ТЕМА 2. Стадиальность психического развития человека: проблема
Периодизации развития в онтогенезе
План лекции:
1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен.
2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского.
3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина.
4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.
5. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.Ранний этап научного творчества
7. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже.
8. Психическое развитие с позиций классического психоанализа. 3. Фрейда
Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен
История детства как культурно-исторического феномена соотносится с историей общества.
Детство - это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. В классических исследованиях французского историка Ф. Ариеса показано, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов приводит к выделению возрастов человеческой жизни. Так, внутри семьи зарождается период раннего детства, связанный с «балованием» и «нежением» малыша. Школа в свою очередь принимает на себя обязанность регулярной подготовки детей к взрослой жизни, а классная организация школы тонко дифференцирует понятие детства («школьник 3-гокласса», «пятиклассник» и т.д.). Введение обязательной воинской повинности и военной службы сказывается на оформлении юношеского периода. Таким образом, Ариес стремился показать историческую тенденцию удлинения детства за счет надстраивания нового периода над уже имеющимися.
|
|
Д.Б. Эльконин выдвинул оригинальную идею о том, что, когда у некоторых видов животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для приобретения этими животными исчезнувших форм поведения и возникло детство.
Своеобразие человеческого детства состоит в том, что младенец рождается совершенно беспомощным существом, у которого полностью отсутствуют инстинктивные способы удовлетворения даже врожденных органических потребностей. Все поведение человека становится приобретенным. Поэтому ему необходимо весьма продолжительное детство, которое удлиняется по мере развития общества, выдвигающего всё более высокие требования к знаниям и умениям своих членов.
С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. социальный статус, круг прав существенно изменяется. На ранних стадиях общественного развития происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности. В дальнейшем, усложнение орудий труда, привело к тому, что дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения создаются особые предметы - игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют реально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводи ли общий смысл труда взрослых, с другой - развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельностью в нем начинает выступать игра.
|
|
Период игры «сдвигает» период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хронологический возраст. Когда возникает новый период, стадии возрастного развития, находящиеся внизу, также не остаются неизменными. Возникновение школьного обучения наполняет новым смыслом предшествующий «период игры», делая его дошкольным.
Историческое происхождение имеют не только детские периоды жизненного цикла. Одно из исторически недавних приобретений человечества - выделение периода старости как психологического возраста. Появление понятия «старость» как социальной и возрастной категории относят к XX в.
Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского
Мировая психология уже не одно десятилетие поисках единой «карты психического развития», которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы.
Л.С. Выготский выделил три способа построения возрастных периодизаций:
1. Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения процессов. Например, в соответствии с биогенетическим принципом выделяются стадия животной психики, или согласно сложившимся ступеням образования говорят о дошкольном детстве, школьном возрасте и т.д.
2. За основу периодизации детства берется какой-то один признак или сторона развития (например, сексуальное развитие в концепции 3. Фрейда).
3. Производится попытка феноменологически описать особенности процесса развития и выделить закономерности, как в работах А.Гезелла.
Л.С. Выготский заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениям психического развития, разворачивающимся во времени. Вместо изучения возрастных особенностей отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания, мышления), традиционно изучаемых психологией, он предложил на первый план выдвинуть понятие «психологический возраст» и рассматривать возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития.
Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития - это своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Кроме того, психологический возраст характеризуется новообразованиями. Возрастные новообразования - это результаты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития, это новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его жизнь, весь ход его развития в данный период. Таким образом, структура психологического возраста включает: 1) социальную ситуацию развития, определяющую 2) «образ жизни ребенка» в процессе которого развиваются 3) новообразования в сфере сознания и личности.
|
|
Возникшие новообразования постепенно накапливаются и изменяют социальную ситуацию развития; ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир. Иными словами новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые. Так происходит смена психологических возрастов.
Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие протекает медленно, небольшими шажками. В критические периоды, напротив, развитие совершается бурно и стремительно. Характерно резкое обострение кризиса, кульминационная точка, по которой и удобно датировать кризис. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода.