Объекты и субъекты управления

УПРАВЛЕНИЕ   представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления.

Объект управления – часть окружающей среды, персонал фирмы, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество продукции, коллектив и т.д.).

Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение.

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которое содержит информацию о том, как должен функционировать объект управления.

Объект управления получает данные импульсы (команды) и действует в соответствии с ними.

 


прямое

воздействие                                                               обратная связь

 

 




Рисунок 1.   Управляющая и управляемая подсистемы системы управления

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся частью организации, которую называют системой управления. Система управления – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность.

 

Уровни   управления

На высшем уровне (институциональном) – руководители вырабатывают цели организации и разрабатывают долгосрочные планы. На среднем (управленческом) – согласовывают усилия различных подразделений организации. На низшем (техническом) – занимаются ежедневными операциями и действиями.

 Руководители низового звена (младшие начальники) – контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится очень много общаться со своими подчиненными и совсем мало – со своим начальством. Должност и на этом уровне: мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены, бригадир, клерки.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. В их компетенцию входят: планирование, организация НИОКР, производство и сбыт, обеспечение информационных потоков, текущий контроль, учет и работа с кадрами.

Например, на промышленном предприятии начальник производственного отдела координирует работу руководителей низового звена, анализирует данные о производительности труда. Должности: заместители управляющих заводами, отделениями, начальник цеха, начальник подразделений отделов и групп центральных контор, директор филиала. Руководители среднего звена связывают работу руководителей высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне управления,  и передают эти решения в трансформированной форме (в виде конкретных заданий) руководителям низовых звеньев.

Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации решения и влияют на весь облик организации. Должности: генеральный директор; в государстве – министр; в университете – ректор, проректор.

 

                       

       Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки.

Факторы, оказывающие влияние на реформирование российского менеджмента:

  экономическая и политическая нестабильность в стране;

  спад промышленного и сельскохозяйственного производства;

  высокий уровень безработицы;

  высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;

  высокий уровень инфляции;

  низкая платежеспособность многих организаций;

  несовершенная и нестабильная законодательная база;

  коррумпированность государственных и местныхорганов регулирования экономики;

 неразвитость рыночных отношений; инфраструктуры рынка; информационной среды (неопределенность, высокий уровень риска);

 высокий уровень криминализации экономики, незащищенность предпринимателей от криминальных структур.

 

  Особенности российского менеджмента:

* наличие командной системы во многих организациях ( руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных (и они вынуждены топтаться на месте);

* менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, норовят все сделать сами, лично контролировать.

Причины этого:

недоверие к подчиненным;

недостаточная квалификация последних;- неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров - наилучший способ мотивации (приобщение к делу, наделение долей в бизнесе менеджерским пакетом акций, выплата процентов от прибыли, перспектива карьерного роста);

* слепое копирование западных методовуправления организацией. Многое из того, что хорошо в США или Германии, неприемлемо для России. Необходимо использовать лучшее с учетом особенностей национальной экономики;

* отсутствие гибкости у высшего менеджмента. Директора многих организаций стремятся действовать по привычке. Не умеют гибко реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, влияющих на положение организации, а значит, не могут принимать эффективные меры и решения, приспосабливаться к новым условиям;

* перекладывание ответственности на правительство, привычка надеяться на помощь государства, которая сохранилась до сих пор. Многие менеджеры организаций обвиняют в своих неудачах президента, кого угодно, только не себя, считая, что государство должно отвечать за их беспомощность, за неумение приспособиться к новой ситуации. Тем не менее, выживание организаций теперь зависит почти полностью от того, кто и как ими управляет. Если организации управляются знающими, опытными менеджерами, которые эффективно используют все имеющиеся ресурсы, в том числе трудовые, то организации достигнут стабильности независимо от того, что происходит в стране;

* слабое знание и учет менеджерами в хозяйственной деятельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов;

* отсутствие необходимых сложившихся норм деловой этики бизнеса, нарушения этических правил при осуществлении хозяйственных операций;

* отсутствие у менеджеров знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления. Большинство из них работает по принципу: главное – любой ценой заработать как можно больше денег сегодня. Это приводит к появлению огромного количества фирм-однодневок, ничего не дающих обществу, что отрицательно сказывается на построении рыночной экономики;

* зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы. Имеет место бесправие наемных работников и произвол руководства. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров;

* неуважение к людям и игнорирование этики управления. Работники всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег. Сделки, а следовательно, и деньги нового работника могут быть присвоены руководством и поделены между ним и основным "костяком" сотрудников. Обман и хамство, стали нормой поведения некоторых руководителей.

 Особенно это относится к так называемым "пульсирующим" фирмам, специфика которых заключается в постоянном наборе и увольнении через короткий промежуток времени новых сотрудников без оплаты их труда;

* низкий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации управленческих процессов.

 

Несмотря на перечисленные характеристики, российский менеджмент еще находится в стадии формирования и развития.

Таблица 1.   Хронология науки об управлении

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
5000 до н.э. Шумеры Письменность, регистрация фактов
4000 Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
2600 Египтяне Децентрализация в организации управления
1800 Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности
1491 Евреи Концепция организации, скалярный принцип
600 Навуходоносор Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
400 Сократ Формулировка принципа универсальности менеджмента
400 Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида искусства
175 Катон Использование описаний работ
20 н.э. Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения
1100 Газали Требования к менеджеру
1835 Маршалл, Логман Признание и обсуждение относительной важности менеджмента
1881 Джозеф Вартон Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента
1900 Фредерик У. Тейлор Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; функциональная организация, оценка себестоимости, исследование рабочего времени, определение научного менеджмента; упор на работу менеджера, исследования, стандарты, планирование, контроль
1916 Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, функции менеджмента, принципы менеджмента, признание необходимости преподавания менеджмента
  Александ Г. Черч Функциональная концепция менеджмента
1919 Моррис Л. Кук Различные области использования менеджмента
1927 Элтон Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
1949 Норберт Винер Разработка системного анализа в теории информации
1976 Ромари Стюарт Альтернатива и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях
1985 Том Петерс Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации – как важному ресурсу развития бизнеса

Таблица 2. Сравнение японского и американского менеджмента

Японская модель Американская модель

1. Философия фирмы

Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих

2. Цели фирмы

Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков

3. Организационная структура управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления Корпорация состоит из автономных отделений.     Использование матричных структур управления

4. Наем и кадровая политика

Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет.     Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (уравнительная зарплата) Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса.     При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.

5. Организация производства и труда

Основное внимание уделяется – низовому звену производства. Используется система «точно вовремя» (канбан) без создания запасов и межоперационных заделов Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз «Действуй по обстановке». Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работу на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации.   Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.

6. Стимулирование работников

При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада).   Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организация 0коллективного отдыха и др. Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

7. Внутрифирменное планирование

Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделения фирмы. В плане отделения показываются объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков. Процесс планирования децентрализован. Отделениями планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые могут корректироваться в течение года. По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры» (СХЦ).

8. Финансовая политика

Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций
Широкое привлечение заемных средств Самофинансирование корпораций

Вопросы для контроля:

1. Что включает в себя понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?

2. Назовите объекты и субъекты управления.

3. Какие обязанности выполняет руководитель высшего, среднего и низового звеньев управления?

4. Каковы цели и задачи управления организациями?

5. Что вам известно об истории возникновения и развития управленческих идей?

6. Каковы особенности современного российского менеджмента?

Тест 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: