double arrow

Вопрос №5. Что обозначает и откуда взялся термин «экономикс»?

2

Термин «экономикс» (economics) был введен А. Маршаллом («Принципы экономической науки (экономикс)», 1890 г.) для обозначения экономики как науки взамен применявшегося в то время термина «политическая экономия», что придало ее названию большую практическую направленность. В контексте данного пособия экономикс рассматривается как совокупность экономических учений и школ, предметом исследования которых являются различные проблемы хозяйственного механизма на микро и макроуровне, процессы, происходящие в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Экономисты и поныне исследуют их последствия для физических лиц, организаций и общества в целом.

Методологически отличительной чертой данного этапа развития экономической науки явилось усиление роли математики и построение моделей экономических процессов.

Экономикс, несмотря на то, что сам термин появился позже, начался с теории маржиналистов. Наиболее яркие представители маржинализма – Карл Менгер (1840-1921), Леон Вальрас (1834-1910), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882), Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Предмет экономики они видели в исследовании поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Если экономисты классической школы ставили во главу угла экономической науки объективную трудовую стоимость, то маржиналисты считали основной экономической категорией полезность.

Полезность субъективна, но, по их мнению, именно она формирует цены, так как определяет индивидуальный, а значит, и рыночный спрос. Таким образом, маржиналистами было положено начало изучения сферы потребления. Свое название данное направление взяло от основного применявшегося метода – предельного анализа (от англ. marginal – предельный, последний). К заслугам данного учения стоит отнести то, что, начиная с них, произошел переход к точному анализу функциональных зависимостей (функции спроса, предложения, затрат, полезности и т.д.), позволивший делать гораздо более точные заключения о поведении потребителей и фирм и рыночном равновесии.

Следующий важный шаг в развитии экономической науки – неоклассическое направление (конец XIX в.), основоположником которого считают Альфреда Маршалла (1842-1924). Неоклассики являются последователями классиков и маржиналистов. У классиков неоклассики переняли приверженность принципам экономического либерализма и невмешательства государства в экономику. Они рассматривали экономику как саморегулирующийся механизм, который сам приводит к равновесию между предложением и спросом, производством и потреблением. У маржиналистов они заимствовали методы предельного анализа и теорию полезности.

Опираясь на учения указанных предшественников, представители неоклассического направления сформулировали субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство представляется ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. При этом, в отличие от предшественников, неоклассики не сделали акцент на издержках (как это делали классики) или полезности (как это делали маржиналисты), а считали цену порождением двух факторов: объективного (издержек производителя) и субъективного (оценок потребителя – полезности). Данный подход в итоге воплотился в модели рыночного равновесия, в которой цена определяется пересечением кривых спроса и предложения.

Таким образом, в рамках целостной теории неоклассики интегрировали две противоположные концепции цены: классическую объективную теорию издержек и маржиналистскую субъективную теорию полезности, создав субъективную теорию стоимости и равновесия. Неоклассики отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов: взаимодействии спроса и предложения, ценообразовании. Неоклассическое направление составляет основу современной микроэкономики.

До 1930-х годов в экономической науке главенствовали два основных направления: политическая экономия, которая пыталась постигнуть сущность экономических явлений, и неоклассика, которая имела в своем распоряжении только микроэкономический инструментарий. Великая депрессия (экономический кризис 1929-1933 гг.) выявила новые теоретические проблемы экономической науки – проблемы макроэкономического уровня. Следующие две школы – кейнсианство и монетаризм, появившиеся уже в XX веке, также можно отнести к этапу экономикса. Основная заслуга данных школ состоит в том, что с них началось использование макроэкономического анализа.

Основой для новой теории, в которой нуждалось общество, явился труд Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс (1883-1946) пришел к следующему выводу: хотя такие негативные явления как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне и присущи рынку, и рыночный механизм сам может справиться с этими явлениями, однако потери общества при этом велики, и, чтобы их минимизировать, требуется государственное вмешательство. Необходимость государственного воздействия на экономические процессы – один из основных кейнсианских постулатов. Циклическое развитие экономики (спад, оживление, подъем) Кейнс объяснил не объективными законами, а психологией людей, их стремлением по мере дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение эффективного спроса, которое приводит к замедлению темпов роста и занятости. Задача государства состоит в том, чтобы активизировать сберегаемую часть национального дохода и заставить работать (превратить в инвестиции). В качестве рычагов государственного регулирования рыночной экономики Кейнс назвал фискальную (бюджетно-налоговую) и монетарную (кредитно-денежную) политики.

Монетаристы выявили связь между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении и, считая основным инструментом государства монетарную политику, отстаивали, что вмешательство государства в экономику должно ограничиваться контролем над денежной массой. Регулируя количество денег в обращении, государство может влиять на основные экономические параметры: темпы экономического роста, безработицу, уровень цен. Направление монетаризма обычно противопоставляется кейнсианству в силу иного взгляда на проблемы государственного регулирования экономики. Однако в развитии предмета экономической науки эти школы можно поставить рядом: монетаристы, во главе с основоположником Милтоном Фридменом (1912-2006), продолжили исследование макроэкономических проблем.

Теорией, наиболее полно выразившей этап экономикса, представляется теория неоклассического синтеза. Представители данной школы – Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэльсон (1915-2009). Эта теория фактически воплотила в себе все существующие направления экономикса, явила собой синтез микро- и макроэкономического разделов. Неоклассический синтез выявил взаимосвязь и неразрывность микро- и макроэкономики; обосновал необходимость эффективного воздействия государства на рынок как единого целого при соблюдении свободы поведения производителя и потребителя; доказал, что в части государственного вмешательства в зависимости от развития экономики должны использоваться либо кейнсианские рекомендации, либо монетаристские. Во второй половине ХХ в. именно это учение является мэйнстримом в экономической науке и, как правило, составляет содержание современной экономической дисциплины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: