Дать определение термину «внимание».
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Какое место «внимание» занимает в системе психологических феноменов.
Столь значимое место внимания в системе общей психологии в первую очередь определяется его местом в психике жизнедеятельности человека. Само по себе внимание - процесс, в котором есть и познавательные, и эмоционально – волевые аспекты.
С одной стороны, эмоционально окрашенные объекты и слова привлекают внимание сами по себе, нередко помимо нашего желания. А чтобы прочесть скучную книгу или выслушать нудного докладчика, нужно специально сконцентрировать на них внимание. С другой стороны, внимание нередко требует от нас волевого усилия и сопровождается особым эмоциональным переживанием. Иногда это не самое приятное переживание напряжения, а иногда – радостное переживание увлеченности выполняемой работой.
Также очевидна связь внимания с потребностями и мотивами. С одной стороны, мы не можем быть невнимательны к жизненно значимым объектам и событиям – предметам биологических потребностей. С другой – испытывая сильное нежелание встречаться с определенным человеком или предметом, мы можем ненароком не обратить на него внимания, даже когда он оказывается рядом.
Среди познавательных процессов внимание занимает немаловажное, может центральное место. Участие его в восприятии несомненно: восприятие по определению избирательно. Мир необъятен, в нем значительно больше предметов, звуков, запахов, прикосновений, чем человек в состоянии воспринять в любой из моментов времени. Поэтому восприятие требует отвлечения от некоторых из них, и только в результате такого отвлечения мы можем рассмотреть, услышать, ощутить что-то более важное. В итоге воспринимаемый предмет, который называется объектом внимания, становится для нас более ясным, мы следим за его изменениями.
То же самое можно сказать и о связи внимания и мышления. Когда мы размышляем, внимание предстаёт как сосредоточения сознания на решаемой задаче, как стремление не пропустить ни одной детали и способность не отвлекаться на сторонние мысли. Внимание стоит и за проницательностью – способностью заметить и выделить наиболее существенные аспекты изучаемого явления и придать своим мыслям направление к правильному решению задачи.
С одной стороны, именно речь позволяет организовать внимание. Посредством простейшей речевой команды мы можем привлечь внимание любого человека. С другой стороны, человек, строя речевое высказывание, выбирает в качестве подлежащего название именно того предмета, на который обращено на данный момент его внимание.
Участие внимания в работе памяти даёт о себе знать в нашей повседневной жизни. Если мы хотим, чтобы человек запомнил какую-то информацию, мы обратим на это его внимание. Поскольку не заметил, не обратил внимание, то и не запомнил.
Таким образом, внимание «пронизывает» всё наше познание.
Исторический аспект темы «сознания» и «внимания».
Проблема связи внимания и сознания начала разрабатываться в рамках восточной философии. Именно в восточной философской традиции отмечается особое место внимания – как «концентрации», так и «правильного видения» - в достижении просветления, истинной божественной мудрости. Техника «медитации» или классическая йога. В психологии линия исследований, подчеркивающая связь между вниманием и сознанием, начинает активно развиваться во второй половине 19века. Первое направление, в рамках которого началось систематическое экспериментальное изучение внимания, - классическая психология сознания. С тех пор в психологии сложились разнообразные представления о соотношении внимания и сознания. Наиболее распространенное представление о внимании в современной психологии внимания – трактовка его как механизма доступа в сознание, который определяет, что из воспринимаемого и переживаемого нами в данный момент достигнет сознания и повлияет на наше поведение, а что может пройти мимо. Вопрос о том, что и почему остается за пределами сознания, занимает огромное место в современной психологии внимания.
В классической психологии сознания было намечено несколько подходов в соотношении внимания и сознания. В одном из них сознание предстает как структура, подобная зрительному полю с фокусом и периферией, а внимание – как часть сознания, его фокус, зона наибольшей ясности и отчетливости содержания сознания.
4. Раскрыть суть теории «внимания» (У. Джеймс).
У. Джемс, в отличие от Вундта и Титченера, настаивал на том, что само по себе сознание – не сумма отдельных элементов, а «поток», подобный ручью. Выделяет 4 свойства сознания.
Индивидуальность. Каждое «состояние сознания» стремится быть частью личного сознания, всякая мысль или представление принадлежат данному человеку, связаны с его мыслями и представлениями и не принадлежат в том же самом виде никому другому.
Изменчивость и связанная с ней неповторимость. Содержания сознания постоянно сменяют друг друга, и ни одно из них не может быть воспроизведено в точности.
Непрерывность. Подобно реке, текущей по равнине, по камням, поток сознания не прерывается даже тогда, когда человек засыпает и вновь пробуждается. Конечно же, в сознании могут наблюдаться временные пробелы.
Избирательность. Сознание не может вместить весь окружающий мир и внутренний мир человека. Любой поток всегда избирает направление, в котором будет течь. Именно с этим свойством Джемс связывает понятие внимания.
Перечислить виды внимания и дать им характеристику.
Во-первых, внимание может быть обращено на что-то в соответствии с нашими задачами или целями(произвольно) или само по себе, вне нашего желания(непроизвольно). Т.о., первое основание классификации - активность познающего субъекта и наличие у него цели обратить внимание на некоторый объект и удержать его на данном объекте. Помимо
Этого, Ланге видит за различением активного и пассивного внимания наличие или отсутствие чувства усилия.
Во-вторых, любой объект, на который мы обращаем внимание, интересен нам сам по себе или в связи с чем-то. На то, что интересно само по себе, человек обращает внимание непосредственно, на все остальное опосредованно. Т.о., еще одно основание классификации – наличие непосредственного интереса к объекту или необходимость средств привлечения и удержания внимания.
В-третьих, любой объект внимания либо относится к разряду собственных, внутренних воспоминаний, мыслей и переживаний, либо находится снаружи, в окружающем мире. Интеллектуальный вид и чувственный (по У.Джемсу).
Еще один вид внимания описанный в свое время Джемсом – моторное внимание, внимание за собственным движением и действием.
В ходе развития последовательно складываются и далее действуют наряду с остальными следующие виды внимания.(По Добрынину)
1. Непроизвольное внимание – обращение внимания, как и его отвлечение, зависит от воздействующих на нас объектов, чем от нас самих.
1.1. Вынужденное внимание – определяется такими факторами, как интенсивность раздражителя, его протяженность во времени и пространстве, движение – всем тем, что указывает на его значимость с точки зрения выживания.
1.2. Невольное внимание – сообразно состоянию человека. Индивидуальные зоны объектов невольного внимания задаются не только потребностным состоянием, но и полом, возрастом и т.д., что увеличивает вклад обладателя этих характеристик в акт внимания.
1.3. Привычное внимание – независимое от наших желаний и намерений, т.е. еще более индивидуализированно. Оно напрямую связано с прошлым человека, приобретенным жизненным опытом и соответствует «непроизвольному опосредованному вниманию», по Джемсу.
2. Произвольное внимание – соответствует нашим целям и планам, оказывается результатом активности личности.
2.1. Собственно произвольное внимание, обычно лежит в русле той деятельности, которую осуществляет человек.
2.2. Волевое внимание – в случае конфликта между избранным объектом внимания или направления деятельности и объектами, привлекающими внимание непроизвольно.
2.3. Выжидательное внимание – бдительность, объект внимания отсутствует, а деятельность человека состоит в ожидании определенного типа сигналов.
3. Послепроизвольное внимание – отсутствие волевого усилия в тех условиях, где такое усилие обычно необходимо.
Классификация видов внимания по У.Джемс.
Непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Так называемое «произвольное» внимание — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется.