Признаки – дескрипторы – урбанизации

Характерными признаками урбанизации выступают (по Владимирову В.В., 1999):

- рост городов (по численности жителей, количеству жилых и нежилых зданий и размерам);

- рост и развитие экономической базы, городов;

- расширение площади городских застроенных территорий;

- увеличение числа автомобилей;

- развитие средств и систем общественного транспорта;

- развитие сферы потребления.

 

Эти явления, как их следствие, неразрывно связаны со все большим натиском городов и других населенных мест на окружающую городскую среду, масштабы которого растут год от года.

 

В настоящее время в городах живет большая часть населения промышленно развитых стран, причем доля городского населения продолжает увеличиваться. Это объясняет интерес к исследованию города с позиций экологии, к формированию нового направления в изучении города, получившего название экология человека и города.

 

В городах мира проживало (млн. человек): в начале XIX в. – 29,3 (3% населения Земли), к 1900 – 224,4 (13,6%), к 1950 – 729 (28,8%), к 1980 – 1821 (41,1%), к 1990 – 2261 (41%). Городское население Российской Федерации в 1996 составляло 73%. Доля городского населения (1990, %): в Европе – 73, Азии – 31, Африке – 32, Северной Америке – 75, Латинской Америке – 72, в Австралии и Океании – 71; в экономически развитых странах мира (1995, %): США – 76, Германии – 85,3, Великобритании – 89.

 

Быстрое увеличение населения городов по своим темпам намного опережает скорость развития социальных и физических структур города, которые просто необходимы для более или менее эффективного экономического развития, а также для обеспечения соответствующего уровня политических и социальных взаимосвязей.

Темпы роста городского населения и особенно больших городов, необычайно возросшие в последние десятилетия, во много раз превышали общие темпы роста населения земного шара, в свою очередь характеризовавшиеся как демографический взрыв.

Урбанизация среды обитания – это усложнение и расширение масштабов городской среды, превращение ее в реальные непосредственные условия жизни все большей части населения планеты. В связи с процессом урбанизации все больше людей становятся горожанами.

Понимая принципиальную важность и необходимость разработки глобальной стратегии устойчивого существования на Земле человеческой цивилизации, международное научное сообщество выработало специальную программу ООН «Устойчивое развитие городов». Этим подчеркивается глобальность масштабов проблем, связанных с урбанизацией. Важнейшей из этих проблем признана экологическая проблема состояния городской среды. Практически вся среда обитания человека в городе создана искусственно: многоэтажные каменные здания, покрытая асфальтом (или аналогичным материалом) практически вся поверхность городов, не занятая строениями, относительно немногочисленны и сравнительно небольшие по площади вкрапления зеленых насаждений, созданных в большинстве своем искусственно, только внешне напоминающие природные экосистемы

Невозможность простого и однозначного решения указанных проблем в короткие сроки обусловлена сложностью и системностью взаимодействия (взаимовлияния) отношений между местами расселения человека (города, поселки, иные населенные пункты). С одной стороны, окружающая среда выступает сложной системой многочисленных факторов, находящихся во взаимодействии между собой. Природа неоднородна и предстает перед нами целым комплексом различных сред: твердая, жидкая, газообразная. Формирующееся в её структуре вещество с биологических позиций не однотипно: биотическое, абиотическое, биокосное. Сами компоненты природы различны по их физической сущности, химическому составу (химизму), интенсивности обмена веществом и энергией, направлениям и структуре связей между самими компонентами. В конечном итоге этот сложный комплекс факторов и связей между ними определил возможность и направления эволюции живого мира и формирование природы в том виде, в котором она перед нами предстает. С другой стороны, искусственная среда (в том числе и прежде всего городская) также весьма сложна и многокомпонентна, обладает собственным комплексом прямых и обратных связей, характерных для сложной социально-экономической многоуровневой территориальной системы.

 

Экополис – это городское поселение (город, посёлок), при планировании, проектировании и строительстве которого учитывается комплекс экологических потребностей людей, включая создание благоприятных условий для существования многих видов растений и животных в его пределах.

 

"Моделей'' экополиса предлагалось достаточно много. Все они достаточно близки между собой, что свидетельствует о большой сходимости мнений по этому поводу. Несколько шире понимал проблему Н.Ф. Реймерс, который считал, что принципы создания экополиса должны отвечать следующим трем

основным требованиям:

1) соразмерность архитектурных форм (домов, улиц и др.) pocтy человека;

2) пространственному единству водных и озелененных площадей, создающих хотя бы иллюзию вхождения природы в город и расчленяющих его на "субгорода";

3) приватизации жилища, включающего элементы природного окружения непосредственно у дома и квартирное озеленение (на балконах, вертикальное озеленение улиц создание газонов на крышах домов и т.п.).

 

В целом же экополис - это главным образом малоэтажный город с обширными "природными каналами" садов, парков, лесопарков (даже лесов), полей, водоемов и т.п., создающий, как это было отмечено выше, благоприятные экологические условия как для жизни человека, так и для существования многих видов растений и животных в его пределах.

Самая сильная тема в идее экополиса – тема озеленения. Тезис "не зелень в городе, а город в зелени" особенно справедлив для экополиса. Более того, в условиях даже хорошо озелененного города необходимо всемерно увеличивать и усиливать автотрофный блок, снабжающий городскую экосистему органическими веществами (продукты питания и сырье для человека; корм для домашних животных) и кислородом, использовать по возможности все свободные площади (не только землю, но также стены и крыши зданий) для выращивания зеленых растений, что может в значительной степени снять зависимость города от окружающих его питающих экосистем и усилить его саморегулируемостъ.

Подобные представления об экополисе, безусловно, верны. Хотя тут же возникают вопросы. Как быть с существующими городами (возникшими и сформировавшимися ранее), особенно имеющими историческую ценность? Считать ли, что экополисы – это преимущественно новые города? Почему в малых городах, так называемых академгородках (Пущино, Протвино, Черноголовка и др.), наиболее соответствующих нашему представлению об экополисе, наблюдается повышенное число самоубийств?

Отдавая должное роли озеленения городов, удобству жилищ комфортности физической городской среды в целом, нельзя забывать и о том, что главным действующим лицом в городской экосистеме является человек. Его социальная сущность предъявляет требования к экосистеме, в которой он живет. И не только с биологических позиций. Поэтому "экологичный" город-экополис и в социально-психологическом, и в эстетическом, и в других отношениях должен быть достойной средой обитания человека. В конечном счете все поселения неизбежно должны превратиться в экополисы – таков экологический императив человеческого рода. Но это абсолютно не уменьшает актуальности создания небольших поселений, в которых, имея в виду их сопряженность с крупными культурными центрами, можно обеспечить наиболее благоприятные условия для жизни людей.

Конечно, это непростая задача. Она будет решена, вероятно, путем рассредоточения крупнейших городов, создания систем небольших, удобных для жизни поселений вокруг культурных центров, приближения процессов городского метаболизма к естественным процессам, создания "безотходных" систем расселения и мощных систем экологической компенсации - сетчато-узловой структуры зеленых насаждений, воссоздания особо ценных и живописных ландшафтов и памятников культуры, строительства совершенных транспортных коммуникаций и т.д. По существу, робкие, совсем недостаточные еще шаги на пути оздоровления городской среды, предпринимаемые сегодня, - это одновременно и путь к созданию экополисов.

 

Территория – это важнейший фактор развития городов не только потому,

что она необходима для их застройки и роста, но и потому, что без открытых пространств города и системы расселения существовать не могут.

 

Проблема открытых пространств, как и проблема резервных территорий для городского развития, особенно актуальна в сильно урбанизированных плотно заселенных странах. В Нидерландах, например, на каждого жителя приходится немногим более 0,25 гa, включая городские, сельскохозяйственные земли, национальные парки и т.д. Население Нидерландов уже в течение нескольких столетий ведет героическую борьбу с морем, отвоевывая у него новые земли.

 

Причины урбанизации

Основными причинами урбанизации выступают:

-   развитие промышленного производства, основанного на непрерывно прогрессирующих технологиях;

-   развитие непроизводственной градообразующей деятельности;

-   межфункциональное взаимодействие указанных выше сфер деятельности (интеграция различных видов деятельности);

-   влияние мирового хозяйства, глобализация и развитие международной торговли.

 

Задание 6. Ответьте на вопрос: «Что выступает основными причинами урбанизации как явления и как процесса?». Изложите свой взгляд на поставленный вопрос и приведите собственные аргументы причин урбанизации.

 

Студенты предлагают свои ответы на поставленный вопрос. Варианты ответов записывают на доске, экране монитора, или экране медиа проектора, через компьютер. На данном этапе осуществляется индивидуальная работа студента.

Предложенные каждым обучающимся индивидуальные ответы обсуждаются обучающимися в форме свободной дискуссии (работа обучающихся в команде). При этом выявляются их (ответов на вопрос) сильные и слабые стороны, даются предложения по детализации, повышению адресности, информативности и усовершенствованию каждого из предложенных ответов.

На следующем этапе осуществляется работа обучающихся в команде и проводится обсуждение индивидуальных версий (редакций) ответов, выявляются их (ответов) сильные и слабые стороны, определяются варианты и способы усовершенствования обобщенного текста. На завершающем этапе текст «ответов» вносится в портфолио и записывается в индивидуальном файле на рабочем месте каждого из обучающихся.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: