Подразделения экологии как науки

 

В содержательном и предметном отношении экологию как науку делят на две основные части: аутоэкологию и синэкологию (Одум, 1975).

 

Аутоэкология изучает индивидуальные организмы и отдельные виды. При этом, как правило, особое внимание уделяется жизненным циклам и поведению как способам приспособления к среде (по Ю. Одуму).

 

Синэкология изучает группы организмов, составляющих определенные сообщества (по Ю. Одуму).

 

Так, если изучается отношение дуба черешчатого (одного дерева или вида в целом), сосны обыкновенной, березы повислой и т.п. к среде, то такое исследование само по себе является аутоэкологическим. Если же изучается лес, в котором как в системе или сообществе произрастает этот дуб (или сосна обыкновенная или береза повислая), то подход будет синэкологическим. В первом случае все внимание сосредоточено на отдельно взятом организме, и цель исследования состоит в том, чтобы увидеть, как он вписывается в общую экологическую картину, подобно тому как, рассматривая картины живописи, можно сосредоточить свое внимание на каком-то отдельном фрагменте. Во втором случае рассматривается картина в целом, и если продолжить аналогию с живописью, можно заявить, что изучается композиция картины, которая называется «Окружающая среда».

 

Вместе с тем в последнее время в экологии как науке выделяют новые части и направления: аутоэкологию, демэкологию и др.

 

Связь экологии как науки с другими науками и профильными дисциплинами направления подготовки магистров

Как самостоятельная наука экология связана с многими другими науками и научными направлениями. Вы легко сможете сами сформировать перечислить перечень наук и направлений и обосновать (детализировать) связь экологии с ними…

 

Задание 3. Перечислите перечень наук и направлений и обоснуйте (детализируйте) связь экологии с ними. Дайте расширенную трактовку этого обоснования в контексте содержательной связи (взаимосвязи) наук, их разделов и (или) направлений науки. Представьте графическую визуализацию связей экологии с другими науками.

 

Обучающиеся самостоятельно разрабатывают несколько версий (редакций) собственного обоснования связи экологии как науки с другими науками и их разделами или с направлениями науки (в более широком смысле слова).

Для повышения эффективности своей работы они используют доступные им ресурсы сети Интернет и существующие на данный момент сведения по данному вопросу. На этом этапе осуществляется индивидуальная работа обучающихся.

Предложенные индивидуальные версии (редакционные формы) обоснований связи экологии как науки с другими науками обсуждаются обучающимися (работа обучающихся в команде) в ходе дискуссии в форме круглого стола. При этом выявляются их (обоснований) сильные и слабые стороны, даются предложения по усовершенствованию каждого из предложенных обоснований отдельно (каждое обоснование «имеет право на жизнь»).

На следующем этапе работы обучающихся в команде проводится мозговой штурм и вырабатывается единое (общее для всех) текстовое и графическое (в виде диаграммы, логической схемы, блок-схемы и пр.) обозначение связи экологии с другими науками. Выработанный текст вносится в портфолио и записывается на доске или экране.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: