Известные исполнители на инструменте

Треугольник.

История возникновения треугольника.

В наши дни треугольник получил широкое распространение. Он относится к ударной группе оркестровых инструментов. Представляет собой металлический прут, изогнутый в виде равнобедренного треугольника. Один угол в нем не закрыт, то есть концы прута не полностью соприкасаются. Именно форма и определила его название. Хотя, первые образцы этого инструмента не имели треугольной формы, они были трапециевидными, и напоминали средневековое стремя. Это подтверждают уцелевшие изображения английских и итальянских живописцев. Понятие «треугольник» впервые встречается в 1389 году, в имущественной описи г. Вюртемберг. Сложно утверждать, когда именно инструмент приобрел известный нам внешний вид, но абсолютно точно известно, что к началу XVII в. насчитывалось уже три его разновидности, а затем пять. К сожалению, истории не удалось сохранить точных сведений о возникновении треугольника. Согласно одной из них, он появился на Востоке, в Турции. Впервые о нем упоминается в XV в. В оркестре треугольник начали использовать в 50-х годах XVIII столетия. Это было вызвано интересом к восточной музыке. В нашей стране, треугольник появился около 1775 года, благодаря своему экзотическому, восточному колориту. Впервые он прозвучал в опере Грэтри «Тайная магия». Известно, что в оркестрах военной музыки он возник гораздо раньше. Так, в России, в дореволюционные времена, он был популярен в войсках Елизаветы Петровны. На Руси треугольник еще называли трензелем, но в оркестр, к счастью, это странное название не проникло. В творениях венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен) его использовали для подражания турецкой музыке. Многие композиторы, стремясь передать восточные образы, обогащали звуковую палитру своих произведений звучанием этого удивительного инструмента.

Место треугольника в оркестре.

Сложно представить современный коллектив исполнителей без участия такого ударного инструмента, как треугольник. В наше время для него практически нет ограничений в отношении репертуара. И действительно, как показывает практика, его используют в музыке самых различных стилей и жанров. Для треугольника характерно применение таких приемов, как тремоло и глиссандо, а также исполнение несложных ритмических фигураций. Этот музыкальный инструмент имеет свойство оживлять и обогащать оркестровую звучность, придавать ей торжественный, величавый и блестящий характер.

Строение треугольника.

Сегодня данный инструмент являет собою металлический прут средней толщины (8-10 мм), который согнут по форме равнобедренного треугольника. Концы у инструмента не замкнуты, но прутья расположены близко друг к другу. В мире музыки различают три вида музыкальных треугольников:

большой - с длиной основания 250 мм;

средний - 200 мм;

малый - 150 мм.

Несмотря на то что музыкальный инструмент треугольник кажется простым, изготавливается он в соответствии с чёткими правилами. Для того чтобы треугольник звучал по-особенному, для его изготовления используют особую сталь - серебрянку. Также важен материал, за который его подвешивают. Если в старину для этих целей применяли обычную верёвку, то сегодня это делается при помощи струн, так как они не глушат звук треугольника. Должное внимание уделяется и палочке, посредством которой извлекается звук. Она не должна содержать никаких рукояток и изготавливается, как правило, из того же металла.

Интересные факты, связанные с треугольником.

История не сохранила достойного повествования о возникновении этого замечательного оркестрового инструмента. Смутное предположение, что треугольник не имеет ни азиатских, ни, тем более, африканских корней и является инструментом вполне европейского происхождения не лишено, невидимому, оснований. Когда в XV столетии впервые появился треугольник, он не был ещё «треугольным» в прямом значении этого определения и если судить по сохранившимся изображениям итальянских и английских живописцев, имел вид трапеции, очень похожей на очертания средневекового стремени.

С давних пор установился нелепый обычай подвязывать треугольник к перекладине нотного пульта. При таких условиях звук его, не имея надлежащего простора для распространения, звучит глухо и не звонко. В связи с этим в некоторых особенно хороших оркестрах исполнители никогда не подвязывают треугольник, а удерживают его левой рукой на уровне головы сидящего человека и играют на нём «на весу». В развитии этого положения многие современные дирижёры требуют игры на треугольнике стоя, дабы его звонко-серебристые удары или искрящиеся трели свободно разносились по воздуху и как. бы главенствовали над оркестром. Против такого вполне разумного требования возразить, конечно, нечего, но многие исполнители почему-то ошибочно полагают, что игра на треугольнике стоя пред лицом всего зрительного зала не только не оказывает никакого влияния на его звучность, но и попросту мешает оркестру.

Впервые воспользовался треугольником Грэтри в своей опере Тайная магия. Однако, по обычаю того времени, автор не написал особой партии для треугольника, но ограничился весьма красноречивым примечанием - «в сопровождении тарелок, треугольников и прочих необычных инструментов».

В дореволюционной России треугольник действовал уже в войсках Елизаветы Петровны и, судя по тому, что за треугольником именно на Руси установилось странное и, в сущности, ни на чём не основанное прозвище трензеля, он, надо думать, прочно вошёл в военный обиход того времени. Справедливо, однако, что в симфонический оркестр эта обидная для треугольника кличка отнюдь не проникла и он пользуется там вполне заслуженным уважением.

Известные исполнители на инструменте.

В оперной музыке его впервые стали применять К. В. Глюк, В. А. Моцарт.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: