Основные принципы научного управления Тейлора

 Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д.

 Абсолютное следование разработанным стандартам.

 Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольший результат.

 Оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата).

 Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.

 Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

  Заслуга Ф. Тейлора в том, что он впервые в истории управления начал учитывать человеческий факторматериальное стимулирование, создание нормальных условий труда и отдыха на производстве. Установились нормы производства, которые были выполнимы. Осуществлялась дополнительная оплата тем, кто их перевыполнял. Кто производил больше, тот и получал больше.

Далеко не всем известно, что   Генри Форд,  который известен как

основатель американской автомобильной промышленности, является крупной фигурой в истории научного менеджмента. Успех, которого он достиг в бизнесе, во многом зависит от его теории, получившей название «фордизм». Форд полагал, что правильная организация производства предполагает:

 замену ручного труда машинным;

заботу о работниках, заключавшуюся в создании благоприятных условий труда (чистота в цехах, уют);

повышение качества продукции;

развитие сети сервисного обслуживания.

В своей практике он стремился расчленить процесс производства на мельчайшие операции, в результате чего движение изделий от одного работника к другому зависело лишь от скорости, с которой выполняется операция. Именно это позволило снизить себестоимость продукции.

 

Авторы научного управления подчеркивали важность отбора людей, их физические и интеллектуальные возможности должны соответствовать выполняемой работе.

 

Административная школа:

Большой вклад в развитие классического подхода к управлению был сделан А. Файолем.

А. Файоль (1841-1925) – основоположник административного подхода к управлению и основатель классической административной школы. Американцы называют Файоля "отцом менеджмента". В девятнадцать лет А.Файоль поступил в большую французскую горнодобывающую компанию, где сначала работал горным инженером, а затем стал ее генеральным управляющим. Путем умелого руководства, или «административной науки», как он называл ее, Файоль вывел компанию из состояния банкротства и сделал ее процветающей.

Если Тейлор концентрировал внимание на том, как лучше выполнять операции, задачи, функции, Файоль пытался найти ответы на вопросы, касающиеся эффективного управления в целом, изучал содержание деятельности по управлению организацией.

А. Файоль подчеркивал важность управленческой роли администратора и большое значение придавал подготовке управляющего. Он основал школу, которая собиралась раз в неделю для изучения административных проблем практических руководителей.

.Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан в первую очередь с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. А.Файоль считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха.

Особенность же учения Файоля состояла в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности – управление. Рассматривая организацию как единый организм, А. Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности или шести функций:

техническая деятельность (производство);

коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен);

деятельность безопасности (защита собственных людей);

эккаунтинг (деятельность по анализу, учету и статистике);

управление (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль).

Целью этой школы было создание универсальных принципов управления организацией.

Принципы управления:

 разделение труда (специализация) - повышает квалификацию и уровень выполнения работ;

 полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее соответствующая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность;

 дисциплина – предполагает послушание и уважение к достигнутым между фирмой и ее работниками соглашениями;

 единоначалие – работник должен получить указания только от одного непосредственного начальника;

 единство направления – каждая группа, действующая в рамках одной цели, объединена единым планом и должна иметь одного руководителя;

 подчиненность личных интересов общим – интересы одного человека или группы не должны превалировать над интересами компании;

 вознаграждение персонала – справедливая зарплата за свою службу для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников;

централизация – правильная пропорция централизации и децентрализации в зависимости от конкретных условий;

 скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих должностях от высшей до низшей. Иерархия не нужна без определенной необходимости;

 место для всего и все на своем месте;

 сочетание доброты и правосудия;

 стабильность рабочего места для персонала - (высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, предпочтительней талантливому менеджеру, который не держится за свое место);

 инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);

  корпоративный дух – союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Достижения административного подхода:

 описание функций управления;

  развитие принципов управления;

 систематизированный подход к управлению всей организацией.

Поведенческая школа или школа человеческих отношений

(зародилась в 20-30- гг.)

       Создателем этой школы является Элтон Мэйо (1880-1949). Он провел самое крупное эмпирическое исследование из всех исследований когда либо проводившихся в области менеджмента.

Э. Мэйо в 1927 г. в одной из бригад по сборке деталей на заводе "Уэстерн Электрик", где работали исключительно женщины, и она отличалась высокой текучестью кадров, провел следующий эксперимент: работницам увеличили освещенность рабочих мест, при этом с ними советовались, как лучше это сделать. Результаты оказались потрясающими - производительность труда выросла, увольнения сократились. Э. Мэйо пришел к выводу, что работницы высоко ценили заботу об условиях их труда в большей степени, чем некоторые условия труда как таковые и, что высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми, их совместной работой.

Данное исследование показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами.

Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, т.к. центр внимания переносился от задач, операций и функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека. Э. Мэйо утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных отношений в коллективе.

Основные достижения поведенческой школы:

использование интеллектуального потенциала работников;

учет индивидуальных особенностей человека;

преобладание психологических и социальных факторов, групповых норм поведения.

Основные рекомендации данной школы:

создание благоприятных отношений между управляющими и подчиненными;

создание благоприятного морального климата в коллективе;

предоставление работникам более широких возможностей общаться на работе, изучение потребностей работников, консультации с ними.

Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Взгляды на управление зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались

 

 

0

2. Подходы к управлению:

Управленческая мысль развивалась весьма непоследовательно. Существовало несколько подходов, которые иногда совпадали, а иногда отличались друг от друга.

       Объектами управления являются люди и техника. По мере развития общества, специалисты все больше узнавали о факторах, влияющих на успех деятельности организации.

Менеджер, осуществляя управленческую функцию, использует в своей работе самые разные подходы. Наиболее известными являются:

 

 

Таблица 3. Основные подходы к управлению

 

 

Название Краткое содержание
1 2
Административный При административном подходе регламентируются функции, права обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах
Воспроизводственный Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами
Количественный Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов
Комплексный При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента
Маркетинговый Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя
Нормативный При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении
Поведенческий Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности
Процессный При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций
Системный При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов
Ситуационный Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией
Функциональный Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения

 

 

Таблица 4. Традиционное и новое мышление в менеджменте

 

 

Традиционное мышление Новое мышление

1. ПРОИЗВОДСТВО

Производственный процесс основан на глубоком технологическом разделении труда. Он требует большой заботы о сбалансировании производственных программ, длительного времени для переналадки производственного оборудования, больших издержек на перемещение и транспортирование деталей Производство представляет собой совокупность рабочих групп с небольшой численностью работников, отвечающих за какой-либо узел, агрегат. Небольшие подразделения укомплектованы меньшим числом, но более квалифицированных людей

2. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Снижение издержек производства связывается лишь с повышением индивидуальной производительности труда работника (интенсификацией) или через замену живого труда (внедрение новых машин), выпуск товаров большими сериями Ведется постоянная борьба со всеми видами потерь на производстве, постоянный поиск улучшений в методах и формах организации производства, путей прогресса в области производительности, гибкости и оперативности производства, качества продукции, в уровне обслуживания потребителей, эффективности управления.

3. КАЧЕСТВО

Внесение изменений в технологию производства или продукта происходит под действием рынка или в результате появления инженерных разработок. При кажущейся логике такого подхода он делает производство негибким Улучшение качества выпускаемых изделий происходит постоянно. При необходимости создаются готовые потребности у потенциальных клиентов, являющихся объективной основой дальнейшего существования делового предприятия. Жизненный цикл товаров стал короче, номенклатура шире, объем выпуска меньше

4. СЫРЬЕ

Стремление приобрести материалы по как можно более низким ценам, иметь предприятия в странах с дешевой рабочей силой. Обычный подход: из нескольких поставщиков выбирают того, у кого наиболее дешевое сырье Резервы ищутся везде, не обязательно выбирается самое дешевое сырье

5. ЗАПАСЫ

Стремление к сокращению запасов (сырья, полуфабрикатов) до минимума, но не к отказу от них Запасы в любой форме и для любых целей не нужны. На это ориентированы многие технологии, в том числе поставки «точно в срок», «с колес», при использовании которых отпадает необходимость в складских помещениях

6. УПРАВЛЕНИЕ

Организационные структуры управления производством строились по принципу управленческих пирамид в виде нагромождения линейных и функциональных служб и подразделений друг над другом. В этих условиях выделялись четыре сферы деятельности: инженерные разработки, производство, сбыт и финансы Отказ от традиционной структуры управления. Здесь строго действуют по правилу – создать управленческую команду под конкретную цель, проблему, задачу. Такие команды включают руководителей и исполнителей, новаторов и изобретателей, инженеров и торговых работников. Они знают цель, обладают необходимыми знаниями, несут ответственность от начала работы до ее завершения

7. ПЕРСОНАЛ

Традиционная безработица (увольнение работников в период плохой хозяйственной конъюнктуры) рассматривается как положительный фактор Новая управленческая стратегия исходит из того, что безработица – это прежде всего символ варварского отношения к человеческому капиталу, показатель безграмотного управления трудовыми ресурсами. «Пожизненный найм – одно из свидетельств нового подхода  

 

Вопросы для контроля: 1. Что Вам известно из истории возникновения и развития управленческих идей? 2. Кто является родоначальником менеджмента? Каковы его основные идеи? 3. В чем заключается концепция А.Файоля? 4. Какие положения школы научного менеджмента до сих пор используются при управлении организацией? 5. В чем состоит сущность школы поведенческих наук?    

 

Таблица 5. Периодизация менеджмента,  главных проблем и методов решения

 

Период, годы Главные проблемы предприятия Ключевые решения менеджмента Научные школы и  подходы
Начало ХХ в. - 1935 Эффективное функционирование крупной организации Формирование иерархических структур менеджмента Рационалистическая школа
  1936 - 1955 Максимизация  выпуска продукции и рост эффективности Рост производительности труда Школа человеческих отношений и поведенческих наук
1955-1970 Управленческий контроль за всеми параметрами Построение и взаимодействие систем Системный подход
1971-1980 Обеспечение конкуренции и завоевания рынков Стратегическое планирование Ситуационный подход
1981-1985 Эффективность реализации целей Формирование культуры организации Ситуационный подход
1986-1990 Адаптация к изменениям Инновационный менеджмент Ситуационный подход
Настоящее время Максимальное использование всех возможностей менеджмента Лидерство Ситуационный и новые подходы

 

 

       Задание: руководствуясь схемой, определите, какова объективная логика развития управленческих проблем предприятий и насколько адекватны способы их разрешения?

 

           

                                                                                                    Лекция 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow