В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации - концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» и «неполнотой». Авторы предложили охватить две стороны – объект развития и источник.
Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности).
I. Оживление (от рождения до 12 месяцев) - общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.
II. Одушевление (11 месяцев - 6,5 лет) - общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя своё «Я сам!», осознает себя субъектом собственных хотений и умений.
III. Персонализация (5,5 - 18 лет). Партнером растущего человека становится взрослый (учитель, мастер, наставник и др.). Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее.
IV. Индивидуализация (17-42года). Партнером человека становится общество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта - индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственное «Я» (самость).
V. Универсализация (39 лет и старше) - выход за пределы развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство общечеловеческих ценностей. Люди как со-участники в построении и осмыслении того или иного события.
В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л.И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития. В работах К.Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии критический возраст включает целый ряд последовательных этапов.
Обращается внимание на то, что в поле зрения психологов должны попасть не только новообразования возраста, но и «исчезновения». Обращается внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информационную эпоху. Конец XX - начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. По мнению К. Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение отношение к человеку, определение его места в обществе, ожидания и требований в соответствие с возрастом, однако современная ситуация представляется промежуточной между едиными возрастными этапами и неопределенности индивидуального развития.
Основные направления исследований