соревнования - " кому из нас было трудней? " (" … да это ерунда, вот я …, вот мне тогда … ").

 

 

Практика - "Зеркало".

Практика, которая помогает найти проявления чувства собственной важности.

 

Суть практики заключается в том, что окружающий мир и люди, с которыми мы встречаемся, отражают нас самих. Точнее сказать, в них можно разглядеть нас самих. Как это сделать?

 

Начать нужно с того, что весь окружающий мир - ситуации, события, случайные встречи, люди, нас окружающие - служит своего рода зеркалом, в котором отражается внутренний мир человека. А еще можно сказать, что наше окружение - это своеобразная проекция мира внутреннего на мир внешний.

 

Здесь стоит немного углубиться в психологию. В этой науке есть такое понятие как проекция. Это понятие часть важного психологического механизма, главная цель которого - защита самооценки человека.

 

Как это работает в нашем случае? Очень просто. Допустим, практикующий решил избавляться от чувства собственной важности. Естественно, что это не происходит сразу. У этого человека есть декларация и есть реальность, не соответствующая этой декларации. Естественно, проявляя собственную важность, этот человек будет испытывать неприятные чувства, потому что его действия не соответствуют его декларации о намерениях.

Что происходит дальше? Если человек продолжает испытывать неприятные чувства, понимая, что его действия неправильны и неприемлемы для него, то его самооценке наносится значительный урон, что чревато психосоматическими расстройствами, депрессиями, неврозами и т.д. Как поступает мудрый организм?

Правильно, включает защитные механизмы, в данном случае, механизмы психики. Первое и самое простое, что может произойти - это вытеснение нежелательного, травмирующего впечатления в глубины подсознания, но не тут-то было. Мы же практикуем сталкинг, и свет осознания безжалостным лучом высвечивает все неприглядные стороны нашей психики.

Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что происходит это не только у тех, кто практикует сталкинг, иначе бы психологи не обнаружили защитный механизм проекции.

Механизм проекции очень прост. Заметив за собой что-нибудь неблаговидное и не успев это вытеснить, человек прибегает к следующему хитрому маневру: на бессознательном или слабоосознаваемом уровне происходят примерно следующие рассуждения: " Не только я испытываю чувство собственной важности, но и другие испытывают его. Я не одинок в своих недостатках. Более того - у других они выражены сильнее. Значит, у меня чувство собственной важности меньше, а следовательно, я лучше других ". Таким образом, человек восстанавливает свою самооценку и спасает себя от множества неприятных переживаний.

 

Естественно, что вместо чувства собственной важности можно подставить в эту формулу любое чувство, которое человек не принимает в себе, чувство от которого он хотел бы избавиться, но пока не избавился.

 

Как это проявляется внешне? Да очень просто. Человек особенно болезненно реагирует на те поступки и действия других людей, которые он сам за собой признавать не хочет либо признает, но преуменьшает их наличие и проявленность. Это может выражаться в излишней внимательности и критичности к чужим ошибкам и недостаткам. Народная мудрость на этот счет говорит: " в чужом глазу соломинку замечает, а в своем бревно не видит ".

 

Забавно, что примеры подобного реагирования на кастанедовских форумах не редкость. Не только регулярно находятся борцы с чужим чувством собственной важности (даже звучит как-то странно:), но и находятся те, кто заявляет после очередного разоблачения чужой важности - " У меня, типа, есть чувство собственной важности, но у меня оно маленькое, а вот у тебя оно ОГРОМНОЕ ".

 

 

Однако есть еще один момент, который следует учитывать. Одним из защитных механизмов психики является агрессия. Встречая угрозу или препятствие, люди реагируют по-разному. В определенных ситуациях они проявляют агрессию, у кого-то это более выражено, у кого-то менее.

Хорошо это заметно, когда кто-нибудь мешает нам или обвиняет нас (угрожает нашей самооценке). Это идеальные условия для того, чтобы спровоцировать у нас агрессию в виде раздражения. Если это происходит, то, естественно, что это тоже чувство собственной важности, только причины его породившие другие. Нет смысла искать в этот момент что-то общее с этим человеком, к проекции это не имеет никакого отношения. Хотя принцип зеркала работает и здесь, сама ситуация является зеркалом.

 

 

Теперь предлагаю вернуться к вопросу о том, почему мы имеем то, что заслуживаем? Слово "заслуживаем", не совсем корректно. У меня, например, в голове сразу возникает образ неких запредельных сил, всемогущих, мудрых и внимательных к нашим человеческим делам.

Всё проще. На самом деле никаких заслуг нет, но определенно есть что-то близкое к этому. Мир каким-то чудесным образом согласуется с нами. Согласуется с нашими мыслями, чувствами, образом жизни, отношением к себе и окружающим. Как это происходит? На этот счет есть несколько объяснений. Одно из самых очевидных (в контексте мироописания, изложенного в книгах Кастанедой) и самых непонятных (в виду отсутствия способности к видению у подавляющего большинства) - работа намерения и внимания, наверняка, формирует какой-то определенный тип энергообмена с окружающей средой, что значительным образом влияет на событийные и причинно-следственные связи мира для конкретного человека. Мир как бы согласуется с ним. Жизнь к нам поворачивается той стороной, которой мы сами к ней повернуты. Мир не плох и не хорош, он такой, каким мы его видим. Он такой, каким мы "позволяем" ему быть.

 

::::::::::: ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

... хочется упомянуть о распространенной ошибке, связанной с избавлением от ЧСВ. Ошибка связана с тем, что человек, практикующий избавление от ЧСВ, под предлогом борьбы с этим самым ЧСВ запрещает себе определенные действия и поступки.

 

Например, если человек считает, что поучение других - это одно из проявлений его ЧСВ (надо заметить, что считает он так не без основания), то ошибкой будет запрет всего, что данным человеком воспринимается как поучения.

 

В моем случае несколько лет назад была именно такая ситуация, и под этот запрет попали вообще всякие мои объяснения. Находясь в каких-нибудь компаниях и слыша тему, в которой я мог поучаствовать, я запрещал себе это делать, аргументируя такой запрет избавлением от ЧСВ. Фактически я затыкал сам себя, как только возникало желание вставить свою "умную мысль".

 

Естественно, что ничего хорошего из этого не вышло. От ЧСВ я таким образом не избавился, наверное, даже больше его укрепил мыслями о том, что, претерпевая определенные трудности (подавляя желание вступить в дискуссию), я избавляюсь от ЧСВ.

 

По этому поводу у дона Хуана есть замечательные слова:

"Отказывая себе в чем-либо, человек потакает себе, идя на поводу самолюбия или даже самовлюбленности. Я не советую заниматься подобными глупостями. Поэтому и позволяю тебе спрашивать - все, что ты пожелаешь. Если бы я потребовал от тебя прекратить задавать вопросы, ты мог бы поранить свою волю, пытаясь выполнить мое требование.

Самоограничение - самый худший и самый злостный вид потакания себе. Поступая подобным образом, мы заставляем себя верить, что совершаем нечто значительное, чуть ли не подвиг, а в действительности только еще больше углубляемся в самолюбование, давая пищу самолюбию и чувству собственной важности."

Карлос Кастанеда, "Отдельная реальность".

 

Эта ошибка типична. Наверное, многие, если не все, через нее проходят. Проблема в том, что подобная порочная практика запрета себе каких-то действий затрагивает самый поверхностный - поведенческий уровень, а работа с ЧСВ должна идти на уровне внимания.

Отчасти это смена установок (мировоззренческий аспект), отчасти тренировка внимания (остановка внутреннего диалога, перцептивное неделание и др.), отчасти управление своей волей (изменение фокуса внимания за счет намерения).

 

================= 10. КАРЛОС КАСТАНЕДА (БИОГРАФИЯ)

Карлос Сезар Арана Кастанеда (Carlos Cesar Arana Castaneda) 25.12.1925 - 27.04.1998.

 

Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем известно только то, что он - автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании "Cleargreen", которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Все остальное - не более чем предположения, если не сказать - домыслы.

 

Кастанеда тщательно сохранял "тайну личности", практически не давал интервью и категорически отказывался фотографироваться (однако, по стечению обстоятельств, несколько фотографий Кастанеды все же существует). Он даже отрицал, что когда-либо был женат, хотя Маргарет Раньян, автор книги воспоминаний об этом человеке, утверждает, что Кастанеда был ее супругом. Кастанеда любил мистификации. Его знакомый, Жозе Бракамонте, охарактеризовал Карлоса так: " Большой лгун и верный друг ".

 

Карлос каждый раз с упоением придумывал себе новую родину, новых родителей, и т. д. Ему, по всей видимости, это просто доставляло удовольствие, как ребенку доставляет удовольствие рассказывать, что его папа - космонавт.

 

Чаще всего Карлос говорил всем, что родился в Бразилии, в Сан-Пауло, в Рождество 1935 г. в очень респектабельной семье, а отец его был академиком. Он любил туманно намекать, что Освальдо Арана, дипломат, революционер, известная фигура того времени, приходился ему дядей. Кому-то другому он поведал, что родился в 1931 г., еще кому-то - что это случилось в Бразилии, но не в Сан-Пауло, а в городе Juyuery и т.д.

 

Иными словами, подлинная биография Карлоса Кастанеды была известна лишь ему самому; удел всех прочих - пытаться ее реконструировать.

 

 

Одна из таких попыток была предпринята в 1973 году журналом "Тайм".

Итак, Карлос Сезар Арана Кастанеда (таково его полное имя) родился 25 декабря 1925 года в городе Сан-Паулу, Бразилия.

 

Его отец был часовщиком и золотых дел мастером, а звали отца Сезар Арана Кастанеда Бурунгари. Когда Кастанеда родился, его отцу было 17 лет, а матери - всего 15-16. Мать, Сусанна Кастанеда Навоа, то время была хрупкой миловидной девушкой и здоровьем, по всей видимости, не отличалась. Она умерла, когда Карлосу было 24 года.

 

В историях, которые рассказывал о себе Кастанеда, сочетаются вымышленные и подлинные факты. В некоторых интервью Кастанеда упоминает свою бабушку и деда, у которых он какое-то время жил, когда был ребенком.

 

Бабушка имела иностранное происхождение, возможно, турецкое, и была очень крупной и не красивой, но доброй женщиной, и Карлос ее любил. А вот дед Карлоса, по всей видимости, был фигурой действительно неординарной. Это был маленький рыжеватый мужчина с синими глазами, выходец из Италии, который рассказывал маленькому Карлосу всевозможные истории и все время что-то изобретал. Как-то раз для того, чтобы продемонстрировать новое изобретение, он созвал весь клан Арана-Кастанеда. Когда старик, наконец, показал плоды своих трудов, вся семья испытала легкий шок: " Это - домашний туалет, - похвастался дед, сияя от радости, - ну, кто хочет первым попробовать? "

 

Позже, во время духовного обучения в Мексике, дон Хуан потребовал, чтобы Карлос сказал "прощай" своему деду. То, что дед умер, не имело значения - он продолжал оказывать влияние на Карлоса, на его взгляды и жизнь - слишком мощный был человек, воспитавший Кастанеду. Карлос вспоминает, что прощание с дедом было одним из самых тяжелых потрясений в его жизни. Он представил деда в мельчайших деталях и сказал ему "прощай"...

 

В 1951 году Карлос Кастанеда эмигрировал в США, а в 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь самого Карлоса Кастанеды и тысяч его последователей - Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за "полевыми материалами" для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени.

 

Основной задачей Дона Хуана было разрушить все уже сформировавшиеся в мозгу Кастанеды рамки и заставить его увидеть не узкую полоску реальности, а весь огромный и бесконечно разнообразный мир. Поначалу для снятия блокировок в мозгу юного Карлоса пришлось прибегать к очень жестким мерам и применять растительные психотропные средства, что и дало повод противникам Кастанеды обвинять его в пропаганде наркотиков. Обвинителям были предоставлены контраргументы:

 

а) психоделики это не наркотики, они не вызывают привыкания;

 

б) переживания, испытываемые под воздействием мескалина и т.п. Кастанеда описывает только в самых первых книгах и эти описания способны скорее оттолкнуть читателя от подобных экспериментов, чем привлечь - во всяком случае, сам автор, признавая, что этот опыт был ему нужен, сам никогда добровольно на его повторение не шел;

 

в) в последующих книгах Кастанеда неоднократно подчеркивает, что психотропные средства могут послужить лишь первоначальным толчком и не более того, добиваться же устойчивых результатов по управлению состояниями сознания следует совершенно иными методами, о которых он и рассказывает.

 

С разрешения дона Хуана Кастанеда стал записывать его слова; так родилась первая из известных во всем мире книг Карлоса Кастанеды - "Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки", опубликованная в 1968 году. Эта книга мгновенно стала бестселлером - как и девять последующих. Все они представляют собой запись бесед дона Хуана с Кастанедой, а цепь событий в них обрывается в 1973 году, когда дон Хуан таинственно исчез - " растаял подобно туману ".

 

 

До сих пор люди спорят, был ли дон Хуан реальным человеком, или он был придуман Кастанедой? М. Раньян пишет, что имя Хуан Матус так же распространено в Мексике, как имя, скажем, Петя Иванов - в России. В своих курсовых работах Кастанеда сначала просто упоминал пожилого индейца, который согласился его учить. Имя Дон Хуан Матус всплыло позже.

 

Если верить Кастанеде, скромный старик-индеец был самым настоящим магом-шаманом, последним представителем уходящей вглубь веков линии тольтекских магов. Более того, Дон Хуан обнаружил у Кастанеды соответствующие склонности и на протяжении 13 лет обучал его непостижимому искусству древней магии.

 

 

Стремление Кастанеды ускользнуть от любой определенности и фиксации прямо вытекает из основного требования, предъявляемого к тольтекским магам школы Дона Хуана Матуса - его духовного учителя: быть текучим, гибким, неуловимым, никому не позволять запихивать себя в тесные рамки шаблонного поведения и стереотипных реакций. По терминологии магов-тольтеков или воинов, как они предпочитают себя называть, воин-маг должен "стирать свою личную историю".

 

Так что можно быть уверенными - мы никогда не узнаем, был ли Дон Хуан реальным человеком. Если его ученик столь преуспел в стирании личной истории, то учитель уж точно постарался не оставить никаких следов пребывания на этой планете.

 

Кастанеда заявлял, что Дон Хуан не умер, а " cгорел изнутри ", однако у него не было и тени сомнения относительно его собственной смертности. " Так как я - идиот, я уверен, что я умру, " - заявил он "Times". - " Я бы хотел обрести целостность, чтобы покинуть этот мир таким же способом, которым это сделал он, но нет никакой гарантии. " Легенда гласит, что и сам Кастанеда ушел из нашего мира схожим образом - как бы растворился в воздухе.

Менее поэтическая версия некролога сообщает, что он скончался 27 апреля 1998 года от рака печени и что после кремирования прах Кастанеды, согласно завещанию, отправили в Мексику.

 

По материалам из Интернета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: