Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д.
Абсолютное следование разработанным стандартам.
Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольший результат.
Оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата).
Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.
Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Заслуга Ф. Тейлора в том, что он впервые в истории управления начал учитывать человеческий фактор – материальное стимулирование, создание нормальных условий труда и отдыха на производстве. Установились нормы производства, которые были выполнимы. Осуществлялась дополнительная оплата тем, кто их перевыполнял. Кто производил больше, тот и получал больше.
|
|
|
основатель американской автомобильной промышленности, является крупной фигурой в истории научного менеджмента. Успех, которого он достиг в бизнесе, во многом зависит от его теории, получившей название «фордизм». Форд полагал, что правильная организация производства предполагает:
замену ручного труда машинным;
заботу о работниках, заключавшуюся в создании благоприятных условий труда (чистота в цехах, уют);
повышение качества продукции;
развитие сети сервисного обслуживания.
В своей практике он стремился расчленить процесс производства на мельчайшие операции, в результате чего движение изделий от одного работника к другому зависело лишь от скорости, с которой выполняется операция. Именно это позволило снизить себестоимость продукции.
Авторы научного управления подчеркивали важность отбора людей, их физические и интеллектуальные возможности должны соответствовать выполняемой работе.
Административная школа:
Большой вклад в развитие классического подхода к управлению был сделан А. Файолем.
А. Файоль (1841-1925) – основоположник административного подхода к управлению и основатель классической административной школы. Американцы называют Файоля "отцом менеджмента". В девятнадцать лет А.Файоль поступил в большую французскую горнодобывающую компанию, где сначала работал горным инженером, а затем стал ее генеральным управляющим. Путем умелого руководства, или «административной науки», как он называл ее, Файоль вывел компанию из состояния банкротства и сделал ее процветающей.
|
|
Если Тейлор концентрировал внимание на том, как лучше выполнять операции, задачи, функции, Файоль пытался найти ответы на вопросы, касающиеся эффективного управления в целом, изучал содержание деятельности по управлению организацией.
А. Файоль подчеркивал важность управленческой роли администратора и большое значение придавал подготовке управляющего. Он основал школу, которая собиралась раз в неделю для изучения административных проблем практических руководителей.
.Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан в первую очередь с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. А.Файоль считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха.
Особенность же учения Файоля состояла в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности – управление. Рассматривая организацию как единый организм, А. Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности или шести функций:
техническая деятельность (производство);
коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен);
деятельность безопасности (защита собственных людей);
эккаунтинг (деятельность по анализу, учету и статистике);
управление (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль).
Целью этой школы было создание универсальных принципов управления организацией.
Принципы управления:
разделение труда (специализация) - повышает квалификацию и уровень выполнения работ;
полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее соответствующая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность;
дисциплина – предполагает послушание и уважение к достигнутым между фирмой и ее работниками соглашениями;
единоначалие – работник должен получить указания только от одного непосредственного начальника;
единство направления – каждая группа, действующая в рамках одной цели, объединена единым планом и должна иметь одного руководителя;
подчиненность личных интересов общим – интересы одного человека или группы не должны превалировать над интересами компании;
вознаграждение персонала – справедливая зарплата за свою службу для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников;
централизация – правильная пропорция централизации и децентрализации в зависимости от конкретных условий;
скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих должностях от высшей до низшей. Иерархия не нужна без определенной необходимости;
место для всего и все на своем месте;
сочетание доброты и правосудия;
стабильность рабочего места для персонала - (высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, предпочтительней талантливому менеджеру, который не держится за свое место);
инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);
корпоративный дух – союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала.
Достижения административного подхода:
описание функций управления;
развитие принципов управления;
систематизированный подход к управлению всей организацией.
Поведенческая школа или школа человеческих отношений
(зародилась в 20-30- гг.)
Создателем этой школы является Элтон Мэйо (1880-1949). Он провел самое крупное эмпирическое исследование из всех исследований когда либо проводившихся в области менеджмента.
Э. Мэйо в 1927 г. в одной из бригад по сборке деталей на заводе "Уэстерн Электрик", где работали исключительно женщины, и она отличалась высокой текучестью кадров, провел следующий эксперимент: работницам увеличили освещенность рабочих мест, при этом с ними советовались, как лучше это сделать. Результаты оказались потрясающими - производительность труда выросла, увольнения сократились. Э. Мэйо пришел к выводу, что работницы высоко ценили заботу об условиях их труда в большей степени, чем некоторые условия труда как таковые и, что высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми, их совместной работой.
|
|
Данное исследование показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами.
Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, т.к. центр внимания переносился от задач, операций и функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека. Э. Мэйо утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных отношений в коллективе.
Основные достижения поведенческой школы:
использование интеллектуального потенциала работников;
учет индивидуальных особенностей человека;
преобладание психологических и социальных факторов, групповых норм поведения.
Основные рекомендации данной школы:
создание благоприятных отношений между управляющими и подчиненными;
создание благоприятного морального климата в коллективе;
предоставление работникам более широких возможностей общаться на работе, изучение потребностей работников, консультации с ними.
Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Взгляды на управление зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались
|
|
0
2. Подходы к управлению:
Управленческая мысль развивалась весьма непоследовательно. Существовало несколько подходов, которые иногда совпадали, а иногда отличались друг от друга.
Объектами управления являются люди и техника. По мере развития общества, специалисты все больше узнавали о факторах, влияющих на успех деятельности организации.
Менеджер, осуществляя управленческую функцию, использует в своей работе самые разные подходы. Наиболее известными являются:
Таблица 3. Основные подходы к управлению
Название | Краткое содержание |
1 | 2 |
Административный | При административном подходе регламентируются функции, права обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах |
Воспроизводственный | Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами |
Количественный | Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов |
Комплексный | При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента |
Маркетинговый | Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя |
Нормативный | При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении |
Поведенческий | Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности |
Процессный | При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций |
Системный | При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов |
Ситуационный | Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией |
Функциональный | Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения |
Таблица 4. Традиционное и новое мышление в менеджменте
Традиционное мышление | Новое мышление |
1. ПРОИЗВОДСТВО | |
Производственный процесс основан на глубоком технологическом разделении труда. Он требует большой заботы о сбалансировании производственных программ, длительного времени для переналадки производственного оборудования, больших издержек на перемещение и транспортирование деталей | Производство представляет собой совокупность рабочих групп с небольшой численностью работников, отвечающих за какой-либо узел, агрегат. Небольшие подразделения укомплектованы меньшим числом, но более квалифицированных людей |
2. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ | |
Снижение издержек производства связывается лишь с повышением индивидуальной производительности труда работника (интенсификацией) или через замену живого труда (внедрение новых машин), выпуск товаров большими сериями | Ведется постоянная борьба со всеми видами потерь на производстве, постоянный поиск улучшений в методах и формах организации производства, путей прогресса в области производительности, гибкости и оперативности производства, качества продукции, в уровне обслуживания потребителей, эффективности управления. |
3. КАЧЕСТВО | |
Внесение изменений в технологию производства или продукта происходит под действием рынка или в результате появления инженерных разработок. При кажущейся логике такого подхода он делает производство негибким | Улучшение качества выпускаемых изделий происходит постоянно. При необходимости создаются готовые потребности у потенциальных клиентов, являющихся объективной основой дальнейшего существования делового предприятия. Жизненный цикл товаров стал короче, номенклатура шире, объем выпуска меньше |
4. СЫРЬЕ | |
Стремление приобрести материалы по как можно более низким ценам, иметь предприятия в странах с дешевой рабочей силой. Обычный подход: из нескольких поставщиков выбирают того, у кого наиболее дешевое сырье | Резервы ищутся везде, не обязательно выбирается самое дешевое сырье |
5. ЗАПАСЫ | |
Стремление к сокращению запасов (сырья, полуфабрикатов) до минимума, но не к отказу от них | Запасы в любой форме и для любых целей не нужны. На это ориентированы многие технологии, в том числе поставки «точно в срок», «с колес», при использовании которых отпадает необходимость в складских помещениях |
6. УПРАВЛЕНИЕ | |
Организационные структуры управления производством строились по принципу управленческих пирамид в виде нагромождения линейных и функциональных служб и подразделений друг над другом. В этих условиях выделялись четыре сферы деятельности: инженерные разработки, производство, сбыт и финансы | Отказ от традиционной структуры управления. Здесь строго действуют по правилу – создать управленческую команду под конкретную цель, проблему, задачу. Такие команды включают руководителей и исполнителей, новаторов и изобретателей, инженеров и торговых работников. Они знают цель, обладают необходимыми знаниями, несут ответственность от начала работы до ее завершения |
7. ПЕРСОНАЛ | |
Традиционная безработица (увольнение работников в период плохой хозяйственной конъюнктуры) рассматривается как положительный фактор | Новая управленческая стратегия исходит из того, что безработица – это прежде всего символ варварского отношения к человеческому капиталу, показатель безграмотного управления трудовыми ресурсами. «Пожизненный найм – одно из свидетельств нового подхода |
|
Таблица 5. Периодизация менеджмента, главных проблем и методов решения
Период, годы | Главные проблемы предприятия | Ключевые решения менеджмента | Научные школы и подходы |
Начало ХХ в. - 1935 | Эффективное функционирование крупной организации | Формирование иерархических структур менеджмента | Рационалистическая школа |
1936 - 1955 | Максимизация выпуска продукции и рост эффективности | Рост производительности труда | Школа человеческих отношений и поведенческих наук |
1955-1970 | Управленческий контроль за всеми параметрами | Построение и взаимодействие систем | Системный подход |
1971-1980 | Обеспечение конкуренции и завоевания рынков | Стратегическое планирование | Ситуационный подход |
1981-1985 | Эффективность реализации целей | Формирование культуры организации | Ситуационный подход |
1986-1990 | Адаптация к изменениям | Инновационный менеджмент | Ситуационный подход |
Настоящее время | Максимальное использование всех возможностей менеджмента | Лидерство | Ситуационный и новые подходы |
Задание: руководствуясь схемой, определите, какова объективная логика развития управленческих проблем предприятий и насколько адекватны способы их разрешения?
Лекция 3