Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского

ТЕМА 2. Стадиальность психического развития человека: проблема

Периодизации развития в онтогенезе

План лекции:

1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен.

2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского.

3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина.

4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.

5. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.Ранний этап научного творчества

7. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже.

8. Психическое развитие с позиций классического психоанализа. 3. Фрейда

Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен

История детства как культурно-исторического феномена соотносится с историей общества.

Детство - это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. В классических ис­следованиях французского историка Ф. Ариеса показано, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов при­водит к выделению возрастов человеческой жизни. Так, внутри се­мьи зарождается период раннего детства, связанный с «баловани­ем» и «нежением» малыша. Школа в свою очередь принимает на себя обязанность регулярной подготовки детей к взрослой жизни, а классная организация школы тонко дифференцирует понятие детства («школьник 3-гокласса», «пятиклассник» и т.д.). Введение обязательной воинской повинно­сти и военной службы сказывается на оформлении юношеского пе­риода. Таким образом, Ариес стремился показать историческую тенденцию удлинения детства за счет надстраивания нового периода над уже имеющимися.

Д.Б. Эльконин выдвинул оригинальную идею о том, что, когда у некоторых видов жи­вотных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для приобретения этими животными исчезнувших форм поведения и возникло детство.

Своеобразие человеческого детства состоит в том, что младенец рождается совершенно беспомощным существом, у которого полно­стью отсутствуют инстинктивные способы удовлетворения даже врожденных органических потребностей. Все поведение человека становится приобретенным. Поэтому ему необходимо весьма про­должительное детство, которое удлиняется по мере развития обще­ства, выдвигающего всё более высокие требования к знаниям и уме­ниям своих членов.

С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. со­циальный статус, круг прав существенно изменяется. На ранних стадиях общественного разви­тия происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций ору­дий труда, целей и задач общей деятельности. В дальнейшем, усложнение орудий труда, привело к тому, что дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения созда­ются особые предметы - игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют ре­ально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводи ли общий смысл труда взрослых, с другой - развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельно­стью в нем начинает выступать игра.

Период игры «сдвигает» период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хроноло­гический возраст. Когда возникает новый период, стадии возрастно­го развития, находящиеся внизу, также не остаются неизменными. Возникновение школьного обучения наполняет новым смыслом предшествующий «период игры», делая его дошкольным.

Историческое происхождение имеют не только детские периоды жизненного цикла. Одно из исторически недавних приобретений человечества - выделение периода старости как психологического возраста. Появление понятия «старость» как социальной и возрас­тной категории относят к XX в.

 

Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского

Мировая психология уже не одно десятилетие поисках единой «карты психического развития», которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы.

Л.С. Выготский  выделил три способа построения возрастных периодизаций:

1. Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения процессов. Например, в соответствии с биогенетическим принципом выделяются стадия животной психики, или согласно сложившимся ступеням образования говорят о дошкольном детстве, школьном возрасте и т.д.

2. За основу периодизации детства берется какой-то один признак или сторона развития (например, сексуальное развитие в концепции 3. Фрейда).

3. Производится попытка феноменологически описать особен­ности процесса развития и выделить закономерности, как в работах А.Гезелла.

Л.С. Выготский заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениям психического развития, разворачивающимся во времени. Вместо изучения воз­растных особенностей отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания, мышления), традиционно изучаемых психологией, он предложил на первый план выдвинуть понятие «психологический возраст» и рассматривать возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития.

Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризу­ется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной   ситуацией развития. Социальная ситуация развития - это своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде все­го социальной.

Кроме того, психологический возраст характеризуется новооб­разованиями. Возрастные новообразования - это ре­зультаты возрастного развития и одновременно предпо­сылки дальнейшего развития, это новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его жизнь, весь ход его развития в данный период. Таким образом, структура пси­хологического возраста включает: 1) социальную ситуацию разви­тия, определяющую 2) «образ жизни ребенка» в процессе которого развиваются 3) новообразования в сфере сознания и личности.

Возникшие новообразования постепенно накапливаются и изменяют социальную ситуацию развития; ребенок начинает требо­вать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир. Иными словами новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые. Так происходит смена психологических возрастов.

Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сме­няющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных воз­растах развитие протекает медленно, небольшими шажками. В критические периоды, напротив, развитие совершается бурно и стремительно. Характерно резкое обострение кризиса, кульминационная точка, по которой и удобно датиро­вать кризис. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет ос­новное содержание кризисного периода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: