Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина

Д.Б. Эльконин (1904-1984) подчёркивал, что ребенок с момента рождения является общественным существом. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений: «ребенок - обществен­ный предмет» и «ребенок - общественный взрослый».

В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Каждый психологический возраст характеризуется показателями:

1.Социальная ситуация развития;

2.Ведущая деятельность;

3.Основные новообразования.

Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и ха­рактер деятельности в них.  Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, ведь в системе различных видов деятельности, она занимает особое место, проходя длительный путь становления. Это не та деятельность, которая за­нимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития:

· в ведущей деятельности возникают новые типы деятельности (в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);

· в ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы (в игре формируются процессы ак­тивного воображения ребенка);

· от ведущей деятельности зависят изменения личности ребенка (в игре ребенок осваи­вает мотивы и нормы поведения людей).

Эльконин представил последовательность психологических воз­растов в детстве следующим образом:

· кризис новорожденности;

· младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственно эмоциональное общение со взрослым;

· кризис одного года;

· ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно манипулятивная) деятельность;

· кризис трех лет;

· дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра;

· кризис семи лет;

· младший школьный возраст (8-12лет) - учебная деятель­ность;

· кризис 11 - 12 лет;

· подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное об­щение со сверстниками;

· кризис 15 лет и т.д.

Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей дея­тельности другой (когда, например, игровая деятельность дошколь­ного возраста замещается другой ведущей деятельностью - учебной, -  происходит кризис.

Формирова­ние предметного действия происходит через действия - ориентировки, исполнения и контроля - наи­большее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выпол­нить действие безошибочно.  Так же деятельности могут быть выделены две стороны - мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно.

Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности). Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции.

Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что в процессе развития ре­бенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем - операционально-технической.

Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм саморегуляции в психическом развитии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: