Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «фактор риска».
2. Какие факторы риска Вы знаете?
3. Сколько групп здоровья у взрослого и детского населения (перечислите).
4. Назовите вербальные формы пропаганды?
5. Назовите печатные формы пропаганды?
6. Назовите наглядные формы пропаганды?
Теоретическое занятие №4 (Лекция)
Тема 2.4. Здоровье и образ жизни
Вид занятия: теоретическое занятие
Место проведения: лекционный зал
Количество часов: 90 минут
Цели занятия:
Учебные цели: изложение нового материала
Развивающие цели: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).
Организовывать самостоятельные задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации (ОК 8).
Воспитывающие цели:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
|
|
Хронокарта лекционного занятия:
1. Организационный момент – 3 минуты
2. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут
3. Изложение лекционного материала – 75 минут
4. Выходной контроль – 5 минут
5. Домашнее задание – 2 минуты
План лекции:
1.Понятие «здоровье», его сущность и компоненты.
2.Основные требования к организации здорового образа жизни.
3. Основные составляющие здорового образа жизни.
Понятие «здоровье», его сущность и компоненты
По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного физического (телесного), душевного и социального благополучия.
Здоровье – способность человека выполнять присущие ему биологические и социальные функции без потерь даже в условиях перегрузок; характеризуется также его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных ощущений.
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Какой бы не была совершенной медицина, она не может избавить каждого от болезней. Человек – сам творец своего здоровья.
Здоровье – важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности, активное долголетие, самоутверждение, познание окружающего мира.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное (духовное), психическое и физическое здоровье.
Существует 3 вида здоровья:
Физическое – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех систем и органов человека. Организм человека система саморегулирующаяся.
|
|
Психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости и развитием волевых качеств.
Нравственное (социальное) здоровье – определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека в определенном обществе. Отличительные признаки нравственного здоровья:
– сознательное отношение к труду;
– овладение сокровищами культуры;
– активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни в обществе.
Гармония психофизических сил повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизнедеятельности.
Основные элементы здорового образа жизни:
– плодотворный труд;
– рациональный режим труда и отдыха;
– искоренение вредных привычек и пристрастий;
– рациональное питание;
– оптимальный двигательный режим;
– закаливание, личная гигиена и т. д.
Модели здорового образа жизни для различных возрастных групп пациентов: детей, женщин, мужчин, пожилых людей имеют свои особенности. Необходимо учитывать физиологические и психологические особенности организма в разных возрастах.
Для характеристики здоровья населения используются 3 группы показателей: демографические, физическое состояние, заболеваемость.
Заболеваемость – один из важнейших разделов статистических исследований здоровья населения в целом и его отдельных групп (возрастно-половых, профессиональных и пр.).
Под общей заболеваемостью населения понимают уровень заболеваний среди конкретных групп населения за определённый календарный период.
В нашей стране общая заболеваемость изучается с помощью следующих источников информации:
1. По данным обязательного учёта обращаемости к медицинской помощи. Она составляет в год 1100 – 1300 случаев на 1000 населения. Наибольшая обращаемость населения отмечена при болезнях органов дыхания, кровообращения, нервной системы и органов чувств (включая заболевания глаза, уха и носа), травмах и инфекционных болезнях.
Самая низкая заболеваемость по обращаемости регистрируется у лиц в возрасте 15 – 19 лет, наиболее высокая – среди детей в возрасте до 4 лет и людей зрелого и пожилого возраста.
2. По данным медицинских осмотров населения.
3. По сведениям о причинах смерти.
Физическое состояние принято оценивать по показателям физического развития и физической подготовленности.
Физическое развитие является одним из объективных показателей здоровья населения. Многими исследованиями доказано, что чем лучше показатели физического развития, тем выше при прочих равных условиях общий уровень здоровья населения в целом и его отдельных возрастно-половых, профессиональных и других групп.
Под физическим развитием понимают комплекс морфологических и функциональных свойств организма. Физическое развитие характеризует следующие параметры.